дело № 12-87/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Чугуевка 19 сентября 2018 года
Судья Чугуевского районного суда Приморского края Сопко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ОАО «Приморские лесопромышленники» на постановление заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» Департамента лесного хозяйства Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 Ко АП РФ в отношении ОАО «Приморсклеспром», -
установил:
Постановлением заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Приморские лесопромышленники» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Ко АП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, ОАО «Приморсклеспром» в лице генерального директора ФИО4 обратилось в суд с жалобой на указанное постановление. В обоснование заявленных требований указали, что заместитель директора КГКУ «Приморское лесничество» ФИО5 вынес постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ о признании Открытого акционерного общества «Приморские лесопромышленники» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Просят отменить Постановление Заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» ФИО5 о назначении административного наказания по делу № от ДД.ММ.ГГГГ в соответсвии с п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ.
Согласно пункту 6 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном нарушении за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Правила применения срока давности привлечения к ответственности применяются с учетом разъяснений, данных Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях":
П. 14 «Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока».
В Протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что за нарушение Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза № 337 от 01.08.2011 г., предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Согласно Протоколу ОАО «Приморсклеспром» уничтожил лесосечный столб на лесосеке №, расположенной в лесном выделе № квартала 103 Березовского участкового лесничества, разрабатываемой на основании Договора аренды №и от ДД.ММ.ГГГГ.
Осмотр мест рубок на лесосеке проводился ДД.ММ.ГГГГ по работам на основании лесной декларации от № от ДД.ММ.ГГГГ Срок действия декларации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Лесного кодекса, «ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду».
В соответствии с п.п. д) раздела 1 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. № 337 (нарушение которого им вменяют), запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях.
Таким образом, срок окончания обязанности по не уничтожению столбов на лесосеке заканчивается одновременно с лесозаготовительными работами по декларации, т.е. ДД.ММ.ГГГГ.
Протокол содержит указание на срок обнаружения правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ, но умалчивает о сроке совершения правонарушения.
Таким образом, Общество не может быть привлечено к административной ответственности в мае 2018 года.
В связи с тем, что обжалуемое Постановление по делу № от ДД.ММ.ГГГГ получено ими по почте ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи жалобы не пропущен.
Просит отменить постановление Заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» ФИО5 по делу № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Открытому акционерному обществу «Приморские лесопромышленники» административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ и производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности.
Представитель ОАО «Приморские лесопромышленники» (ОАО «Приморсклеспром») ФИО6 действующий по доверенности в судебном заседании просил производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, т.к. приказ Рослесхоза о 01.08.2011 г. № 337 «Об утверждении правил заготовки древесины» утратил силу 19.09.2016 года.
Представитель КГКУ «Приморское лесничество» извещен о дате рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направив отзыв, в котором не согласился с доводами жалобы ОАО «Приморсклеспром» и указал, что краевым государственным казенным учреждением «Приморское лесничество» (далее - Учреждение, ответчик) рассмотрена жалоба ОАО «Приморсклеспром» (далее - Заявитель, Общество) о признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении административного наказания.
Полагает, что доводы положенные Обществом в обоснование заявленных требований по признанию незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ № не основаны на Законе, а также фактических обстоятельствах по делу.
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> на территории арендованного лесного участка, принадлежащего ОАО «Приморсклеспром» на основании договора аренды №-и от 30.09.2011г., государственным лесным инспектором ФИО1 в присутствии представителя юридического лица ОАО «Приморсклеспром» -ФИО2 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) был произведен осмотр места рубки, лесосеки №, расположенной в лесном выделе № квартала 103 Березовского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Примлес», принадлежащих ОАО «Приморсклеспром». Площадь лесосеки - 23,5 га. В результате осмотра был установлен факт уничтожения лесосечного столба.
Акт осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ подписан представителем Общества без замечаний.
В соответствии с п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ст. 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно ч. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии со ст. 29 ЛК РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 11 Приказу Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (ред. от 11.01.2017) «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований.
Срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Пунктом 12 Приказа Минприроды России от 13.09.2016 N 474 установлено, что при заготовке древесины: не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог; не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах; не допускается повреждение дорог, мостов, просек, осушительной сети, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, русел рек и ручьев; запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению; запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков; запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев; не допускается заготовка древесины по истечении разрешенного срока (включая предоставление отсрочки), а также заготовка древесины после приостановления или прекращения права пользования лесным участком; не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке; не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ; не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки; не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.
