Решение по делу № 2а-116/2018 от 20.11.2017

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Клинцовский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Холуевой Л.Ф.,

при секретаре Копытовой А.С.,

с участием представителя административного истца Данилова М.А. – Девятовой И.А., действующей на основании доверенности,

ФИО1 административного ответчика ФИО1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в лице Клинцовского межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес>м и г. ФИО5, действующей на основании доверенности,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года административное дело по административному иску Данилова ФИО10 к государственному регистратору Клинцовского межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес>м и городу Клинцы ФИО9, ФИО1 регистрационной службы по <адрес> в лице Клинцовского межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес>м и городу Клинцы о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения,

У С Т А Н О В И Л:

Данилов М.А. обратился в суд с данным иском, указав, что решением государственного регистратора Клинцовского межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес>м и <адрес> ФИО1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отказано в государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, отказано в государственной регистрации .

Свои требования административный истец мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ФИО1 регистрационной службы по <адрес> в лице Клинцовского межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес>м и <адрес> с письменным заявлением о государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, СПК «<данные изъяты>», общей площадью <данные изъяты> м2, кадастровый , заключённого между ФИО6, действующей от имени участников общей долевой собственности на основании протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, и Даниловым М.А.. В ФИО1 Даниловым М.А. были представлены необходимые документы для государственной регистрации.

Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Данилов М.А. был осведомлен о приостановлении государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Срок приостановления государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ был до ДД.ММ.ГГГГ. Какие-либо действия административным истцом, направленные на устранение причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации договора аренды, не принимались. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (дата указана согласно тексту уведомления, фактически - ДД.ММ.ГГГГ.) отказано в государственной регистрации, так как были не устранены заявителем к установленному сроку причины, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

С принятым решением государственного регистратора Клинцовского межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес>м и <адрес> ФИО1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Данилов М.А.не согласен, просит признать решение недействительным.

Данилов М.А. уточнил свои требования и просит признать недействительным решение государственного регистратора Клинцовского межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес>м и <адрес> ФИО1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отказе в государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФИО1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в лице Клинцовского межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес>м и <адрес> по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя Данилова М.А. путём осуществления государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и внесения соответствующих регистрационных записей в Единый государственный реестр недвижимости.

Административный истец Данилов М.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании ФИО1 административного истца Данилова М.А. – Девятова И.А. поддержала уточненные требования и просила их удовлетворить в полном объеме.

ФИО1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в лице Клинцовского межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес>м и г. ФИО5. в судебном заседании возражала в удовлетворении требований Данилова М.А., пояснив, что решение об отказе в государственной регистрации договора аренды, является законным и обоснованным.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в законную силу с 1 января 2017 года, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

В силу ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (ч.1 ст.18 Закона № 218-ФЗ).

Как предусмотрено ч.1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Данилов М.А. обратился в ФИО1 с заявлением о государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Как следует из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, на основании п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.06.2015г. №218-ФЗ, было приостановлено осуществление действий по государственной регистрации договора аренды земельного участка кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, СПК «<данные изъяты>» до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того в указанном уведомлении государственный регистратор сослался на ст.12 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно п.п.1, 3 ст.607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определённо установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключённым.

В соответствии с п.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определённой вещи.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты>», общей площадью <данные изъяты> м2, кадастровый , сформирован и представляет собой единое целое.

Согласно п.1 ст.246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Пункт 6 ст.27 Земельного кодекса РФ определяет, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Как установлено абз. 1 п.1 ст.12 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила ГК РФ. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.

Решение общего собрания о передаче участка в аренду, а также условия этой передачи являются обязательными как для участников, голосовавших за принятие данного решения, так и для участников, которые голосовали против либо не принимали участия в собрании. При этом возможность принятия указанного решения не поставлена законом в зависимость от реализации права участника долевой собственности на выдел доли в натуре.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

В соответствии с подп.6 п.3 ст.14 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ участники общей долевой собственности на общем собрании могут принять решения о лице, уполномоченном от имени участников общей долевой собственности без доверенности действовать, в том числе при обращении с заявлением о государственной регистрации прав в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, заключать договоры аренды данного участка.

Полномочия такого лица подтверждаются выпиской из протокола общего собрания и могут быть отозваны только по решению общего собрания участников общей долевой собственности (п. 4 ст.14 ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ).

Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что участник общей долевой собственности, выразивший на общем собрании участников общей долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, или с условиями договора аренды такого участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащей ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 Закона №101-ФЗ, и распорядиться им по своему усмотрению; при этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается; в целях изменения условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей проведение общего собрания участников долевой собственности не требуется; от имени участников долевой собственности дополнительное соглашение к данному договору аренды заключает уполномоченное общим собранием лицо, срок осуществления полномочий которого не истек.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2015г. № 1197- О указано, что положения пункта 1 статьи 13 и пункта 1 статьи 14 Закона № 101-ФЗ, предусматривающие право участника общей долевой собственности на выдел земельного участка в счет своей земельной доли и условия реализации данного права, обеспечивают с учетом специфики этой сферы земельных и имущественных отношений необходимый баланс интересов всех участников общей долевой собственности, а также арендаторов земельного участка.

Как следует из материалов дела, полномочия ФИО6, действующей от имени участников общей долевой собственности, подтверждаются протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ между Даниловым М.А. (арендатор) и ФИО6 (арендодатель), действующим от имени участников общей долевой собственности, был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый ).

ДД.ММ.ГГГГ между Даниловым М.А. (арендатор) и ФИО6 (арендодатель), действующим от имени участников общей долевой собственности был составлен акт приема-передачи земельного участка с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> м2.

Отказывая в государственной регистрации на основании ст.27 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства), государственный регистратор сослался лишь на положение ст.12 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

По общему правилу владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, в том числе и путем передачи его в аренду, осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ, а именно на основании решения общего собрания участников долевой собственности.

Согласно абз.2 п.1 ст.12 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Из анализа указанных норм закона следует, что положения ст.ст.12 и 14 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ регулирует различные правоотношения: ст.12 указанного Федерального закона применяется в случаях, когда объектом правоотношений выступает отдельная земельная доля, а ст.14, в случаях, когда объектом правоотношений является земельный участок в целом.

При этом ст.14 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ не содержит требования о выделении земельного участка в счет земельной доли каждому участнику долевой собственности как условия для заключения договора аренды земельного участка в целом.

Поскольку по условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ в аренду передавался земельный участок в целом, а не отельные земельные доли, положения ст.12 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ к спорным правоотношениям не применимы.

При таких обстоятельствах суд находит, что отказ государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в государственной регистрации договора аренды, изложенный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем указанный отказ в государственной регистрации признается судом незаконным.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Данилова ФИО11 к государственному регистратору Клинцовского межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес>м и городу Клинцы ФИО9, ФИО1 регистрационной службы по <адрес> в лице Клинцовского межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес>м и городу Клинцы о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, удовлетворить.

Признать незаконным отказ государственного регистратора Клинцовского межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес>м и <адрес> ФИО1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФИО1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в лице Клинцовского межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес>м и <адрес> осуществить государственную регистрацию договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Клинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий судья:      Холуева Л.Ф.

2а-116/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Данилов М. А.
Ответчики
Управление Федеральной регистрационной службы по Брянской области в лице Межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красн
Управление Федеральной регистрационной службы по Брянской области в лице Межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и гордеевскому районам и г.Клинцы
Государственный регистратор Капелюш С. А.
Суд
Клинцовский городской суд Брянской области
Судья
Холуева Лидия Фёдоровна
Дело на странице суда
klyncovsky.brj.sudrf.ru
20.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
22.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
28.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2018[Адм.] Судебное заседание
31.01.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2018[Адм.] Дело оформлено
10.05.2018[Адм.] Дело передано в архив
31.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее