Решение по делу № 2-76/2023 от 06.07.2023

Дело № 2-76/2023

УИД 82RS0001-01-2023-000077-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 ноября 2023 года                         с. Тиличики Олюторского района

Камчатского края

Олюторский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Феоктистовой Ю.А.,

при помощнике судьи Косыгиной Т.М.,

с участием представителя ответчика Администрации Олюторского муниципального района Камчатского края Дубининой Е.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бессарабовой Елены Юрьевны к Администрации Олюторского муниципального района Камчатского края о признании распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, взыскании компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Бессарабова Е.Ю. обратилась в Олюторский районный суд Камчатского края с уточненным иском к Администрации Олюторского муниципального района Камчатского края о признании распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, взыскании компенсации морального вреда (последние уточнения требований 04.09.2023 и 23.10.2023), в котором просила признать незаконным и необоснованным распоряжение № 47§2 от 17.04.2023 года о наложении на нее дисциплинарного взыскания в виде выговора, обязать Администрацию Олюторского муниципального района Камчатского края отменить распоряжение № 47§2 от 17.04.2023 года о наложении на нее дисциплинарного взыскания в виде выговора, взыскать с ответчика невыплаченную премию по итогам работы за апрель 2023 года – 4303 рубля 60 копеек, за май 2023 года – 4303 рубля 60 копеек, за июнь 2023 года – 1434 рубля 52 копейки, а всего 10041 рубль 72 копейки (без вычета НДФЛ), взыскать с ответчика недоплаченную сумму по оплате отпуска в размере 1374 рубля 18 копеек (без вычета НДФЛ), а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.

В обоснование заявленных требований, с учетом искового заявления в первоначальной редакции, истец указывает, что в 1998 году она была переведена на должность главного специалиста по ведению бухгалтерского учета и отчетности в администрацию Олюторского муниципального района Камчатского края (далее – администрация ОМР), где осуществляет свою трудовую деятельность по настоящее время, а общий стаж работы в администрации ОМР с 1989 года.

22 марта 2023 года на основании служебной записки советника-юриста ФИО24 от 17 марта 2023 года поступившей в адрес главы Олюторского муниципального района Камчатского края со сведениями об указании ею якобы «недостоверной информации» в журнале операций № 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов за февраль 2023 года, назначена служебная проверка по данному факту.

12 апреля 2023 года комиссией по проведению служебной проверки было вынесено решение о применении в отношении нее дисциплинарного взыскания в соответствии с действующим законодательством.

17 апреля 2023 года распоряжением администрации ОМР № 47§2 «О применении дисциплинарного взыскания» к ней было применено взыскание в виде выговора по результатам служебной проверки.

С указанным заключением служебной проверки от 12 апреля 2023 года она была ознакомлена 14 апреля 2023 года и с ним не согласна, как и с распоряжением № 47§2 от 17 апреля 2023 года об ее наказании. Так как какого-либо дисциплинарного проступка она не совершала, то своими действиями работодатель нарушил ее права.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан, в частности, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

На основании ст. 189 ТК РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, за совершение которого, работодатель имеет право применить такие виды взыскания, как: - замечание; - выговор; - увольнение по соответствующим основаниям (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

Статьей 193 ТК РФ определен порядок применения к работникам дисциплинарных взысканий. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

В ходе проведения служебной проверки не было установлено, что именно ею был совершен дисциплинарный проступок, связанный с отражением «недостоверной информации» в журнале операций , поскольку в своей служебной записке от ДД.ММ.ГГГГ она отразила, что недостоверными сведениями считаются такие сведения, которые не соответствуют действительности, а в журнале за февраль 2023 по выбытию и перемещению нефинансовых активов отражены достоверные сведения, так как на момент увольнения лиц, указанных в служебной записке от ДД.ММ.ГГГГ вход. , а именно: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, и на момент проведения в отношении нее проверки, за ними числится подотчет, в связи с чем, сотрудник, принявший нефинансовый актив на свой подотчет в момент осуществления своей деятельности, не сдав его обратно работодателю при увольнении, данный нефинансовый актив продолжает за ним числиться, и быть снят с подотчета он не может, так как не перешел в подотчет другому лицу, по служебным запискам, направленным в адрес бухгалтера, на основании чего бухгалтер делает перемещение данного нефинансового актива с одного подотчета на другой. А так как эти нефинансовые активы не были переданы другим лицам, и в адрес бухгалтерии не поступали распоряжения, приказы или служебные записки о необходимости совершить перемещение указанных активов, то сведения в журнале за февраль 2023 по выбытию и перемещению нефинансовых активов являются верными.

В силу своей должностной инструкции, и в том числе пункта 3 данной инструкции, истец не взаимодействует с отделом кадров и не отслеживает кадровые перемещения сотрудников администрации ОМР, и ее не ставят в известность о предстоящем увольнении сотрудников.

От самих сотрудников, являющихся ответственными лицами за хранение на своем подотчете нефинансовых активов, не поступают служебные записки о необходимости провести передачу материальных ценностей другим лицам, либо в группу технического обеспечения (заведующему хозяйством), в связи с их увольнением или переводом.

Данное перемещение этих активов никак не закреплено в чьих-либо обязанностях и не регламентируется как-либо в администрации ОМР.

Истец неоднократно обращалась по вопросу передачи подотчета ФИО6, была проведена инвентаризация, решения по передаче принято не было, такая же ситуация возникла при увольнении ФИО5, уволен без передачи подотчета ФИО10, не принято решение о передаче подотчета ФИО11, в связи с ее предстоящим увольнением.

По какой причине в служебной записке ФИО12, отписанной Главой в работу бухгалтерии, указан ФИО13, не могу дать объяснений, так как не несу ответственности за достоверность первичных документов, представленных другими лицами.

Положения должностной инструкции главного специалиста по ведению бухгалтерского учета и отчетности в администрации ОМР не содержат обязанностей, касающихся исполнять обязанности за отдел кадров или заведующего хозяйством, и об уволенных сотрудниках администрации ОМР, чего-либо ей не известно, и ее никто из отдела кадров не уведомлял об их увольнении или переводе, а служебные записки или иные документы с группы технического обеспечения к ней не поступали.

В чьи обязанности входят уведомление о лицах, уволенных со своих должностей лиц и сообщение о наличии у них нефинансовых активов либо ими сданных в отдел группы технического обеспечения, ей не известно.

Никто при увольнении у сотрудников администрации, у которых находятся на подотчете нефинансовые активы (техника, мебель и т.д.), не принимает имущество и его уволенные лица также не сдают. Бухгалтерия приемом и выдачей таких активов не занимается.

Вывод комиссии по проведению служебной проверки является ошибочным о том, что вина ее в совершении дисциплинарного проступка доказана, как и о правомерности применения к ней дисциплинарной ответственности в виде выговора, поскольку этот вывод противоречит фактическим обстоятельствам служебной проверки и собранным материалам в данной проверке.

В материалах вышеуказанной служебной проверки не представлено доказательств, указывающих на то, что ею как главным специалистом по ведению бухгалтерского учета и отчетности в администрации ОМР были осуществлены действия, нарушающие должностную инструкцию, Трудовой кодекс РФ либо другие нормативные акты, ссылок на нарушения в служебной проверке не имеется, ее действия являются правомерными, так как активы были приняты лицами и продолжают числиться за ними, не смотря на то, что они уволены.

Кроме этого не проверены и не оценены указанные ею доводы о том, что последствия в виде внесения, по мнению комиссии по проведению служебной проверки, «недостоверных сведений» в отчетность настали из-за неисполнения своих обязанностей сотрудниками отдела кадров и группы технического обеспечения по приему материальных средств, числящихся на сотрудниках администрации которые были уволены.

Комиссия по проведению служебной проверки не проверила тот факт, а были ли исполнены обязанности по уведомлению или предоставлению информации об уволенных лицах в бухгалтерию, и были ли предоставлены служебные записки либо распоряжения по перемещению этих активов от лица уволенного другому лицу, поскольку безосновательно такие перемещения активов невозможны.

Указанная комиссия по проведению служебной проверки только ограничилась указанием на то, что она внесла сведения в отношении уволенных лиц, и это обстоятельство стало для комиссии «недостоверным сведением», не проверив те обстоятельства, что причиной этого стало неисполнение другими сотрудниками администрации ОМР своих обязанностей, что повлекло нахождение в подотчете нефинансовых активов на сотрудниках, которые были уволены, и которые эти активы никому не сдавали, тем самым, данное внесение правдивых сведений, стало внесением «недостоверных сведений», без какого-либо наступления последствий, что уже не соответствует не только мнению комиссии по проведению служебной проверки, но и логике в целом.

Если актив не был сдан первым лицом второму лицу, этот актив числится за первым лицом и продолжает у него оставаться, и сведения о числящемся активе за первым лицом не могут быть ложными, так как этот актив за ним закреплен.

Вместе с тем, при проведении данной комиссии по проведению служебной проверки и самой проверкой в нарушение положения абз. 3 п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работодатель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что именно ею совершено какое-либо действие, подпадающее под понятие дисциплинарный проступок, а из-за неисполнения другими сотрудниками своих обязанностей (по сдаче и приеме нематериальных активов) и за некачественного и непроработанного построения работодателем рабочего процесса по приему у уволенных лиц нефинансовых активов находящихся у них в подотчете и своевременному уведомлению всех заинтересованных отделов администрации ОМР об уволенных сотрудниках администрации ОМР, она ответственность нести не может.

Этими же перечисленными действиями работодатель нарушил п. 1.3 Порядка проведения служебных проверок в администрации ОМР (Приложение № 1 к распоряжению администрации ОМР от 08.11.2022 года № 551).

При этом в нарушение п. 5.2 Порядка проведения служебных проверок в администрации ОМР (Приложение № 1 к распоряжению администрации ОМР от 08.11.2022 года № 551), в заключении служебной проверки от 12.04.2023 года не отражены следующие сведения:

Во водной части служебной проверки не содержится:

- информации о наименовании в составе комиссии должностей, а указаны только фамилии и инициалы членов комиссии;

- информации периода службы в занимаемой должности и стаже работы у лица, в отношении которого проводилась служебная проверка.

В списке участвующих лиц в заключении комиссии по проведению служебной проверки содержится ФИО14, при этом она не принимала участия в данной служебной проверке, что подтверждается отсутствием ее подписи в резолютивной части.

В резолютивной части служебной проверки не содержится:

- предложения о мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Считает, что несоблюдение вышеуказанных требований проведения служебной проверки, влечет за собой признание недействительным заключения служебной проверки от 12.03.2023 года, и влечет за собой отмену дисциплинарного взыскания, примененного по результатам данной служебной проверки.

Кроме этого, считает, что само распоряжение администрации ОМР № 47§2 «О применении дисциплинарного взыскания» от 17.04.2023 является незаконным, так как в соответствии с ч. 1 ст. 192 ТК РФ работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, соответственно, распоряжение о привлечении к дисциплинарной ответственности должно содержать подробное описание места, даты, времени, обстоятельств совершения работником дисциплинарного проступка, четкую и понятную для работника формулировку вины, во вменяемом ей работодателем дисциплинарном проступке, ссылку на нормы локальных нормативных актов, которые были нарушены ею, причинно-следственную связь между ее действиями, совершенным проступком и наступившими последствиями, которых нет.

Таким образом, не только отсутствует событие самого дисциплинарного проступка, но и невозможно определить дату совершения дисциплинарного проступка, а следовательно, и проверить соблюдение работодателем сроков привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

А так как в распоряжении администрации ОМР № 47§2 «О применении дисциплинарного взыскания» от 17.04.2023 о привлечении ее к дисциплинарной ответственности при указанных выше обстоятельствах, отсутствуют вышеперечисленные сведения (место, время, обстоятельства совершения, в чем выразились эти действия и т.д.) свидетельствует об отсутствии правовых оснований для квалификации ее действий как дисциплинарного проступка, поскольку проступок не может характеризоваться как понятие неопределенное, основанное лишь на внутреннем убеждении работодателя, а вывод о виновности работника не может быть основан на предположениях работодателя о фактах, которые не подтверждены и не проверены в установленном порядке, без оценки доказательств невиновности и правильности ее действий.

Указание комиссии по проведению служебной проверки на то, что она внесла якобы «недостоверные сведения» в отчет, не может быть основанием для привлечения ее к дисциплинарной ответственности, так как внесенные сведения являются достоверными, но не смотря на это, комиссией не была проверена вина других лиц обязывающих принять активы у увольняемого сотрудника, а также не проверен процесс направления сведений об этом в бухгалтерию для появления оснований для их перемещения, как и не проверена вина в целом работодателя, не организовавшего процедуру изъятия таких активов и их перемещения.

Следовательно, такое распоряжение о наложении дисциплинарного взыскания нельзя признать законным.

При указанных неправомерных действиях ответчика ей был нанесен моральный вред, выраженный в глубоких переживаниях, связанных с невозможностью трудиться, с постоянными вызовами на комиссии, дачи объяснений, от чего у нее появилось чувство тревоги за свое будущее, стресс и депрессия перед произволом работодателя, и это негативно сказывается на ее здоровье.

Указанное необоснованное привлечение ее к дисциплинарной ответственности подрывает ее авторитет перед коллегами, который она заработала как честный и профессиональный сотрудник, отработавший более 30 лет.

О данном дисциплинарном наказании стали осведомлены многие сотрудники администрации ОМР, что умаляет ее способности как профессионала знающего свою работу.

Учитывая, что ответчиком, как работодателем, с учетом наложенного на нее взыскания – выговора, наложенного распоряжением администрации ОМР № 47§2 «О применении дисциплинарного взыскания» от 17.04.2023 года, истцу не выплачивались премии по итогам работы за апрель 2023 года – 4303 рубля 60 копеек, за май 2023 года – 4303 рубля 60 копеек, за июнь 2023 года – 1434 рубля 52 копейки, а всего 10041 рубль 72 копейки (без вычета НДФЛ).

Из-за не начисления данных премий за указанный период, также неверно начислены были отпускные выплаты, где недоплата составила за отпускные 10041,72/255,76*35=1374,18 рублей (без вычета НДФЛ).

Истец Бессарабова Е.Ю. в судебное заседание, назначенное на 03.11.2023, не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, телефонограммой сообщила о том, что находится на лечении в <адрес>, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на иске настаивала. В ходе рассмотрения дела поддержала, доводы изложенные в исковом заявлении, суду поясняла, что все началось со служебной записки ФИО3, которая является юристом администрации, от нее поступил вопрос в устной форме, почему «висит» подотчет уволенных лиц. ФИО23 ушла в отпуск, после поступила служебная записка, возбудили проверку. Начальника ее отдела отстранили, хотя по сути, именно работу начальника отдела должны были проверять. Отдел бухучета входит в состав администрации района, руководитель глава района. В результате проверки признали, что она не права, якобы подает недостоверную информацию. Происходит массовое увольнение сотрудников, большой процент подотчета, это столы, стулья, компьютеры, техника. Раньше находили сразу другого человека и передавали все. Журнал формы ведет она, он переходящий из месяца в месяц, из года в год. Есть правила бухучета регламентирующие передачу подотчета. Проводится инвентаризация. Бухгалтеру не всегда вовремя известно, что человек уволен, документы поступают с опозданием, тем более расчетом по увольнению занимается расчетчик, а она материалист. В администрации района она отработала более тридцати лет, взысканий никогда не было, имеет награждения, является ветераном труда.

Представитель истца Стрекалов А.С. в судебное заседание, назначенное на 03.11.2023, не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о том, что ни истец, ни ее представитель прибыть в судебное заседание не могут ввиду занятости, а позиция Бессарабовой Е.Ю. и ее представителя была озвучена в судебных заседаниях ранее, она не изменилась, и их сторона на ней настаивает, а ряд доказательств и расчетов были предоставлены суду на обозрение, поэтому просил рассмотреть дело в их отсутствие, настаивал на удовлетворении заявленных уточненных требований. В ходе рассмотрения дела поддержал позицию истца и доводы, изложенные истцом, также уточнил, что действия администрации Олюторского района неправомерны, распоряжение незаконно и необоснованно. Сами действия работодателя противоречат законодательству, поскольку никакого дисциплинарного нарушения не было допущено.

Представитель ответчика Администрации Олюторского муниципального района Камчатского края Дубинина Е.Я. возражала относительно удовлетворения уточненных исковых требований в полном объеме, просила отказать, по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, где указала, что Администрация Олюторского муниципального района Камчатского края не согласна с требованиями истицы, изложенными в исковом заявлении, по следующим основаниям.

Бессарабова Е.Ю. замещает должность главного специалиста по ведению бухгалтерского учета и отчетности в администрации Олюторского муниципального района Камчатского края на основании распоряжения администрации Олюторского муниципального района от 29.05.2020 № 66§44.

В соответствии с должностной инструкцией главного специалиста по ведению бухгалтерского учета и отчетности администрации Олюторского муниципального района Камчатского края, утвержденной распоряжением администрации Олюторского муниципального района от 23.09.2020 № 283, главный специалист по ведению бухгалтерского учета и отчетности администрации Олюторского муниципального района Камчатского края выполняет работу по организации и ведению бухгалтерского учета администрации муниципального района, ведет учет приходных и расходных документов с последующим составлением журналов согласно существующих нормативных правовых актов, отвечает за достоверность внесения иных сведений бухгалтерского учета согласно должностной инструкции, несет ответственность за неисполнение своих должностных обязанностей.

По результатам проведенной в апреле 2023 года служебной проверки, комиссией установлено, что Бессарабовой Е.Ю. в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, указана недостоверная информация в журнале операций № 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов за февраль 2023 года.

В заключении служебной проверки подробно приведены доводы по которым комиссия пришла к выводу о наличии со стороны Бессарабовой Е.Ю. дисциплинарного проступка, в том числе проанализированы данные ею объяснения и доводы о достоверности внесенных ею сведений мотивированно опровергнуты.

Согласно ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

По результатам проведения служебной проверки, комиссией установлено, что Бессарабовой Е.Ю. не были надлежащим образом исполнены возложенные на нее должностной инструкцией обязанности, дана оценка всем собранным в ходе проверки материалам и установлена вина данного сотрудника.

Довод истца о том, что водная и резолютивная части заключения о служебной проверке не содержит ряд сведений, в связи с чем, влечет признание его недействительным, не состоятелен, так как заключение служебной поверки полностью соответствует всем фактическим данным, отраженным в нем.

Сама проверка проведена в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и оснований для отмены ее результатов не усматривается.

В соответствии со ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения.

Так как проступок Бессарабовой Е.Ю. совершен не ранее февраля 2023 года, срок давности ее привлечения к дисциплинарной ответственности на момент издания распоряжения не истек.

Кроме того, на сегодняшний день дисциплинарное взыскание снято на основании распоряжения администрации Олюторского муниципального района от 28.07.2023 № 101§8, в связи с чем, считаем, предмет спора в части выговора отсутствует.

Кроме того, поясняла, что согласно должностной инструкции, конкретно п. 3, истец осуществляет постановку, организацию и ведение бухгалтерского учета имущества, денежных средств, обязательств и хозяйственных операций, необходимых для проведения работ; сбор и предоставление информации по использованию денежных средств, материальных ценностей в разрезе структурных подразделений администрации ОМР; ведение учета по подотчетным лицам по структурным подразделениям администрации ОМР; выполняет работу по организации и ведению бухгалтерского учета администрации ОМР по составлению смет на каждый текущий финансовый год по материальным ценностям подразделений администрации ОМР; обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций по материальным ценностям, формированию расходной части. И истец несет ответственность в соответствии с действующим законодательством, если нарушает данные пункты. Соответственно, при предоставлении 17 марта 2023 года журнала по выбытию и перемещению нефинансовых активов на согласование советником-юристом администрации ОМР ФИО3 было выявлено, что ежегодная инвентаризация не проводилась. Ею была составлена служебная записка. 17 апреля 2023г. в соответствии с действующим законодательством к Бессарабовой Е.Ю. было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. 28 июля 2023г. оно было снято. Что касаемо вопроса премии – апрель, май, июнь, премия истцу не устанавливалась в связи с имеющимся дисциплинарным взысканием, на сегодняшний день премия истцу устанавливается. Недостатки, которые были выявлены при проведении служебной проверки, в настоящий момент находятся в работе. Служебные проверки в администрации ОМР оформляются как наряд, все документы присутствовали. Заключение было передано в кадры, кроме наряда, так как работник, занимающийся данной проверкой, уволился. Документы по проверке были обнаружены уже при осмотре кабинета данного работника. Протокола заседания данной комиссии нет. Датой нарушения считают 09 февраля 2023 года, в заключении служебной проверки дата не указана, на заседании комиссии учитывались смягчающие и отягчающие обстоятельства в отношении Бессарабовой Е.Ю., по какой причине это не отражено в заключении комиссии пояснить не может.

Допрошенная в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля Свидетель №1, суду пояснила, что она является начальником самостоятельного отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Олюторского муниципального района Камчатского края, Бессарабова Е.Ю. находится в непосредственном ее подчинении, по ней была назначена служебная проверка по факту неучтенного имущества. Она как руководитель отдела подошла к заместителю главы района ФИО16, объяснила ей, что неправильно то, что привлекают к дисциплинарной ответственности сотрудника ее отдела, так как нужно привлекать ее как руководителя отдела. ФИО25 сказала ей подойти к ФИО17 руководителю управления делами и социальным вопросам, так как это по его инициативе была начата проверка. Считает, что ФИО18 была несправедливо привлечена к дисциплинарной ответственности, так как бухгалтер отражает сведения на основании первичных документов, а в администрации района есть начальник группы технического обеспечения ФИО26 который непосредственно занимается вопросами материального обеспечения.

Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.

Изучив материалы гражданского дела, письменные пояснения сторон, выслушав пояснения участников процесса, свидетеля, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 56 ТК РФ предусматривает, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В силу ст. 21 ТК РФ установлена обязанность работника добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.

В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан:

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

На основании ч. 1 ст. 189 ТК РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Положениями ст. 22 ТК РФ предусмотрено право работодателя на привлечение работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

По смыслу закона дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Согласно ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", по делам об оспаривании дисциплинарных взысканий бремя доказывания наличия основания для привлечения работника к ответственности в порядке ст. 192 ТК РФ возложено на работодателя.

В соответствии с абз. 3 п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Таким образом, именно ответчик обязан доказать, что со стороны работника имелось виновное поведение, связанное с нарушением трудовой функции, а также то, что у работника имелись все условия для выполнения трудовой функции, в том числе и распоряжений работодателя. Кроме того, в круг юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию работодателем, входит соответствие и соразмерность примененного вида дисциплинарного взыскания, тяжести проступка работника и обстоятельства, при которых он был совершен (п. 5 ст. 192 Трудового кодекса РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. В свою очередь, работник, ссылаясь на невозможность исполнения в должной мере трудовой функции, вправе представить доказательства того, что необходимые условия для исполнения трудовой функции у него отсутствовали.

Согласно ст.ст. 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

В силу ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Решение работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания может быть проверено в судебном порядке (часть седьмая статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд должен действовать не произвольно, а исходить из общих принципов юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности (в частности, таких как справедливость, соразмерность, законность) и, руководствуясь указанными нормами Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с другими его положениями, установить факт совершения дисциплинарного проступка, оценить всю совокупность конкретных обстоятельств дела (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 № 1421-О).

Судом установлено, что Бессарабова Елена Юрьевна состоит в трудовых отношениях с администрацией Олюторского муниципального района Камчатского края в должности главного специалиста по ведению бухгалтерского учета и отчетности на основании трудового договора от 15.06.2005г. и дополнительных соглашений к трудовому договору от 17.12.2009г. и от 16.01.2018г., а также распоряжения № 192§1 от 12.12.1989г.

Распоряжением ВрИО Главы Олютрского муниципального района ФИО17 от 17.04.2023г. §2 «О применении дисциплинарного взыскания» Бессарабова Е.Ю. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение возложенных служебных обязанностей, выразившихся в указании недостоверной информации в журнале операций № 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов за февраль 2023 год, в соответствии со ст. 192, 193 ТК РФ. В качестве основания указано: заключение по результатам служебной проверки от 11.04.2023г.

Распоряжением ВрИО Главы Олютрского муниципального района ФИО19 от 28.07.2023г. № 101§8 «О досрочном снятии дисциплинарного взыскания» на основании ходатайства главного специалиста по ведению бухгалтерского учета и отчетности Бессарабовой Е.Ю. от 28.07.2023г., руководствуясь ст. 194 ТК РФ, за добросовестное и эффективное исполнение своих трудовых обязанностей с главного специалиста по ведению бухгалтерского учета и отчетности Бессарабовой Е.Ю. снято дисциплинарное взыскание - выговор, объявленное распоряжением № 47§2 от 17.04.2023г.

Распоряжением ВрИО Главы Олютрского муниципального района ФИО17 от 17.04.2023г. № 47§2 «О применении дисциплинарного взыскания» Бессарабова Е.Ю. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение возложенных служебных обязанностей, выразившихся в указании недостоверной информации в журнале операций № 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов за февраль 2023 года. В качестве основания указано заключение по результатам служебной проверки от 11.04.2023г.

С распоряжением Бессарабова Е.Ю. ознакомлена 18.04.2023г.

С должностной инструкцией главного специалиста по ведению бухгалтерского учета и отчетности Бессарабова Е.Ю. ознакомлена 09.11.2020г.

В объяснительной на имя руководителя Управления делами социальным вопросам от 30.03.2023г. Бессарабова Е.Ю. указала, что недостоверными считаются такие сведения, которые не соответствуют действительности, в журнале за февраль 2023 по выбытию и перемещению нефинансовых активов отражены достоверные сведения, так как на момент увольнения лиц, указанных в служебной записке от ДД.ММ.ГГГГ вход. , а именно: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, и по настоящее время за ними числится подотчет. В силу своей должностной инструкции и в том числе пункта 3, она не взаимодействует с отделом кадров и не отслеживает кадровые перемещения сотрудников Администрации, ее не ставят в известность о предстоящем увольнении сотрудников, от самих сотрудников, являющихся ответственными лицами не поступают служебные записки о необходимости провести передачу материальных ценностей в связи с их увольнением или переводом. Неоднократно обращалась по вопросу передачи подотчета, была проведена инвентаризация, решения по передаче принято не было.

Из служебной записки начальника самостоятельного отдела бухгалтерского учета и отчетности Свидетель №1 от 24.03.2023г. на имя руководителя Управления делами и социальным вопросам ФИО17 в ответ на служебную записку от 20.03.2023г. следует, что в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов за февраль 2023 года отражены лица, которые по состоянию на 1 февраля уже не являются сотрудниками администрации ОМР – в виду сложившейся практики в администрации Олюторского муниципального района при увольнении сотрудников не издаются распорядительные документы Управлением делами и социальным вопросам, которые являются ответственными лицами по оформлению документов при приеме и увольнении сотрудников, а также по предоставлению им рабочих мест, в самостоятельный отдел бухгалтерского учета и отчетности. Также не предоставлялись (и не предоставляются) документы о закреплении (передаче) имущества за вновь принятыми работниками. Самостоятельный отдел бухгалтерского учета и отчетности не обладает информацией в каком кабинете и за каким рабочим местом будет работать вновь принятый работник, также как и не обладает информацией кому передавать имущество, ранее закрепленное за уволенным работником. В Администрации ОМР есть сотрудник, который является материально ответственным лицом и с которым заключен договор о полной материальной ответственности, который несет ответственность за имущество, находящееся в администрации ОМР и должен контролировать процесс перемещения, поступления и выбытия имущества. Данный сотрудник находится в подчинении Управления делами и социальным вопросам. В самостоятельный отдел бухгалтерского учета и отчетности до сих пор не предоставлены документы кому и на основании чего передать имущество: по уволенным сотрудникам в текущем году, и по баннерам которые числятся на балансе администрации ОМР, но которых уже нет в наличии. По факту на 24 марта 2023 года имущество перемещено без отражения в бухгалтерском учете, что приводит к дальнейшей недостоверности информации по имуществу и его ответственным лицам у кого оно находится в пользовании. Также ставит в известность, что самостоятельный отдел бухгалтерского учета и отчетности не несет ответственности по перемещению имущества, если на то не были предоставлены соответствующие документы. В должностные обязанности сотрудников самостоятельного отдела бухгалтерского учета и отчетности не входит обязанность отслеживать и организовывать работу сотрудника находящегося в подчинении Управления делами и социальным вопросам.

В должностной инструкции главного специалиста по ведению бухгалтерского учета и отчетности Бессарабовой Е.Ю., утвержденной распоряжением администрации Олюторского муниципального района № 283 от 23.09.2020г., имеется четыре раздела.

Пунктом 3.2. раздела 3 предусмотрены должностные обязанности, согласно данного пункта главный специалист по ведению бухгалтерского учета и отчетности в том числе выполняет работу по организации и ведению бухгалтерского учета администрации ОМР по составлению смет на каждый текущий финансовый год по материальным ценностям по подразделениям администрации ОМР; обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций по материальным ценностям, формированию расходной части по подразделениям администрации ОМР по материальным ценностям и имуществу; принимает первичные документы по составлению отчетности по подотчетным лицам по подразделениям администрации ОМР; обеспечивает руководителей, кредиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по подразделениям администрации ОМР; оказывает методическую помощь руководителям подведомственных муниципальных бюджетных учреждений по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности; выполняет другие поручения начальника самостоятельного отдела бухгалтерского учета и отчетности; исполняет постановления, распоряжения, иные распорядительные и организационные документы администрации ОМР.

Пункт 3.4. раздела 3 «Ответственность» предусматривает, что главный специалист несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ; за причинение материального ущерба, в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ; за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ; за нарушение Правил внутреннего распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации.

Согласно п. 32 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 № 46517), п. 11 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 № 19452), журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) формируется ежемесячно в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную подпись, или на бумажном носителе, если отсутствует возможность его формирования и хранения в электронном виде.

Факты хозяйственной жизни отражаются в журнале (ф. 0504071) в хронологической последовательности с группировкой по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом. Записи производятся по мере осуществления соответствующих операций и принятия первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету, но не позднее следующего дня после получения (составления) первичных (сводных) учетных документов (п. 29 Федерального стандарта № 256н, п. 11 Инструкции № 157н).

Журнал (ф. 0504071) ведется на русском языке (п. 31 Федерального стандарта № 256н).

Если журнал (ф. 0504071) содержит сведения, составляющие государственную тайну, то формируется регистр обособленно с соблюдением норм законодательства РФ о защите государственной тайны (п. 32 Федерального стандарта № 256н, п. 12 Инструкции № 157н).

Журнал (ф. 0504071) подписывает должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (главного бухгалтера, руководителя централизованной бухгалтерии), и лица, ответственного за его формирование. Указанные лица несут ответственность за правильность отражения фактов хозяйственной жизни в журнале (п. 30 Федерального стандарта № 256н, п. 11 Инструкции № 157н).

Исходя из пояснений сторон ведением журнала операций № 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) в администрации Олюторского муниципального района Камчатского края занималась главный специалист по ведению бухгалтерского учета и отчетности Бессарабовой Е.Ю., что не оспаривалось сторонами.

По смыслу действующего трудового законодательства, несмотря на отсутствие в законе четких требований к формулировке и содержанию приказа о дисциплинарном взыскании, в нем должны содержаться описание дисциплинарного проступка, ссылка на пункт должностной инструкции или иного документа, в соответствии с котором на работника возложена данная обязанность.

Оспариваемое распоряжение от 17.04.2023г. № 47§2 не содержит четкой и понятной формулировки вины работника, в тексте распоряжения отсутствуют ссылки на должностную инструкцию, либо иной документ, в соответствии с которым на работника возложена обязанность выполнения определенных действий, в невыполнении которых выразился дисциплинарный проступок, что лишает суд возможности проверить, в чем именно выразился проступок, за что истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора и имеется ли в этом ее вина. Указанное в качестве основания привлечения к дисциплинарной ответственности заключение служебной проверки от 11.04.2023г. не подтверждает возложения обязанности на главного специалиста по ведению бухгалтерского учета и отчетности Бессарабову Е.Ю. о ведении журнала операций № 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071).

Кроме того, в указанном заключении по результатам служебной проверки от 11.04.2023г. также не отражено ссылки на должностную инструкцию, либо иной документ, в соответствии с которым на работника возложена обязанность выполнения определенных действий, в невыполнении которых выразился дисциплинарный проступок, а в основу заключения положен лишь ответ (пояснения) Бессарабовой Е.Ю. от 30.03.2023 г. на служебную записку от 20.03.2023 вход. № 1554 руководителя Управления делами социальным вопросам, также как и не указана дата совершения нарушения.

Следовательно, заключение комиссии также не позволяет достоверно установить конкретный проступок, за который истец привлечена к дисциплинарной ответственности, тогда как проступок не может характеризоваться как понятие неопределенное, основанное лишь на внутреннем убеждении работодателя. Заключение не содержит сведения об учете тяжести проступка и неблагоприятных последствий, которые наступили для работодателя. Вывод о виновности работника не может быть основан на предположениях работодателя о фактах, которые не подтверждены в установленном порядке.

Кроме того, из служебной записки начальника самостоятельного отдела бухгалтерского учета и отчетности Свидетель №1 от 24.03.2023г. на имя руководителя Управления делами и социальным вопросам ФИО17 в ответ на служебную записку от 20.03.2023г. следует, что на 24 марта 2023 года недостатки устранены, имущество перемещено.

Между тем, работодатель не принял никаких мер, направленных на выяснение причин, что именно послужило для отражения информации в журнале операций № 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) именно в том виде, в каком он был предоставлен на согласование советнику-юристу главным специалистом по ведению бухгалтерского учета и отчетности Бессарабовой Е.Ю. Доводы представителя работодателя о том, что должностной инструкцией главного специалиста по ведению бухгалтерского учета и отчетности предусмотрена данная обязанность не свидетельствуют о законности и обоснованности данного приказа.

В силу действующего законодательства, если в распоряжении (приказе) о применении дисциплинарного взыскания не указан конкретный проступок, за который оно применено, то суд не вправе при рассмотрении дела об оспаривании наложенного взыскания самостоятельно определять, в чем состояло допущенное нарушение.

Кроме того, принимая во внимание, также то обстоятельство, что в трудовых отношениях работник является более уязвимой стороной, в силу чего обязанность по доказыванию правомерности привлечения к дисциплинарной ответственности и наличия самого факта дисциплинарного проступка лежит на работодателе, суд считает, что в данной ситуации со стороны работодателя проверка относительно установления виновности главного специалиста по ведению бухгалтерского учета и отчетности Бессарабовой Е.Ю. в совершении указанного проступка в полном объеме не была проведена, обязанность по доказыванию своей невиновности была возложена работодателем на работника.

Таким образом, при указанных обстоятельствах в отсутствие доказательств о наличии в действии истца признаков дисциплинарного проступка, данный приказ суд считает незаконным по изложенным выше основаниям.

Поскольку в полномочия суда не входит отмена принятых работодателем приказов, требование истца об обязании администрации Олюторского муниципального района Камчатского края об отмене распоряжения от 17.04.2023г. № 47§2 «О применении дисциплинарного взыскания» суд считает излишне заявленным, поскольку данное распоряжение, признанное судом незаконным, в обязательном порядке подлежит отмене работодателем, его издавшим.

Кроме того, распоряжением администрации Олюторского муниципального района от 28.07.2023 года № 101§8 дисциплинарное взыскание в виде выговора досрочно снято с Бессарабовой Е.Ю.

Рассматривая требование истца о взыскании с ответчика невыплаченной премии по итогам работы за апрель 2023 года – 4303 рубля 60 копеек, за май 2023 года – 4303 рубля 60 копеек, за июнь 2023 года – 1434 рубля 52 копейки, а всего 10041 рубль 72 копейки (без вычета НДФЛ), а также о взыскании с ответчика недоплаченной суммы по оплате отпуска в размере 1374 рубля 18 копеек (без вычета НДФЛ), суд приходит к следующим выводам.

Как указано в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

В силу ст. 22 ТК РФ, работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Исходя из абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ работодатель вправе принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Частью 1 статьи 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Положениями ч. 1 ст. 135 ТК РФ закреплено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая).

В соответствии со ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса РФ в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Из представленного в материалы дела Положения «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы администрации Олюторского муниципального района», утвержденного постановлением № 249 администрации Олюторского муниципального района Камчатского края от 25.10.2017 года (измен. постановлением № 43 администрации Олюторского муниципального района Камчатского края от 14.02.2020г.) усматривается, что оплата труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы администрации Олюторского муниципального района производится в виде заработной платы, являющейся основным источником их материального обеспечения и состоящей из месячного должностного оклада работника в соответствии с занимаемой им должностью немуниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых настоящим Положением (п. 1.4.).

Заработная плата работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы администрации Олюторского муниципального района состоит из трех структурных элементов: должностной оклад; обязательные дополнительные выплаты: надбавка за выслугу лет, процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; иные дополнительные стимулирующие выплаты: надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, денежного поощрения, премии, материальной помощи (п. 2.1.).

Согласно п.п. 5 п. 3.7 Положения премирование немуниципального служащего осуществляется на основании распоряжения администрации Олюторского муниципального района по представлению руководителя управления или начальника самостоятельного отдела.

В соответствии с п.п. 6 п. 3.7. Положения Конкретный размер премии выплачиваемой работнику, устанавливается в процентном отношении к его должностному окладу и не может превышать 25 процентов.

Подпунктом 10 п. 3.7. Положения также предусмотрено, что не подлежат премированию немуниципальные служащие, имеющие неснятые дисциплинарные взыскания.

