Решение по делу № 2-2152/2017 от 23.01.2017

№ 2-2152/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Тарханова А.Г.

при секретаре Буянове Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касымовой Н.А. к Администрации городского поселения ..... о признании незаконным постановления администрации городского поселения, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в жилищных помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Касымова Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского поселения ....., в окончательном варианте исковых требований просила признать незаконным постановление Администрации городского поселения ..... от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Касымовой Н.А. и членов ее семьи: ФИО1, ФИО2, ФИО3 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложить на ответчика обязанность восстановить указанных граждан на учете нуждающихся в жилищных помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

В обоснование исковых требований истица сослалась на то, что указанным выше постановлением Администрации городского поселения ..... она вместе с членами ее семьи неправомерно были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку совокупный доход, приходящийся на всех членов семьи, свидетельствует о том, что имеются основания для признания семьи малоимущей и нахождения семьи на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. При этом истица осуществляет уход за дочерью ФИО2 страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, что дает право на внеочередное получения жилья по договору социального найма.

Истица в судебное заседание не явилась, направила своего представителя, который исковые требования поддержал.

Представители ответчика в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается и установлено судом, что в квартире по адресу: АДРЕС зарегистрированы ФИО4 и члены его семьи: ФИО5 (жена), Касымова Н.А. (бывшая жена), ФИО1 (сын), ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО2 (дочь), ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО3 (дочь бывшей жены), ДД.ММ.ГГГГ.р., на них открыт финансово-лицевой счет (л.д. 15, 16).

Основанием для проживания в данной квартире является договор найма специализированного (служебного) жилого помещения, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между МЧС РФ и ФИО4 (л.д. 28-30).

Постановлением Администрации городского поселения ..... от ДД.ММ.ГГГГ Касымова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., и члены ее семьи
ФИО1 (сын), ДД.ММ.ГГГГр., ФИО2 (дочь), ДД.ММ.ГГГГ.р.,
ФИО3 (дочь), ДД.ММ.ГГГГ.р., приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 17).

При этом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., имеет заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 (л.д. 14), ребенку установлена инвалидность (л.д. 13).

Постановлением Администрации городского поселения .....
от ДД.ММ.ГГГГ Касымова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., и члены ее семьи
ФИО1 (сын), ДД.ММ.ГГГГр., ФИО2 (дочь), ДД.ММ.ГГГГ.р.,
ФИО3 (дочь), ДД.ММ.ГГГГ.р., сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с утратой ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 39).

В частности основанием для снятия данных граждан с жилищного учета послужило то, что сумма доходов и расчетной стоимости имущества Касымовой Н.А. и членов ее семьи превышает величину порогового значения доходов и стоимости имущества, а также неподтверждением факта проживания ФИО2, ДД.ММ.ГГГГр., в квартире, занятой несколькими семьями (л.д. 26-27).

Конституция РФ, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч. 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2); данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу
ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до
1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Поскольку ЖК РФ и федеральный закон не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 5 Закона Московской области от 30 декабря 2005 г. № 277/2005-ОЗ «О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» малоимущими признаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Московской области, сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества которых ниже или равна величине порогового значения доходов и стоимости имущества – предельная величина, в соответствии с которой орган местного самоуправления принимает решение об отнесении граждан к категории малоимущих (ст. 1)

Порядок определения порогового значения доходов и стоимости имущества устанавливается Правительством Московской области.

Величина порогового значения доходов и стоимости имущества устанавливается органами местного самоуправления не чаще одного раза в год (ст. 4 указанного выше Закона).

Согласно п. 1 Порядка учета доходов и имущества в целях признания граждан, проживающих в Московской области, малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 31 августа 2006 г. № 839/33, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства МО от 23 апреля
2007 г. № 296/15, при исчислении среднедушевого дохода семьи гражданина и дохода одиноко проживающего гражданина в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда учитываются в том числе следующие виды доходов: а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка; б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.

При исчислении среднедушевого дохода семьи из общего состава членов семьи гражданина исключаются совершеннолетние трудоспособные граждане (кроме учащихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет), не имеющие доходов в течение расчетного периода (п. 3.1 Постановления).

Решением Совета депутатов городского поселения ..... от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения ..... от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке признания граждан, проживающих на территории городского поселения ....., малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (п. 1.3) установлено расчетное пороговое значение доходов и стоимости имущества гражданина или одиноко проживающего гражданина в городском поселении ..... в размере 2988 руб.

В обоснование своих возражений стороной ответчика представлен расчет, в соответствии с которым среднедушевой доход и расчетная стоимость имущества Касымовой Н.А. и членов ее семьи составляет
6059, 5 руб., то есть превышает пороговое значение доходов и стоимости имущества гражданина или одиноко проживающего гражданина в городском поселении Лесной городок.

При этом ответчиком правомерно из общего состава членов семьи гражданина при исчислении среднедушевого дохода семьи исключена Касымова Н.А., так как ее доход в виде компенсационных выплат за уход за нетрудоспособной дочерью не учитывается при исчислении среднедушевого дохода семьи гражданина в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда в силу указанного выше Порядка учета доходов и имущества в целях признания граждан, проживающих в Московской области, малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением Правительства Московской области
от ДД.ММ.ГГГГ .

Представленный ответчиком расчет не опровергнут стороной истца, контррасчет не представлен, проверен судом, является арифметически верным, в связи с чем суд полагает возможным взять его за основу.

В силу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Согласно ч. 3 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Из материалов дела усматривается, что в квартиру по адресу: АДРЕС ФИО5, Касымова Н.А., ФИО1, ФИО2, ФИО3 были вселены как члены семьи ФИО4

Таким образом, основания для вывода о том, что ФИО2 проживает в квартире, занятой несколькими семьями, отсутствуют.

Доказательства обратного суду не было представлено.

При таких обстоятельствах приходит к выводу о соответствии требованиям закона постановления Администрации городского поселения ..... от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Касымовой Н.А. и членов ее семьи: ФИО1, ФИО2, ФИО3 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В связи с этим заявленные истицей исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

исковые требования Касымовой Н.А. к Администрации городского поселения ..... о признании незаконным постановления администрации городского поселения, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в жилищных помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

2-2152/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Касымова Н.А.
Ответчики
Администрация г.п. Лесной городок
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Дело на странице суда
odintsovo.mo.sudrf.ru
23.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2017Передача материалов судье
24.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2017Подготовка дела (собеседование)
07.04.2017Судебное заседание
15.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2017Судебное заседание
12.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее