Дело Уа-2076/2018
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Х 11 января 2018 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,
при секретаре Литвиновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску А1 к Призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска, Военному комиссариату Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска о признании незаконными решения о призыве на военную службу и действий военного комиссариата по призыву на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Дьяченко А.В. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного района г. Красноярска, Военному комиссариату Октябрьского и Железнодорожного района г. Красноярска о признании незаконными решения о призыве на военную службу и действий военного комиссариата по призыву на военную службу. Требования мотивирует тем, что распоряжением Губернатора Красноярского края от22 сентября 2017 года№ 560-РГ «Об организации призыва граждан 1990-1999 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябре-декабре 2017 года» создана призывная комиссия Октябрьского и Железнодорожного района г. Красноярска. Вместе с тем, представление о создании призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного района г. Красноярска было внесено Губернатору Красноярского края не военным комиссаром по муниципальным образованиям, а военным комиссаром субъекта РФ, что не соответствует требованиям ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Административный истец Дьяченко А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, представителя не направил.
Представитель Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Красноярского края» – старший помощник Военного комиссара (по правовой работе) военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска Красноярского края Лобзина Е.В., действующая на основании доверенности № 6 от 01 декабря 2017 года, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и п.1 ст. 218 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 22 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу п. 1 ст. 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии и явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
На основании ст. 23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными по состоянию здоровья.
В соответствии с положениями ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане в связи с исполнением воинской обязанности проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Порядок организации и проведения такого освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, а его финансовое обеспечение осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года № 565 по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года № 565, организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. Годность к военной службе при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению. Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии. Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (п. 17).
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Заочное (по документам) освидетельствование запрещается, если иное не определено законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. Заключение военно-врачебной комиссии выносится открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.
Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в отдел (муниципальный) для отправки к месту прохождения военной службы.
Из материалов дела видно, что Дьяченко А.В. принят на воинский учет 04 февраля 2010 года. В период осеннего призыва 2017 года Дьяченко А.В., 00.00.0000 года года рождения, прошел медицинское освидетельствование, сдал необходимые анализы, был осмотрен врачами-специалистами. По результатам медицинского освидетельствования, на основании заключений врачей-специалистов, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, выдал заключение об установлении истцу категории годности к военной службе «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
Решением Призывной комиссии от 27 октября 2017 года Дьяченко А.В., 26 августа 1993 года рождения, призван на военную службу.
После принятия решения о призыве Дьяченко А.В. была направлена повестка о явке в отдел военного комиссариата 09 ноября 2017 года для отправки в войска.
Рассматривая требования Дьяченко А.В. об оспаривании решения призывной комиссии Октябрьского района г. Красноярска о призыве на военную службу, суд установил, что указанное оспариваемое решение было принято призывной комиссией, как и определение категории годности заявителя, действия по выдаче повестки в соответствии с предоставленными ей полномочиями, на основании медицинского освидетельствования заявителя, проведенного в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Доводы административного истца о незаконности вынесенного Губернатору Красноярского края представления о создании призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного района г. Красноярска не нашли своего подтверждения в судебном заседании по следующим основаниям.
ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» является юридическим лицом, в структуру которого входит военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска Красноярского края.
Согласно п. 20 Положения о военных комиссарах, утв. Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609, военный комиссариат возглавляет военный комиссар. Военный комиссар назначается на должность и освобождается от должности командующим войсками военного округа после согласования его кандидатуры с Министром обороны Российской Федерации. Военный комиссар непосредственно подчиняется начальнику штаба – первому заместителю командующего войсками военного округа.
Указанный порядок назначения на должность и порядок подчиненности военного комиссара относится к должности военный комиссар субъекта. Военный комиссар Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска подчиняется непосредственно Военному комиссару Красноярского края.
Во исполнение положений п. 1 ст. 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Красноярского края» организует призыв на военную службу граждан, не прибывающих в запасе, в том числе через военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска.
Из анализа приведенных выше норм следует, что призывные комиссии Красноярского края создаются распоряжением Губернатора Красноярского края по представлению военного комиссара Красноярского края.
В силу изложенного суд находит, что призывная комиссия создана с соблюдением закона, по представлению уполномоченного лица – военного комиссара Красноярского края, все члены призывной комиссии имели право на участие в комиссии и дачу заключения о состоянии здоровья призывника и категории годности его к прохождению военной службы.
При таких обстоятельствах суд признает необоснованным требования Дьяченко А.В. о признании незаконными решения призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска от 27 октября 2017 года о призыве на военную службу, действий военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска Красноярского края по выдаче повестки и находит необходимым в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме, так как судом не установлено нарушений закона в действиях призывной комиссии, военного комиссариата.
Оспариваемым решением и действиями административному истцу не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, а также не возложена какая-либо незаконная обязанность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-176,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления А1 к Призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска, Военному комиссариату Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска о признании незаконными решения о призыве на военную службу и действий военного комиссариата по призыву на военную службу – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Подписано председательствующим
Копия верна
Судья Ерохина А.Л.