№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2022 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Терентьевой М.А., при секретаре Шадриной М.В., с участием истца Адэльфинской А.Ю., представителя ответчика Костаревой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Адэльфинской А.Ю. к Центру социального обеспечения военного комиссариата Пермского края о признании супругой для назначения пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Адэльфинская А.Ю. обратилась в суд с иском к Центру социального обеспечения военного комиссариата Пермского края о признании супругой для назначения пенсии по случаю потери кормильца, в котором просила признать ее супругой ФИО1, умершего 10 октября 2021 года, для назначения пенсии по случаю потери кормильца по пункту «в» статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", как неработающей, занятой уходом за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста.
В обоснование заявленных требований указано, что она проживала совместно с ФИО1 в фактически брачных отношениях с 2016 года по 2021 год, находилась на его иждивении, в период с 2019 года по 2021 год находилась в отпуске по уходе за ребенком. Проживали одной семьей, вели совместное хозяйство, гражданский муж обеспечивал их, заботился, покупал продукты, лекарства, одежду, обувь, мебель, отдых, а также они купили комнату и гараж для дочери. Выслуга военного стажа у него составляла 25 лет, он являлся ветераном военной службы, ветераном боевых действий. 10 октября 2021 года мужа не стало. Официальный брак зарегистрировать не успели, так как сначала она стояла с ребенком от первого брака в очереди по программе «Молодая семья», в 2019 году получили жилищный сертификат. Чуть позднее гражданский муж и мама заболели. 10 июня 2021 года мамы не стало. На данный момент возможности работать нет, так как ребенок часто болеет, по три раза в месяц. Дочь наблюдается у невролога, на повышенную температуру у нее бывает судорожное состояние, дочь родилась раньше положенного срока.
В судебном заседании истец на иске настаивала.
Представитель ответчика исковые требования не признала, указав, что правовых оснований для признания Адэльфинской А.Ю. супругой ФИО1 не имеется.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав стороны, приходит к следующему.
ФИО1, ....... являлся получателем пенсии и по линии Министерства обороны с 01 октября 2019 года.
10 октября 2021 года ФИО1 умер.
19 мая 2022 года Адэльфинская А.Ю. обратилась в военный комиссариат Кировского района с заявлениями о назначении пенсии по случаю потери кормильца на дочь ФИО2, ....... и себя.
ФИО1 являлся отцом ребенка ФИО2, матерью ребенка является Адэльфинская Анастасия Юрьевна.
С 01 ноября 2021 года дочери ФИО2 назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Адэльфинской А.Ю. в назначении пенсии было отказано, так как она не представила свидетельство о браке.
Из материалов дела следует, что Адэльфинская А.Ю. не отнесена к лицам, имеющим право на назначение пенсии по случаю потери кормильца, в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, поскольку супругой умершего она не являлась, а назначение пенсии неработающей матери ребенка умершего кормильца, осуществляющей уход за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, законом не предусмотрено.
В соответствии с положениями статьи 28 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Согласно статьи 29 Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям: нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию;
нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона;
супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.
Нетрудоспособными членами семьи в силу п. "в" ч. 3 ст. 29 Закона являются: супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.
Из содержания указанных норм следует, что пенсия по потере кормильца может быть назначена супругу если он занят уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.
Согласно ст. 10 Семейного кодекса Российской Федерации брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
Семейные отношения возникают только из факта брака и принадлежности к семье.
Фактические брачные (семейные) отношения без государственной регистрации брака независимо от продолжительности и наличия совместных детей, не являются браком в юридическом смысле, поэтому не имеют правого значения обстоятельства, на которые ссылается истец, требуя признать ее супругой ФИО1 для назначения пенсии по случаю потери кормильца по пункту «в» статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Адэльфинской А.Ю. в удовлетворении исковых требований к Центру социального обеспечения военного комиссариата Пермского края о признании супругой для назначения пенсии по случаю потери кормильца по пункту «в» статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Решение суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья М.А.Терентьева