Согласно трудовому договору № 19 от 15.06.2005 года и дополнительных соглашений № 53 от 17.12.2009г., № 45 от 01.07.2011г., № 7 от 02.02.2012г., от 24.01.2014г., от 16.01.2018г., от 29.05.2020г. к трудовому договору № 19 от 15.06.2005г. с главным специалистом по ведению бухгалтерского учета и отчетности самостоятельного отдела бухгалтерского учета и отчетности Бессарабовой Е.Ю. в разделе 5 «Оплата труда и социальные гарантии» установлено, что работнику устанавливается: должностной оклад – 5677 рублей; районный коэффициент 0,8; надбавка за работу в районах Крайнего Севера 100%. Работнику выплачиваются обязательные дополнительные выплаты в соответствии с Положением «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы администрации Олюторского муниципального района»: надбавка за выслугу лет 30% должностного оклада; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год в размере 50% должностного оклада с учетом районного коэффициента и северных надбавок. Работнику устанавливаются иные дополнительные стимулирующие выплаты: надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы; денежное поощрение; премия; в соответствии с Положением «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы администрации Олюторского муниципального района» распоряжением администрации Олюторского муниципального района. Работнику устанавливается и выплачивается иная дополнительная стимулирующая выплата в соответствии с Положением «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы администрации Олюторского муниципального района»: материальная помощь в размере 29,17% должностного оклада. С 01.01.2020г.: - должностной оклад – 5923 рубля; в соответствии с Положением «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы администрации Олюторского муниципального района», утвержденного Постановлением Администрации Олюторского муниципального района № 249 от 25.10.2017г., с изменениями в соответствии с Постановлением Администрации Олюторского муниципального района № 43 от 14.02.2020г. «О внесении изменений в постановление администрации Олюторского МР № 249 от 25.10.2017г. «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Олюторского муниципального района» (п. 5.1).

Работнику устанавливается и предоставляется: ежегодно основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней; дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в районах Крайнего Севера в количестве 24 календарных дней; дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день; ежегодный дополнительно оплачиваемый отпуск за выслугу лет, в соответствии с Положением «О предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков работникам органов местного самоуправления Олюторского муниципального района» (п. 5.2).

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства суд приходит к выводу, что в соответствии с Положением «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы администрации Олюторского муниципального района», утвержденного постановлением № 249 администрации Олюторского муниципального района Камчатского края от 25.10.2017 года (измен. постановлением № 43 администрации Олюторского муниципального района Камчатского края от 14.02.2020г.), а также условиями трудового договора и дополнительных соглашений к трудовому договору, премия входит в систему оплаты труда как стимулирующая выплата, она не должна носить произвольный характер в отношении отдельных работников, при отсутствии оснований для их установления ниже размера, определенного в Положении «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы администрации Олюторского муниципального района», утвержденного постановлением № 249 администрации Олюторского муниципального района Камчатского края от 25.10.2017 года (измен. постановлением № 43 администрации Олюторского муниципального района Камчатского края от 14.02.2020г.), ответчик не представил доказательства, которые бы подтвердили обоснованность не установления истцу премии в размере 25% от оклада в апреле, мае, июне 2023 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия ответчика не соответствуют Положению «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы администрации Олюторского муниципального района» и не могут быть признаны законными.

В связи с чем, исковые требования Бессарабовой Е.Ю. о взыскании премии по итогам работы за апрель 2023 года – 4303 рубля 60 копеек, за май 2023 года – 4303 рубля 60 копеек, за июнь 2023 года – 1434 рубля 52 копейки, а всего 10041 рубль 72 копейки (без вычета НДФЛ), подлежат удовлетворению.

Поскольку заработная плата за спорный период времени начислялась и выплачивалась истицу не в полном объеме, соответственно ответчик неправильно произвел расчет оплаты отпуска.

Согласно расчету предоставленному истцом недоплаченная сумма по оплате отпуска составляет 1374 рубля 18 копеек. Расчёт судом проверен, признан арифметически верным. Контррасчет ответчиком не представлен. Таким образом, с ответчика в пользу Бессарабовой Е.Ю. подлежит взысканию недоплаченная сумма по оплате отпуска в размере 1374 рубля 18 копеек (без вычета НДФЛ).

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку судом установлено нарушение трудовых прав истца, исходя из обстоятельств дела, учитывая объем и характер причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, фактические обстоятельства дела и индивидуальные особенности истца, а также требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части взыскания денежной компенсации морального вреда и определяет размер компенсации –5000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования Бессарабовой Елены Юрьевны (Серия и номер паспорта 3010 450041) к Администрации Олюторского муниципального района Камчатского края (ИНН 8201001231, ОГРН 102410148879) о признании распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Администрации Олюторского муниципального района Камчатского края «О применении дисциплинарного взыскания» № 47 § 2 от 17 апреля 2023 года о вынесении главному специалисту по ведению бухгалтерского учета и отчетности Бессарабовой Елене Юрьевне дисциплинарного взыскания – выговор.

Взыскать с Администрации Олюторского муниципального района Камчатского края в пользу Бессарабовой Елены Юрьевны не выплаченную премию по итогам работы за апрель 2023 года – 4303 рубля 60 копеек, за май 2023 года – 4303 рубля 60 копеек, за июнь 2023 года – 1434 рубля 52 копейки, а всего 10041 рубль 72 копейки (без вычета НДФЛ).

Взыскать с Администрации Олюторского муниципального района Камчатского края в пользу Бессарабовой Елены Юрьевны недоплаченную сумму по оплате отпуска в размере 1374 рубля 18 копеек (без вычета НДФЛ).

Взыскать с Администрации Олюторского муниципального района Камчатского края в пользу Бессарабовой Елены Юрьевны денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей 00 копеек.

Всего взыскать с Администрации Олюторского муниципального района Камчатского края в пользу Бессарабовой Елены Юрьевны 16415 (шестнадцать тысяч четыреста пятнадцать) рублей 90 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Олюторский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2023 года.

Судья                                                                                                       Ю.А. Феоктистова

2-76/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бессарабова Елена Юрьевна
Ответчики
администрациЯ Олюторского муниципального района
Другие
Стрекалов Александр Сергеевич
Суд
Олюторский районный суд Камчатский края
Судья
Феоктистова Юлия Алексеевна
Дело на странице суда
olyutorsky.kor.sudrf.ru
06.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2023Передача материалов судье
13.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
03.11.2023Судебное заседание
13.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее