Решение по делу № 2-4869/2016 от 22.06.2016

Дело № 2-4869/2016 г. копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«17» августа 2016 года                                 г. Пермь

    

    Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Плешивцева С.И.,

с участием представителя несовершеннолетнего ребенка Д.Д.,

с участием прокурора Л, действующей на основании удостоверения,

при секретаре Апкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <Адрес>, действующего в интересах несовершеннолетней Д. к Департаменту образования администрации <Адрес> о возложении обязанности обеспечить предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении,

установил:

<Адрес> (далее по тексту - Прокурор), действующий в интересах несовершеннолетней Д., ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации <Адрес> (далее по тексту - Департамент), просит признать незаконным бездействие ответчика по своевременному обеспечению Д., ДД.ММ.ГГГГ местом в детском дошкольном учреждении, реализующем общеобразовательную программу дошкольного образования, а также просит обязать ответчика предоставить несовершеннолетней Д., ДД.ММ.ГГГГ, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что в <Адрес> обратилась Д.– законный представитель Д., ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о непредставлении ее несовершеннолетней дочери места в МДОУ. Д. находится в регистре детей, нуждающихся в устройстве в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, утвержденном Департаментом образовании <Адрес>. В 2016 г. законный представитель обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении дочери места в МДОУ <Адрес>, вместе с тем до настоящего времени место не предоставлено. Д. выполнены все требования, предъявляемые Положением о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений <Адрес>, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденные Постановлением администрации <Адрес> от 01.03.2013г. Д. также соответствует возрастным критериям для посещения группы полного дня МДОУ. Таким образом, ответчик, не обеспечивая несовершеннолетнюю свободным местом в МДОУ по месту жительства, отказывая ей в поступлении в МДОУ на основании отсутствия свободных мест, уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него законодательством.

В судебном прокурор на требованиях настаивала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Законный представитель Д. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, пояснила, что до настоящего времени место в МДОУ её дочери не предоставлено.

Ответчик - Департамент образования администрации <Адрес> – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 16). Представил письменный отзыв на иск (л.д. 17-19), из содержания которого следует, что Департамент с иском не согласен, органы местного самоуправления с учетом выделенных бюджетных средств различных уровней организуют предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования в существующей сети муниципальных организаций. На территории <Адрес> существует муниципальная сеть - 148 МДОУ. Кроме того, органами местного самоуправления <Адрес> проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети МДОУ, в том числе с учетом Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ Также указывает, что законодатель закрепляет за органами местного самоуправления организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством администрацией <Адрес> утвержден порядок организации дошкольного образования, присмотра и ухода на территории <Адрес>, закрепленный в постановлении администрации <Адрес> от 01.03.2013г. , в соответствии с которым, комплектование МОУ осуществляется с февраля по май текущего года, с июня текущего года – распределение и направление детей в МДОУ <Адрес> для предоставления услуги дошкольного образования путем выдачи направлений в МОУ <Адрес> согласно перечню закрепленных за МОУ территорий <Адрес>: в группы с 12-часовым и 4-часовым пребыванием; с сентября и в течение года предоставление мест осуществляется при наличии свободных мест в МОУ по дате рождения детей. Д. состоит в регистре для определения в МДОУ по <Адрес>. На 04.07.2016г. по возрастной группе (1,5-3 года) состоит 4263 ребенка на 378 имеющихся мест. Перед Д. в списке состоит 1292 детей равного с ней возраста. Вместе с тем, в связи с укомплектованием на ДД.ММ.ГГГГ МДОУ, предоставить путевку в настоящее время не представляется возможным, в настоящее время осуществляется комплектование МДОУ на 2016-2017 учебный год, направления выданы детям с датой рождения 2013 год. Прием Д. в МДОУ превысит количество воспитанников, приведет к нарушению требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13, которым определено количество детей в группе. Также указано, что администрацией <Адрес> проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети, в частности в 2013г. дошкольная сеть <Адрес> увеличилась на 2554 места, в 2014 г. – на 4176 мест, к ДД.ММ.ГГГГ открыто 5 ДОУ на 830 мест. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя.

Заслушав прокурора, учитывая мнение законного представителя, возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно ст. 18, ст. 43 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п.1 ст. 2).

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п.2 ч.1 ст. 3).

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4).

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5).

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5).

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1 ч.1 ст.9).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).

Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12).

К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12).

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12).

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст. 64).

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).

Согласно п. 6, 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от ДД.ММ.ГГГГ , образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений (п.6).

Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.7).

Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Д. и Д являются родителями Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.10), Д. зарегистрирована по месту жительства на территории <Адрес>, что подтверждается, свидетельством о регистрации по месту жительства (л.д. 11).

С целью направления Д. в дошкольное образовательное учреждение Д. обращалась в уполномоченные органы с соответствующим заявлением, однако, ей сообщено, что места в детских садах комплектуются с даты рождения, в связи с чем, место будет предоставлено в порядке очередности, так как свободные места в дошкольных образовательных учреждениях отсутствуют, что подтверждается ответом Департамента образования <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-08-04-13-К-35 (л.д. 8-9).

Как следует из пояснений Д., и что не оспаривается ответчиком, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в дошкольном образовательном учреждении ее дочери не предоставлено.

Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку Конституцией РФ и федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам, как саму возможность получения образования, так общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (части 1 и ст. 43 Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетняя Д. имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, ее законный представитель обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако, соответствующей путевки до настоящего времени не получила.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушено право несовершеннолетнего на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, при этом, по смыслу положений ст., ст. 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенное право подлежит судебной защите.

Ссылка представителя Департамента образования администрации <Адрес> на существующую очередность выдачи путевок в детские сады не может быть принята судом во внимание, поскольку действующим законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.

Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений <Адрес>, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденное Постановлением Администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 112, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в ДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.

Сторонами не представлены доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации <Адрес> исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетней Д. возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Разрешая требования прокурора, суд рассматривает дело в пределах заявленных требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ) и считает, что место несовершеннолетней в дошкольном образовательном учреждении следует предоставить на территории <Адрес>, поскольку Д. проживает на территории муниципального городского округа - <Адрес>, при этом, суд также считает, что при предоставлении путевки в детский сад, ответчику следует принимать во внимание принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).

В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 16 ст. 11 Устава <Адрес>, утвержденного Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района, а из с п.2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации <Адрес>», утвержденного Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 224, основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п.2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений <Адрес>, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 112, комплектование МОУ осуществляется Департаментом образования администрации <Адрес>.

При названых обстоятельствах, на ответчика – Департамент образования администрации <Адрес> – как, на орган местного самоуправления, возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <Адрес>, при этом, Департамент образования администрации <Адрес> не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако, Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Разрешая требования прокурора по правилам ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд считает, что требования о признании незаконным бездействия ответчика по своевременному обеспечению несовершеннолетней местом в МДОУ, являются основанием заявленных требований о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении.

С учётом изложенного, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), суд считает необходимым исковые требования <Адрес> удовлетворить, следует возложить обязанность на Департамент образования администрации <Адрес> предоставить Д. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Департамент образования администрации <Адрес> предоставить Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальной дошкольной образовательной организации по месту жительства на территории <Адрес> в группе полного дня в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись     С.И.Плешивцев

Копия верна:

Судья С.И. Плешивцев

2-4869/2016

Категория:
Истцы
Денисова И.В.
Прокурор Кировского района г. Перми в интересах н/л Денисовой А.Е.
Ответчики
Департамент образования администрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
22.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2016Передача материалов судье
24.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее