Решение по делу № 2-5782/2021 от 26.04.2021

78RS0014-01-2021-004522-23                     22 сентября 2021 года

Дело № 2-5782/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Капустиной Е.В.,

при секретаре Копаневой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Решетникова В.М. к ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

    Решетников В.М. обратился в суд с иском к ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» о признании незаконными действий сотрудников авиационной безопасности, выразившихся в обязании истца снять ремень при осуществлении предполетного досмотра.

В обоснование заявленных требований истец указывал, что ДД.ММ.ГГГГ ориентировочно не позднее 22 часов 13 минут в ходе проведения его предполетного досмотра инспектором службы досмотра авиационной безопасности ответчика было необоснованно предложено истцу снять его ремень в связи со срабатыванием в рамке металлодетектора. Указанные действия сотрудника досмотра ответчика истец считает незаконными, нарушающими его права и не соответствующими Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ .

Истец в судебное заседание явился, требования искового заявления поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Гаршин М.Э. в судебное заседание явился, возражал против заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав позиции сторон, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ из аэропорта Санкт-Петербург (Пулково) состоялся рейс по маршруту <адрес>, на который Решетниковым В.М. был приобретен авиабилет (л.д. 6-7),

Как указывает истец, не позже 22 часов 13 минут ДД.ММ.ГГГГ на 4 пункте предполетного досмотра аэропорта Пулково ему было отказано в пропуске в связи со срабатыванием стационарной рамки металлодетектора в области поясницы. Инспектор службы досмотра авиационной безопасности потребовала, чтобы истец снял ремень, который может вызывать срабатывание металлодетектора, либо пройти через рентгеновский аппарат.

Несмотря на то, что ширина ремня истца была менее 4 см, он был вынужден подчиниться незаконным, по его мнению, требованиям сотрудников авиационной безопасности ответчика, снять ремень и пройти предполетный досмотр без него.

Представленными ответчиком докладными записками службы досмотра подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ около 21 часа 59 минут в пункте досмотра 4 зала внутренних воздушных линий при проходе истца через рамку металлоискателя, металлодетектор сигнализировал о наличии металла в области пояса пассажира, в связи с чем инспектор Б.К.В. указала истцу о необходимости снять поясной ремень, либо пройти досмотр в помощью системы Bi-Scan, позволяющей не снимать ремень в ходе проведения досмотра (л.д. 29-32).

Первоначально истец отказался снимать ремень, после чего был вызван старший инспектор службы досмотра, которым был дополнительно разъяснен порядок прохождения предполетного досмотра, а также представлен текст Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ .

В 22 часа 05 минут истец повторно прошел рамку МИС, в результате чего снова сработала световая индикация, сигнализирующая о наличии металла.

В 22 часа 09 минут истец снял ремень, отправил его на ленту РТИ и прошел через рамку МИС без ремня.

После прохождения процедуры предполетного досмотра в период с 22 часов 11 минут до 22 часов 21 минуты истец составлял письменную жалобу, которая была передана старшему инспектору службы досмотра ответчика.

В 22 часа 23 минуты истец покинул зону досмотра.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленным ответчиком письменным актом просмотра видеонаблюдения камер от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией из числа сотрудников ответчика, и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 24.1 Воздушного кодекса Российской Федерации реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.

Правительство Российской Федерации в рамках обеспечения реализации государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов устанавливает порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов юридическими лицами - разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, юридическими лицами, осуществляющими техническое обслуживание гражданских воздушных судов, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, образовательными организациями и организациями, осуществляющими подготовку пилотов гражданских воздушных судов, операторами сертифицированных аэродромов гражданской авиации в отношении воздушных судов, разработка, производство, эксплуатация или обслуживание которых осуществляется указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, образовательными организациями.

В целях управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов уполномоченный орган в области гражданской авиации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет сбор и анализ данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранение этих данных и обмен ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.

Положениями статьи 113 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации.

В целях предотвращения незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности производится предполетный досмотр пассажиров и багажа, порядок осуществления которого установлен Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденными приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что они обязательны для исполнения сотрудниками службы авиационной безопасности аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта, участвующими в проведении предполетного и послеполетного досмотров, администрациями аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантов, пассажирами, а также иными лицами, осуществляющими свою деятельность на территориях аэропортов.

Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращения возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации преступных элементов, а также незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности (пункт 4 Правил).

В соответствии с пунктом 5 Правил основной задачей проведения предполетного досмотра является своевременное выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, легковоспламеняющимися, отравляющими, радиоактивными и другими опасными предметами и веществами, которые могут быть использованы для нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, создания угрозы безопасности полета воздушного судна или могут явиться причиной иного чрезвычайного (авиационного) происшествия, а также предотвращения незаконного провоза опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности, и иных предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к свободному обороту на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 12 Правил предполетный досмотр проводится на всех внутренних и международных рейсах, выполняемых воздушными судами эксплуатантов, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Организация проведения досмотров возлагается на администрацию аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта, осуществляющих досмотр (пункт 14 Правил).

Ответчик является оператором аэропорта Санкт-Петербург (Пулково), что подтверждается представленным сертификатом оператора аэродрома гражданской авиации.

Помимо прочего, компетенция ответчика на проведение предполетного досмотра подтверждается свидетельством об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности, что соответствует требованиям, установленным пунктом 6 Правил.

Досмотры вещей, находящихся при пассажире, проводятся в присутствии пассажира (пункт 15 Правил).

Пунктом 41 Правил предусмотрены следующие права сотрудников службы авиационной безопасности: - требовать от пассажиров неукоснительного выполнения требований законодательства Российской Федерации в области авиационной безопасности на воздушном транспорте; - проводить досмотры пассажиров, багажа и вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты;

Согласно пункту 45 Правил специалист по досмотру предлагает пассажирам выложить имеющиеся у них металлические предметы, мобильные телефоны, фото-, кино-, радиоаппаратуру, снять обувь за исключением обуви с высотой каблука менее 2,5 см и с подошвой толщиной менее 1,0 см, верхнюю одежду, головные уборы, ремни (пояса) шириной более 4,0 см или толщиной более 0,5 см и предъявить эти вещи для досмотра с помощью технических и специальных средств.

При этом специалист по досмотру наблюдает за показанием сигнальных устройств стационарного металлоискателя, не допуская его обхода пассажирами и в случае появления сигнала стационарного металлоискателя: предлагает пассажиру выложить на стол имеющиеся у него в одежде или на теле металлические предметы и повторно пройти через стационарный металлоискатель; сообщает о необходимости проведения более тщательного досмотра пассажира старшему пункта досмотра.

Пунктом 50 Правил регламентирован порядок проведения предполетного досмотра пассажиров: - предлагается выложить имеющиеся у пассажира в одежде предметы, содержащие металл (портсигары, ключи, пачки сигарет и т.п.), снять верхнюю одежду (пальто, куртка, плащ, пиджак, свитер, джемпер, пуловер, кофта и т.п., головной убор), ремень (пояс) шириной более 4,0 см или толщиной более 0,5 см, обувь за исключением обуви с высотой каблука менее 2,5 см и с подошвой толщиной менее 1,0 см и уложить все в лотки, корзины, поставить на транспортер рентгенотелевизионногоинтроскопа; - при срабатывании сигнализации стационарного металлоискателя уточняются места расположения металлических предметов в одежде пассажира с помощью ручного металлоискателя и предлагается пассажиру повторно пройти через рамку стационарного металлоискателя после извлечения и проверки металлических предметов.

Из буквального толкования содержания приведенных положений Правил следует, что все без исключения предметы, находящиеся при пассажире и содержащие металл, подлежат выкладке – лишь после этого возможно повторное прохождение пассажиром рамки стационарного металлоискателя (после извлечения всех металлических предметов).

Материалами дела подтверждается, что сотрудники службы досмотра ответчика ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения предполетного досмотра истца действовали в соответствии с установленными Правилами - ремень, содержащий в себе металл, металлическую пряжку - вне зависимости от своих габаритов и размеров подлежит излечению, а пассажир обязан повторно пройти рамку стационарного металлоискателя без каких-либо металлических предметов.

Таким образом, судом не установлено нарушение прав истца при проведении процедуры предполетного досмотра ДД.ММ.ГГГГ.

На вопрос суда в чем заключается нарушение прав истца, им был дан ответ о том, что действия сотрудника аэропорта им расценены как «раздевание» пассажира и нарушение требований законодательства, в том числе Правил.

Исследовав материалы дела во взаимосвязи с пояснениями сторон, требованиями Правил, суд приходит к выводу о том, что требование сотрудников службы досмотра ответчика о снятии поясного ремня истца для дальнейшего прохождения предполетного досмотра через рамку металлоискателя является законным и основанным на вышеприведенных положениях Правил, включая указанный истцом абзац 4 пункта 50 Правил, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

В нарушение положений статьи 56 ГПК РФ истцом не представлено отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств нарушения его прав и законных интересов, подлежащих в силу закона судебной защите, а именно истцом не представлено достоверных доказательств нарушения его прав неправомерными действиями ответчика в ходе проведения предполетного досмотра. Как указано выше, истец не был лишен возможности пройти предполетный досмотр без снятия его ремня, о чем ему было разъяснено старшим инспектором службы досмотра ответчика.

Кроме того, суд учитывает, что проведение сотрудниками ответчика процедуры предполетного досмотра истца не повлекло за собой опоздание или неявку на рейс № DP 559 по маршруту Санкт-Петербург – Уфа, в связи с чем делает вывод о необоснованности иска, не содержащего доказательств нарушения прав и законных интересов истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Решетникова В.М. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 27.09.2021

2-5782/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Решетников Владимир Михайлович
Ответчики
ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы"
Суд
Московский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Капустина Екатерина Владимировна
Дело на сайте суда
msk.spb.sudrf.ru
26.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2021Передача материалов судье
27.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.08.2021Предварительное судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
27.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее