Дело № 2-3562/2020
Мотивированное решение изготовлено 01 декабря 2020 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 ноября 2020 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Лабутиной Н.А.,
при секретаре Дроздовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Третьякова В.Н. к Пограничному Управлению Федеральной службы безопасности России по Западному арктическому району (Управление) о признании незаконным отказа в выплате денежной компенсации за исполнение обязанностей военной службы сверхустановленной продолжительности служебного времени, обязании выплатить денежную компенсацию,
УСТАНОВИЛ:
Третьяков В.Н. обратился в суд с иском к Пограничному Управлению Федеральной службы безопасности России по Западному арктическому району (Управление) о признании незаконным отказа в выплате денежной компенсации за исполнение обязанностей военной службы сверхустановленной продолжительности служебного времени, обязании выплатить денежную компенсацию.
В обоснование заявленных требований указал, что согласно Выписке Управления из послужного списка от ДД.ММ.ГГГГ № Приказами начальника ПУ ФСБ РФ по ЗАР от ДД.ММ.ГГГГ №-лс и от ДД.ММ.ГГГГ № старший мичман Третьяков В.Н. по подпункту «а» пункта статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» был уволен с военной службы в запас и с ДД.ММ.ГГГГ был исключён из списков личного состава части, снят со всех видов обеспечения.
В 2019 году Третьяков В.Н. обратился в Мурманский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа начальника отряда ПСКР ПУ ФСБ РФ по ЗАР от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ему дополнительных суток отдыха за привлечение в 2018 году к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, с возложением на должностное лицо обязанности предоставить этот отдых за 2018 года в количестве 352 часов.
Решением Мурманского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № суд отказано в удовлетворении административного иска старшего мичмана запаса Третьякова В.Н. о признании незаконным отказа начальника отряда ПСКР Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении истцу дополнительных суток отдыха за привлечение его в 2018 году к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, с возложением на должностное лицо обязанности предоставить истцу это дополнительное время отдыха за 2018 год в количестве 352 часов, о взыскании в пользу истца судебных расходов связанных с обращением в суд.
Апелляционным определением Североморского флотского военного суда от ДД.ММ.ГГГГ № по делу № решение Мурманского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Данными судебными актами установлен факт в период военной службы не использования Третьяковым В.Н. времени отдыха в количестве 352 часов, но, отказано в иске по формальным основаниям.
С учетом указанных судебных актов и тем, что на момент увольнения Третьякова В.Н. с военной службы - исключения из списков личного состава части и снятия со всех видов обеспечения ДД.ММ.ГГГГ - Третьякову В.Н. вместо дополнительных дней отдыха не была выплачена соответствующая денежная компенсация, ДД.ММ.ГГГГ Третьяков В.Н. обратился в Управление с заявлением о выплате денежной компенсации вместо не предоставленных дополнительных суток отдыха.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Управление ответило, что «В соответствии с приказом ФСБ России от 31 мая 2007 г. № 278 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим органов федеральной службы безопасности денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха» выплата денежной компенсации в Вашем случае не предусмотрена».
Полагает отказ Управления в выплате денежной компенсации неправомерным.
Поскольку, как указывает Управление в обоснование своего отказа выплата денежной компенсации в случае Третьякова В.Н. Порядком не предусмотрена, то, следовательно, в данной ситуации необходимо исходить из общих начал и принципов трудового законодательства и, в силу аналогии закона и аналогии права, подлежат применению основополагающие нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие трудовые правоотношения.
Просит суд признать незаконным отказ Пограничного Управления ФСБ России по Западному арктическому району, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, в выплате денежной компенсаций вместо дополнительных суток отдыха в количестве 352 часов; обязать Пограничное Управление ФСБ России по Западному арктическому району выплатить Третьякову В.Н. денежную компенсацию вместо дополнительных суток отдыха в количестве 352 часов.
До рассмотрения дела по существу, истец уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным отказ Пограничного Управления ФСБ России по Западному арктическому району, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № Т-121, в выплате денежной компенсаций вместо дополнительных суток отдыха в количестве 352 часов; обязать Пограничное Управление ФСБ России по Западному арктическому району выплатить Третьякову В.Н. денежную компенсацию вместо дополнительных суток отдыха в количестве 352 часов в размере 96 254 рубля 40 копеек.
Истец Третьяков В.Н. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о рассмотрении дела, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя.
Представитель истца Третьякова В.Н. – Гордеев А.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, указав что согласны с расчетом ответчика.
Представитель ответчика Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по Западному арктическому району (Управление) в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что поскольку Третьяковым В.Н. не представлено доказательств участия в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, а решением Мурманского гарнизонного военного суда установлено обратное, у истца отсутствует право за обращением за денежной компенсацией. В иске просил отказать в полном объеме.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы дела № Мурманского гарнизонного военного суда, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением.
Согласно пункту 185 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при увольнении с военной службы денежное довольствие выплачивается по день их исключения из списков личного состава воинской части.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, использовавшим основной и дополнительные отпуска в году увольнения, денежное довольствие выплачивается по день их исключения из списков личного состава воинской части, осуществляемого после сдачи военнослужащим дел и должности (в том числе исполняемой временно) в пределах установленных сроков, но не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы.
Из материалов дела следует, что Приказами начальника ПУ ФСБ РФ по ЗАР от ДД.ММ.ГГГГ №-лс и от ДД.ММ.ГГГГ № старший мичман Третьяков В.Н. по подпункту «а» пункта статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» был уволен с военной службы в запас и с ДД.ММ.ГГГГ был исключён из списков личного состава части, снят со всех видов обеспечения, что подтверждается Выпиской из послужного списка Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по Западному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением Мурманского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-174/2019 отказано в удовлетворении административного искового заявления старшего мичмана запаса Третьякова В.Н. о признании незаконным отказа начальника отряда ПСКР Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении истцу дополнительных суток отдыха за привлечение его в 2018 году к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, с возложением на должностное лицо обязанности предоставить истцу это дополнительное время отдыха за 2018 год в количестве 352 часов.
Апелляционным определением Североморского флотского военного суда от ДД.ММ.ГГГГ № по делу № решение Мурманского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ Третьяков В.Н. обратился в Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по Западному арктическому району с заявлением о выплате денежной компенсации вместо не предоставленных дополнительных суток отдыха.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по Западному арктическому району указало, что «В соответствии с приказом ФСБ России от 31 мая 2007 г. № 278 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим органов федеральной службы безопасности денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха» выплата денежной компенсации в Вашем случае не предусмотрена».
Третьяков В.Н. полагает отказ Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по Западному арктическому району в выплате денежной компенсации неправомерным.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований или возражений.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
приказом ФСБ России от 26 декабря 2001 г. N 685 "О мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту"
Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. №1237 в случаях, когда основной отпуск и (или) дополнительные отпуска, предусмотренные подпунктами "б" и "г" пункта 15 статьи 31 настоящего Положения, не были предоставлены военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в текущем календарном году в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, допускается перенос основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно. При переносе основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год они должны быть использованы до его окончания. Военнослужащий из числа лиц, указанных в пункте 1.1 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих", при использовании основного отпуска за истекший календарный год и один член его семьи имеют право на проезд на безвозмездной основе в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем третьим пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" независимо от использования ими такого права за текущий календарный год при условии, что военнослужащий и один член его семьи не воспользовались правом на проезд на безвозмездной основе за истекший календарный год.
Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, не использовавшему по уважительным причинам дополнительный отпуск, указанный отпуск предоставляется при увольнении с военной службы с исключением его из списков воинской части в день окончания отпуска, который должен совпадать с днем истечения срока военной службы.
Приказом ФСБ России от 31 мая 2007 г. № 278, определен порядок и условия выплаты военнослужащим органов федеральной службы безопасности денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха.
Пунктом 1 Приказом ФСБ России от 31 мая 2007 г. № 278 предписано выплачивать военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, участвовавшим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежную компенсацию за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.
Действительно решением Мурманского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что у Третьякова В. Н. имеются дополнительные дни отдыха за привлечение его в 2018 году к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в количестве 352 часов.
Согласно приказу ФСБ России от 26 декабря 2001 г. N 685 "О мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту" мероприятиями которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени являются:
1. мероприятия, связанные с мобилизационной готовностью органов федеральной службы безопасности.
2. Мероприятия, непосредственно связанные с осуществлением служебной деятельности: контрразведывательные; разведывательные; оперативно-розыскные; оперативно-технические; оперативно-следственные; оперативно-боевые; контртеррористические.
3. Мероприятия, связанные с осуществлением пограничной деятельности.
4. Мероприятия по обеспечению безопасности общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий.
5. Мероприятия по выполнению работ по диагностике, расснаряжению, эвакуации, уничтожению подозрительных в отношении взрывоопасности предметов и самодельных взрывных устройств.
6. Мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
7. Обеспечение безопасности погрузки (выгрузки), транспортировки образцов вооружения, военной, специальной техники, боеприпасов и литерных грузов.
8. Государственные, заводские, эксплуатационные (войсковые), приемо-сдаточные, в том числе совместные испытания вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения, боеприпасов, военной и специальной техники.
9. Разработка и изготовление средств вооружения и иных технических средств, проведение криминалистических и научно-технических экспертиз, специальных исследований и иных работ, выполняемых для органов федеральной службы безопасности и иных органов государственной власти Российской Федерации.
10. Оперативные учения и иные тренировочные и учебные мероприятия органов федеральной службы безопасности.
11. Выполнение служебных задач на территориях, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение или которые соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации объявлены зонами вооруженных конфликтов.
12. Участие в проведении миротворческих операций.
13. Проверки (в том числе инспекторские) выполнения мероприятий, предусмотренных в настоящем Перечне.
14. Мероприятия, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Мероприятия, предусмотренные в настоящем Перечне, проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени только при необходимости их выполнения более суток, а также при отсутствии возможности замены военнослужащих, участвующих в этих мероприятиях. Решение о необходимости и сроках проведения военнослужащими данных мероприятий принимается должностными лицами органов федеральной службы безопасности, имеющими право издавать приказы по личному составу, мероприятий, связанных с осуществлением пограничной деятельности, - должностными лицами пограничных органов в пределах их полномочий и компетенции, имеющими право принимать решения на организацию и осуществление пограничной деятельности.
(п. 1 в ред. Приказа ФСБ России от 25.09.2012 N 480).
Каких-либо документов подтверждающих участие истца в указанных мероприятиях суду не представлено, в судебном заседании не добыто. Приказов о направлении истца на указанные мероприятия также не представлено, в личном деле военнослужащего отсутствуют.
Кроме того,
Проанализировав фактические обстоятельства дела и юридически значимые доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Третьякова В.Н. о признании незаконным отказа в выплате денежной компенсации за исполнение обязанностей военной службы сверхустановленной продолжительности служебного времени, обязании выплатить денежную компенсацию не имеется.
Кроме того, нормы Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха, согласно Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. №1237, не предусматривают возможность предоставления суток отдыха за пределами календарного года, следующего за годом, в котором у военнослужащего возникло право на их предоставление. Это, в свою очередь, влечет и отсутствие права на их компенсацию в денежном выражении.
Третьяков В.Н. был уволен с военной службы в запас с ДД.ММ.ГГГГ, исключён из списков личного состава части, снят со всех видов обеспечения.
С заявлением о выплате денежной компенсации вместо не предоставленных дополнительных суток отдыха за 2018 год обратился в Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по Западному арктическому району только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами календарного следующего за годом, в котором у военнослужащего возникло право на их предоставление
Таким образом, действия должностных лиц Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по Западному арктическому району, связанных с отказом в производстве Третьякову В.Н. спорной выплаты, ввиду утраты им права на ее получение, являлись законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Третьякова В.Н. к Пограничному Управлению Федеральной службы безопасности России по Западному арктическому району (Управление) о признании незаконным отказа в выплате денежной компенсации за исполнение обязанностей военной службы сверхустановленной продолжительности служебного времени, обязании выплатить денежную компенсацию – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Лабутина