Решение по делу № 2-240/2022 от 24.10.2022

Дело

УИД 24RS0-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2022 года                             <адрес>

Саянский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.М.,

при секретаре ФИО2,

с участием ответчика ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и торговли <адрес> к ФИО1 о взыскании субсидии

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства и торговли <адрес> обратилось с иском к ФИО1 о взыскании субсидий, ссылаясь на то, что Индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на основании п.п. «а» п.1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края», Государственной программы <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и поданного ею заявления, в соответствии с Соглашением1 от 10.03.2021г. предоставлена субсидия на возмещение части затрат на содержание коров и нетелей крупного рогатого скота в сумме 294 600 рублей. Истец перечислил субсидию Ответчику ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением. В соответствии с п.п. 4.1.4, 4.3.2. Соглашения ответчик обязан обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии, а именно сохранить поголовье коров мясного направления продуктивности в количестве 30 голов к ДД.ММ.ГГГГ и сообщить Министерству о достижении значений результатов предоставления субсидии, представив не позднее ДД.ММ.ГГГГ соответствующий отчет. В связи с непредставлением отчета о достижении показателей результативности, Министерство получило выписку из ЕГРИП, согласно которой Ответчик ДД.ММ.ГГГГ прекратила деятельность в качестве КФХ по собственному решению. Оценив данный факт, Министерство пришло к выводу об одностороннем отказе Ответчика от исполнения обязательств, принятых на основании соглашения, и невозможности его фактического исполнения Ответчиком вследствие утраты статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 27 ст. 5 Закона (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Министерством издан приказ о применении к Ответчику меры ответственности в виде возврата в бюджет субсидии, который был направлен в адрес ответчика и получен ею 10.06.2022г. Требование о возврате субсидии Ответчиком до настоящего времени не исполнено. Просят взыскать с ФИО1 субсидию в сумме 294 600,00 рублей.

В судебное заседание представитель истца Министерства сельского хозяйства и торговли <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеются сведения, в заявление ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что действительно являлась индивидуальным предпринимателем, подтвердила, что как предпринимателю ей была предоставлена указанная субсидия. ДД.ММ.ГГГГ она прекратила деятельность ИП по состоянию здоровья, считает что не должна возвращать субсидию, так как получив субсидию, она фактически проработала календарный год.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из абзаца 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, не предусмотренный ГК РФ не допускаются (п. 1 статьи 310 ГК РФ).

В части 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Согласно п.п. «а» п.1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4675) предусмотрено возмещение части затрат на содержание коров и нетелей крупного рогатого скота, средства на возмещение части затрат на содержание коров и нетелей крупного рогатого скота предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, вновь созданным сельскохозяйственным товаропроизводителям в форме субсидий:

а) на возмещение части затрат на содержание коров и нетелей крупного рогатого скота, от которых получен живой приплод в году, предшествующем году предоставления субсидии.

В соответствии с п. 5 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4675) Если получатель субсидий в случаях, установленных настоящим Законом, не возвратил субсидии в установленный срок или возвратил их не в полном объеме, орган исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса обращается в суд с заявлением о взыскании перечисленных сумм субсидий в доход краевого бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на основании и.и. «а» п.1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края», Государственной программы <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и поданного ею заявления, в соответствии с Соглашением между главным распорядителем средств краевого бюджета и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом –производителем товаров, работ и услуг о предоставлении субсидии из краевого бюджета на компенсацию части затрат на содержание коров и нетелей крупного рогатого скота от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством сельского хозяйства и торговли <адрес>, которому как получателю средств краевого бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, именуемый в дальнейшем «Главный распорядитель» и ИП КФХ ФИО1, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке агропромышленного комплекса края и развития сельских территорий» предоставлена субсидия на возмещение части затрат на содержание коров и нетелей крупного рогатого скота в сумме 294 600 рублей. Согласно п.3.4 Соглашения Условием предоставления Субсидии является согласие Получателя на осуществление Главным распорядителем, службой финансово экономического контроля и контроля в сфере закупок <адрес>, а также Счетной палатой <адрес> пределах своих полномочий, установленных действующим законодательством, проверок соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления Субсидии.

Субсидия главным распорядителем Министерством сельского хозяйства и торговли <адрес> перечислена ИП КФХ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением №.331507 от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено ответчиком ФИО1 в судебном заседании.    

В соответствии с п.п. 4.1.4, 4.3.2. Соглашения Ответчик ИП Глава КФХ ФИО1 обязана обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии, а именно сохранить поголовье коров мясного направления продуктивности в количестве 30 голов к ДД.ММ.ГГГГ и сообщить министерству о достижении значений результатов предоставления субсидии, представив не позднее ДД.ММ.ГГГГ соответствующий отчет. В соответствии с п.п.4.3.5.2 Соглашения получатель обязуется возвращать в краевой бюджет Субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании; возвращать в краевой бюджет средства в размере, определенном по форме в соответствии с приложением к Соглашению, являющимся неотъемлемой частью Соглашения, в случае принятия Главным распорядителем решения о применении к Получателю мер ответственности в виде возврата части перечисленных средств субсидии в доход краевого бюджета в соответствии с пунктом 4.1.8 Соглашения, в срок, установленный Главным распорядителем в уведомлении о применении мер ответственности; 4.3.6 обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых Главному распорядителю в соответствии с Соглашением; 4.3.7 выполнять иные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Порядком предоставления субсидии. Согласно п.6.4 расторжение Соглашения возможно в случае реорганизации или прекращения деятельности Получателя.

Согласно выписке из ЕГРИП Ответчик ИП Глава КФХ ФИО1 действовала с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ прекратила деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства по решению членов КФХ, что свидетельствует об одностороннем отказе Ответчика от исполнения обязательств, принятых на основании соглашения, и невозможности его фактического исполнения Ответчиком вследствие утраты статуса индивидуального предпринимателя, поскольку предоставленная субсидия имеет специальный субъектный состав, а именно может быть предоставлена только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на возмещение части затрат на содержание коров и нетелей крупного рогатого скота.

В соответствии с п.27 ст.5 Закона (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) министерством издан приказ о применении к Ответчику меры ответственности в виде возврата в бюджет субсидии, который получен ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Требование о возврате субсидии Ответчиком ФИО1 до настоящего времени не исполнено.

По смыслу ст. ст. 23 и 24 ГК РФ прекращение статуса индивидуального предпринимателя (главы крестьянского фермерского хозяйства) не влечет прекращения его обязательств по договору (в данном случае соглашению), поскольку в соответствии со ст. 309 ГК РФ гражданско-правовые обязательства должны быть исполнены надлежащим образом. Утратив статус индивидуального предпринимателя, физическое лицо лишается возможности заниматься предпринимательской деятельностью, но продолжает нести перед кредиторами имущественную ответственность по неисполненным обязательствам.

Следовательно, и после прекращения предпринимательской деятельности ответчик продолжает нести имущественную ответственность по исполнению принятых на себя договорных обязательств по Соглашению.

Определением Мирового судьи судебного участка в <адрес> принятый ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании с ФИО1 указанной субсидии - отменен 04.10.2022

Удовлетворяя требования министерства, суд признает ответчика обязанным возвратить сумму предоставленной ему субсидии.

Доводы ответчика ФИО1 о прекращении деятельности ИП КФХ ФИО1 по состоянию здоровья не имеют правового значения при рассмотрении спора о возврате субсидии по вышеизложенным основаниям.

На основании ч.1 ст. 103 ГПК РФ следует взыскать с ФИО1 госпошлину в местный бюджет в сумме 6 146 (шесть тысяч сто сорок шесть) рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства сельского хозяйства и торговли <адрес> к ФИО1 о взыскании субсидии удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,(ИНН 24300004404) в пользу субъекта РФ <адрес> с зачислением в доход бюджета <адрес> в возврат субсидии на компенсацию затрат на содержание коров и нетелей сумму 294 600 (двести девяносто четыре тысячи шестьсот) рублей.

Реквизиты для возврата средств в краевой бюджет

Получатель: УФК по <адрес> (министерство сельского хозяйства и торговли <адрес> л/с 04192003660),

ИНН 2466213840, КПП 246601001,

Счет получателя 03 Отделение Красноярск банка, <адрес> БИК 010407105; кор. счет 40

В поле 104 платежного документа указать код дохода:

12

В поле 105 указать ОКТМО 04701000;

В назначении платежа указать: возврат субсидии на компенсацию затрат на содержание коров и нетелей.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (ИНН 24300004404) госпошлину в местный бюджет в сумме 6 146 (шесть тысяч сто сорок шесть) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Саянский районный суд.

Мот решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Председательствующий                        Морозова Л.М.

2-240/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края
Ответчики
Карпенко Любовь Тимофеевна
Суд
Саянский районный суд Красноярского края
Судья
Морозова Людмила Михайловна
Дело на странице суда
sayansk.krk.sudrf.ru
24.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2022Передача материалов судье
27.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2022Судебное заседание
22.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее