Докладчик Лысенин Н.П. Апелляционное дело № 33-3489/2018
Судья Кириллова С.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ8 августа 2018 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Алексеевой Г.И. и Степановой З.А.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Игониной Нины Михайловны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новочебоксарск Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) о взыскании денежных средств, перерасчете пенсии, компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе Игониной Нины Михайловны на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 10 мая 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Игонина Н.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новочебоксарск Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) (далее – УПФ РФ в г.Новочебоксарск) о взыскании недополученной пенсии за период с 01.01.2002 по 01.02.2003 в размере 13611,87 рублей; возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии за период с 01.01.1998 по 31.12.2001 с учетом повышающего коэффициента 2.0 в течение 1 месяца, с даты вступления решения суда в законную силу и выплатить разницу между полученной пенсией и пенсией с учетом перерасчета; о взыскании компенсации морального вреда в размере 600000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что Игонина Н.М. является получателем пенсии по старости с /.././../.1989 в соответствии с подпунктом «д» пункта 16 Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях». После переезда из районов Крайнего Севера ответчиком неверно исчислен ее трудовой стаж, с применением повышающего коэффициента 1.5, хотя к этому времени она имела коэффициент 2,0, что отразилось на размере получаемой пенсии. Исходя из расчета стажа для начисления индивидуального коэффициента пенсионера видно, что период ее работы с 05.11.1963 по 05.09.1972 учтен как общий трудовой стаж. При этом, при назначении пенсии изначально никаких вопросов по поводу стажа не возникало. По мнению Управления, ее календарный стаж в районах Крайнего Севера составляет 8 лет 9 месяцев. В 1993 году, при постановке ее на учет, УПФ РФ в г.Новочебоксарск проведена дополнительная проверка обоснованности назначения ей пенсии со снижением коэффициента до 1,5. Обстоятельства обоснованности ранее назначенной пенсии подтвердились в 2003 году, что свидетельствует о том, что она по вине ответчика недополучила пенсию, которая ей должна была быть назначена с коэффициентом 2,0. Она неоднократно обращается в УПФ РФ в г.Новочебоксарск с письмами. В ответах получает постоянные отказы. Полагает, что имеет право на сохранение уже установленного размера пенсии, независимо от места жительства, а также на перерасчет пенсии, исходя из первично установленного ее размера. Действиями Управления ей причинены моральные страдания.
В судебном заседании Игонина Н.М., ее представитель Красильников М.А. исковые требования поддержали, представитель ответчика Колесникова А.Г. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 10.05.2018 постановлено: «В удовлетворении искового заявления Игониной Нины Михайловны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) о взыскании недополученной пенсии за период с 1 января 2002 года по 1 февраля 2003 года в размере 13 611, 87 рублей; о перерасчете пенсии за период с 1 января 1998 года по 31 декабря 2001 года с учетом повышающего коэффициента 2.0 в течение одного месяца, о выплате разницы между полученной пенсией и пенсией с учетом перерасчета; о компенсации морального вреда в размере 600 000, 00 рублей, отказать».
Не согласившись с решением суда, Игонина Н.М. подала апелляционную жалобу на предмет его отмены. Истица указывает, что трудовой стаж в районах Крайнего Севера составляет более 15 лет. Однако, ответчик, инициировав проверку достоверности трудового стажа, признал факт того, что подлежит применению северный коэффициент 1,9, но несвоевременно произвел перерасчет пенсии в 2003 году с марта месяца, а не с момента вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Истица неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями, что подтверждает приложенными к апелляционной жалобе письмами. Также полагает обоснованными требования о взыскании компенсации морального вреда, поскольку право на пенсию неразрывно связано с правом на жизнь и здоровье, а невыплата пенсий
ставит под угрозу существование человека, для которого пенсия может оказаться единственным источником существования.
В судебное заседание истица Игонина Н.М., ее представитель Медведев В.В. жалобу поддержали, представитель ответчика УПФ РФ в г.Новочебоксарск Колесникова А.Г. просила жалобу оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Как установлено судом и следует из материалов дела Игониной Н.М., /.././.././..../ г.р., проживавшей в районах Крайнего Севера, /.././../.1989 была назначена пенсия по старости в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях». Пенсия ей была назначена по общим основаниям в связи с достижением возраста 55 лет. В последующем пенсия ей выплачивалась в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
19.02.1993 был принят Закон РФ № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В соответствии со ст. 31 указанного Закона лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.
Как следует из материалов пенсионного дела, общий трудовой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера исчислялся пенсионным органом на основании выписок из трудовой книжки, представленных работодателем при представлении Игониной Н.М. к пенсии и при последующих обращениях истицы за перерасчетом пенсии в связи с увеличением стажа работы. На основании указанных документов отделом социального обеспечения Нижнеколымского района Якутской АССР стаж работы в районах Крайнего Севера определялся в 4 года 6 месяцев 26 дней, в последующем в 7 лет 5 месяцев 5 дней.
С 01.02.1994 в связи с переездом в г.Новочебоксарск Чувашской Республики Игониной Н.М. продлена выплата пенсии в соответствии с положениями Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с производством перерасчета ее размера по материалам пенсионного дела.
По состоянию на 01.02.1994 общий трудовой стаж установлен в 43 года 6 месяцев 19 дней. Трудовой стаж в районах Крайнего Севера определен в 8 лет 9 месяцев. В последующем в связи с наличием у истицы стажа работы в районах Крайнего Севера более 7 лет и 6 месяцев, что было достаточно для признания за ней права на досрочную пенсию по ст. 14 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» расчет пенсии был произведен с учетом районного северного коэффициента 1,8 с выплатой недополученной пенсии за период с 01.02.1994 по 31.12.1996 на основании распоряжения от 10.02.1996. На основании определения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики истице была выплачена индексация в связи с несвоевременной выплатой пенсии за указанные периоды (л.д.39).
В связи с вступлением в законную силу с 01.04.1998 Федерального закона от 28.03.1998 № 43-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 112 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» при исчислении пенсии с учетом районного коэффициента подлежала применению часть 1 ст. 112 Закона № 340-1, предусматривающая применение к гражданам, выехавшим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, не имеющим 15-летнего стажа работы в районах крайнего Севера, не более 1,5. Лицам, которым пенсия была назначена до 01.04.1998 с применением районного коэффициента, к каковым относилась и истица, районный коэффициент 1,8 был сохранен.
С 01.02.1998 изменился порядок исчисления пенсий в связи с вступлением в силу федерального закона от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который позволял рассчитывать пенсии неработающим пенсионерам с применением индивидуального коэффициента. На основании заявления от 26.10.2000 Игониной Н.М. исходя из общего стажа работы в 46 лет 2 месяца 18 дней и стажа работы в районах Крайнего Севера в 9 лет 3 месяца 3 дня, пенсия была рассчитана с применением индивидуального коэффициента пенсионера.
С принятием Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсии подлежали перерасчету по материалам пенсионных дел. Учитывая, что размер пенсии, исчисленной по Федеральному закону № 173-ФЗ не превышал размера ранее исчисленной пенсии, истице был сохранен ранее назначенный размер пенсии.
С 01.03.2003 пенсия истице была пересчитана исходя из представленных сведений о наличии у нее 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера с применением повышенного соотношения заработка 1,9.
Истица указывает, что ее право на получение пенсии нарушено, поскольку при подсчете стажа работы в районах Крайнего Севера до 01.03.2003 пенсионным органом необоснованно не был включен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период с 05.11.1963 по 05.09.1972.
В соответствии со ст. 96 Закона РФ от 30.11.1990 № 340-1 трудовой стаж устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке предприятиями, учреждениями, организациями.
В подтверждение трудовой деятельности при первичном назначении пенсии, как указано выше, работодателем была представлена выписка из трудовой книжки, которая не позволяла определить факт работы истицы в районах крайнего Севера с 05.11.1963 по 05.09.1972, в связи с чем отделом социального обеспечения стаж работы в районах Крайнего Севера исчислялся в 4 года 6 месяцев 26 дней, в последующем в 7 лет 5 месяцев 5 дней.
В 1994 году при переезде истицы в г.Новочебоксарск, стаж определялся на основании материалов пенсионного дела и истице в апреле 1994 года было указано какие периоды органом пенсионного обеспечения отнесены к периодам работы в районах Крайнего Севера (л.д.45). О наличии стажа работы в районах Крайнего Севера менее 15 лет истица и сама указывала в исковом заявлении о взыскании индексации несвоевременно полученной пенсии (л.д.36).
С заявлением о перерасчете пенсии в связи с наличием 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера с приложением архивной справки от 10.02.2003 № 7-13/2017, выданной Государственным архивом Хабаровского края, в которой указано, что рабочий поселок Хунгари находится в Комсомольском районе Хабаровского края, который входит в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, истица обратилась к ответчику лишь в феврале 2003 года, тогда же истицей была представлена трудовая книжка, с которой ответчиком была снята копия страницы с записями о месте работы, поскольку в имеющейся в деле выписке из трудовой книжки, населенный пункт, в котором проходила работа, не указан.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 ст.20 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в редакции от 01.01.2002 (далее – Федеральный закон №173) перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (п.2).
Таким образом, перерасчет размера пенсии застрахованного лица производится на основании пакета документов, в который входит заявление, застрахованного лица и документы, подтверждающие обстоятельства, с которыми заявитель связывает наличие у него права на повышение размера получаемой пенсии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что начисление пенсии производилось в меньшем размере, несмотря на то, что Игонина Н.М. неоднократно обращалась к ответчику с письмами о несогласии с размером пенсии, в связи с чем, пенсия подлежит перерасчету с 01.01.2002, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с представлением необходимых документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, Игонина Н.М. обратилась лишь в феврале 2003 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований о производстве перерасчета пенсии с учетом северного стажа работы, начиная с 01.01.1998, также не имеется, поскольку вины пенсионного органа в неправильном исчислении пенсии из материалов дела не усматривается.
Требования о компенсации морального вреда также не основаны на законе. Как указано в п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Иных доводов, влекущих отмены решения суда, основанного на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, апелляционная жалоба не содержит.
Судом были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, при этом судом правильно применены нормы материального и процессуального права. Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Игониной Нины Михайловны на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 10 мая 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Н.П. Лысенин
Судьи: Г.И. Алексеева
З.А. Степанова