Аналогичные требования содержались в п.п. 12, 13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01 августа 2011 №337, действовавших до 09.01.2017.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Юридическим лицом не представлено доказательств невозможности исполнения требований лесного законодательства.
В жалобе, Заявитель просит отменить постановление должностного лица, указывая на истечение срока давности привлечения общества к административной ответственности. Согласно положениям частей 1, 2 ст. 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по делам в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год со дня совершения правонарушения либо при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения.
Согласно п. 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 сентября 2016 г. N 474 -заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяиственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Приведенные в жалобе доводы об истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности со ссылкой на то обстоятельство, что срок действия декларации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и срок окончания обязанности по не уничтожению столбов налесосеке заканчивается одновременно с лесозаготовительными работамипо декларации, т.е. ДД.ММ.ГГГГ.
Данный довод Заявителя несостоятелен, с учетом того, что совершенное Обществом правонарушение является длящимся. Моментом окончания правонарушения является фактическое окончание правонарушения, когда в совершенном правонарушении усматриваются все предусмотренные законом признаки состава правонарушения, а также противоправная деятельность лицом более не осуществляется.
При вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо правомерно исходило из длящегося характера административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы годичный срок давности привлечения ОАО «Приморсклеспром» к административной ответственности начинает течь с даты выявления факта уничтожения лесосечного столба - ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня обнаружения правонарушения.
На основании вышеизложенного, считает, что оснований для отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ № не имеется, в связи с чем, просит в удовлетворении жалобы ОАО «Приморсклеспром» отказать в полном объеме, а постановление заместителя директора ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № оставить в силе.
Учитывая, что представитель КГКУ «Приморское лесничество» извещен о дате рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в соответствии со ст. 30.6 ч.2 п. 4 Ко АП РФ суд рассматривает жалобу в отсутствии не явившейся стороны.
Выслушав представителя ОАО «Приморские лесопромышленники» (ОАО «Приморсклеспром»), исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Часть 1 ст. 8.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил заготовки древесины, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Приморские лесопромышленники» инженером охраны и защиты леса 1 категории Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество» государственным инспектором в лесничествах и лесопарках Приморского края ФИО7 был составлен протокол об административном правонарушении №, поскольку в результате осмотра места рубки был установлен факт уничтожения лесосечного столба, были нарушены Правила заготовки древесины от 01.08.2011 г. № 337, п.п. д п. 13 раздела II (Приказ Федерального лесного хозяйства от 1 августа 2011 года № 337).
На основании протокола об административном правонарушении было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ОАО «Приморские лесопромышленники» (ОАО «Приморсклеспром») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на лесосеке, площадью – 23,5 га, установлен факт уничтожения лесосечного столба, чем нарушен п.п. 13 раздела I Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. № 337.
Вместе с тем, на основании приказа Рослесхоза от 19.09.2016 года № 378 приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 01 августа 2011 г. № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины» признан утратившим силу.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ОАО «Приморские лесопромышленники» (ОАО «Приморсклеспром») норма закона, на основании которой оно привлечено к административной ответственности, утратила силу.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: в том числе признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных нарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ в случае необходимости проведения дополнительной проверки возбуждается дело об административном правонарушении и проведении административного расследования. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КОАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении ( закон № 133-ФЗ). Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.
Из материалов, представленных Департаментом лесного хозяйства не следует, что проводилось административное расследование – отсутствует определение о возбуждении такового.
Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Однако, как следует из протокола об административном правонарушении, акта осмотра лесосеки проверка проводилась ДД.ММ.ГГГГ, а протокол об административном правонарушении составлен лишь ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит нормам закона, т.е. административному кодексу Российской Федерации.
Из представленных материалов следует (по срокам составления протокола об административном правонарушении, уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении и т.д.), что проводилось административное расследование. Однако решение принято должностным лицом с нарушением и не отвечает требованию справедливого рассмотрения, поскольку по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, решения должны быть законным, а принятый в результате такого рассмотрения акт не обеспечивает гарантии прав и свобод в сфере законности.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ОАО «Приморские лесопромышленники» (ОАО «Приморсклеспром») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с признании утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
С учетом ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, дата совершения правонарушения ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на момент составления протокола действовали новые правила заготовки древесины, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 сентября 2016 г. N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ», а также нарушены процессуальные права КГКУ «Приморское лесничество».
Руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.7 Ко АП РФ, -
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» № ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░» (░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░») ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.25 ░░ ░░ ░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 30.14. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: