Судья Кузнецова И.А. |
№21-197/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
20 июля 2022 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Ермашова А. В. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 14 января 2022 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 04 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица УФК по Республике Карелия от 14 января 2022 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, Ермашов А.В. подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе Ермашов А.В. просит восстановить срок обжалования решения судьи, отменить акты субъектов административной юрисдикции и прекратить производство по делу в связи с отсутствием его виновности в совершении инкриминируемого деяния, обладающего признаками малозначительности.
С учетом ст.30.3 КоАП РФ и причины пропуска заявителем процессуального срока полагаю возможным восстановить срок обжалования решения судьи.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу положений ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 3 ст.15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В силу п.3 ст.132 Бюджетного кодекса РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
В соответствии с подп.«з» п.10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 №999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством РФ правилами предоставления субсидий, должно содержать сроки и порядок представления в системе «Электронный бюджет» отчетности о достижении значений результатов использования субсидии.
В соответствии с п.6.1.1 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2019 №777-08-2019-082 уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим взаимодействие с Министерством спорта Российской Федерации, на который со стороны Правительства Республики Карелия возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности, является Министерство спорта Республики Карелия.
Министерство спорта Республики Карелия обязуется обеспечивать представление в Министерство спорта Российской Федерации в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты о (об) достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению № 5 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 15 числа месяца, следующего за годом, в котором была получена Субсидия (п.6.1.3 Соглашения №777-08-2019-082/1 в редакции от 13.08.2019).
Указом Главы Республики Карелия от 20 июня 2019 г. №48 Ермашов А.В. с 20 июня 2019 г. назначен членом Правительства Республики Карелия - Министром спорта Республики Карелия (освобожден от должности 18 января 2021 г.).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 27 мая 2019 г. №198-П Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия преобразовано в Министерство спорта Республики Карелия.
Как следует из материалов настоящего дела, на основании приказа руководителя УФК по Республике Карелия от 20.02.2021 №87, изданного в соответствии с п.10 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 №1235, и п.14 плана контрольных мероприятий УФК по Республике Карелия в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в целях проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» в 2019-2020 годах в период с 25 февраля по 29 апреля 2021 г. проведена плановая выездная проверка деятельности Министерства образования и спорта Республики Карелия, являющегося правопреемником Министерства спорта Республики Карелия.
При осуществлении упомянутой проверки обнаружен факт нарушения требований бюджетного законодательства, что было зафиксировано в акте проверки от 29 апреля 2021 г.
Контролирующим органом установлено, что Министром спорта Республики Карелия допущено нарушение порядка и условий предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, выразившееся в том, что вопреки п.3 ст.132 Бюджетного кодекса РФ, подп.«з» п.10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, п.6.1.3 Соглашения №777-08-2019-082 в срок до 15 января 2020 г. должностным лицом не обеспечено представление в Министерство спорта Российской Федерации в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчета о достижении значений показателей результативности по использованию субсидии по состоянию на 01 января 2020 г. (время и место совершения - 16 января 2020 г., г.Петрозаводск, улица Свердлова, д.8).
В связи с выявленным нарушением 28 декабря 2021 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, и постановлением уполномоченного должностного лица УФК по Республике Карелия от 14 января 2022 г. Ермашов А.В. признан виновным в совершении инкриминируемого деяния.
С учетом сути выявленного нарушения применительно к заложенной в ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ диспозиции, возложенным на руководителя органа исполнительной власти в сфере спорта обязанностям и действовавшему во время совершения вменяемого деяния законодательству об административных правонарушениях судья пришел к правильному выводу о законности привлечения Ермашова А.В. к административной ответственности, вместе с тем следует отметить следующее.
При проведении на основании приказа руководителя УФК по Республике Карелия от 20.02.2021 №87 одной проверки было выявлено несколько фактов несоблюдения требований бюджетного законодательства, что нашло отражение в акте проверки от 29 апреля 2021 г.
За нарушение порядка и условий предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, выразившееся в необеспечении направления не менее 50% субсидии, предусмотренной на закупку спортивного оборудования для спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва, на закупку комплекта спортивного оборудования для общей физической подготовки, необеспечении закупки полного состава комплекта спортивного оборудования для общей физической подготовки и несоблюдении требования о закупке оборудования для специальной физической подготовки по согласованию с Министерством спорта РФ постановлением должностного лица УФК по Республике Карелия от 29 декабря 2021 г. Ермашов А.В. подвергнут наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 15 марта 2022 г., вступившим в законную силу 21 апреля 2022 г., постановление должностного лица от 29 декабря 2021 г. было отменено, производство по делу прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с признанием протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством.
Исследование материалов представленных дел при этом показало, что нарушения бюджетного законодательства совершены одним субъектом, выявлены в ходе проведения одной проверки, по результатам которой составлен один акт от 29.04.2021.
Между тем в соответствии со ст.4 Протокола №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен быть повторно судимым или наказан в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое уже был оправдан или осужден в соответствии с законом и уголовно - процессуальными нормами этого государства.
Как следует из позиции Европейского Суда по правам человека, выраженной в постановлении по делу «Сергей Золотухин против Российской Федерации» от 10.02.2009, приведенная выше статья подлежит применению, в том числе в производстве по делам об административных правонарушениях и должна толковаться как запрещающая преследование или предание суду за второе правонарушение, если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же.
Таким образом, раздельное рассмотрение в отношении Ермашова А.В. дел и вынесение отдельных постановлений по делам об административных правонарушениях привело к созданию искусственной множественности дел, что является недопустимым, так как не соответствует целям и задачам административного законодательства.
Кроме того, Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 06 апреля 2022 г., статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, в которой закреплено правило о том, что, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В ч.2 ст.1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение совершившего административное правонарушение лица имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Сведения об исполнении Ермашовым А.В. оспариваемого постановления в материалах дела отсутствуют.
В связи с этим постановление заместителя руководителя УФК по Республике Карелия от 14 января 2022 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда РК от 04 апреля 2022 г. законными признать нельзя.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Однако в силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, составляет 2 года.
С учетом системного толкования положений ч.1 ст.4.5 КоАП РФ и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ по истечении названного процессуального срока вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения (в том числе о наличии события и состава вменяемого противоправного деяния в действиях лица, в отношении которого велось производство по делу) обсуждаться не может.
Таким образом, поскольку с учетом положений п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является условием, исключающим дальнейшее рассмотрение дела по существу, принятые по делу акты на основании п.4 ч.1 ст.30.7 подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению по п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 14 января 2022 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 04 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ермашова А. В. отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова