дело № 2-4449/2019
50RS0036-01-2019-005062-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2019 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Ж.И.,
при секретаре Андриановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карповой Н. П., Арестовой Е. Б., Якубова В. А. к администрации Пушкинского муниципального района о признании права долевой собственности на земельный участок,
установил:
Карпова Н.П., Арестова Е.Б., Якубов В.А. обратились в суд с иском к администрации Пушкинского муниципального района о признании права долевой собственности на земельный участок в соответствии с долями в жилом доме (л.д.3, 75).
В обоснование требований указано, что Карповой Н.П. на основании свидетельства о праве на наследство по закону, реестровый №-И-4902 от 22.09.1988г., принадлежит 0,35 долей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Арестовой Е.Б. на основании свидетельства о праве на наследство по закону, реестровый № от 01.10.2008г., принадлежит 325/1000 долей жилого дома, Якубову В.А. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, реестровый №н-274 от 14.04.2009г., принадлежит 325/1000 долей жилого дома. Данный жилой дом расположен на земельном участке, площадью 965 кв.м, предоставленом для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов. Границы земельного участка установлены решением Пушкинского городского суда от 05.03.2018г., вступившим в законную силу. При обращении в Администрацию Пушкинского муниципального района с просьбой о предоставлении в долевую собственность этого земельного участка истцам было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен во втором поясе санитарного обслуживания источников питьевого водоснабжения. Однако границы второго пояса зоны санитарного обслуживания источников питьевого водоснабжения на генеральном плане городского поселения Черкизово не отображены, на момент отказа в предоставлении земельного участка в собственность генеральный план <адрес> не был утвержден.
В ходе судебного разбирательства представитель истцов ФИО1 поддержала требования.
Представитель ответчика – администрации Пушкинского муниципального района <адрес> не явился, о слушании дела извещен.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
22.09.1988г. Карповой Н.П. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 0,35 долей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, из данного свидетельства следует, что доля жилого дома принадлежит наследодателю на основании регистрационного удостоверения №, выданного БТИ <адрес> 14.04.1950г., справки БТИ <адрес> от 05.08.1988г. (л.д.8).
Арестовой Е.Б. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 01.10.2008г., принадлежит 0,325 долей указанного жилого дома, наследодателю доля принадлежала на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 28.06.1968г. (л.д.11).
Якубову В.Г. 65/200 (0,325) долей дома принадлежит на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 14.04.2009г., наследодателю указанная доля принадлежала на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 15.07.1968г. (л.д.16).
Право собственности истцов на доли жилого дома зарегистрировано в Росреестре.
Решением суда от 05.03.2018г., вступившим в законную силу, установлены границы земельного участка при жилом доме, площадью 965 кв.м (л.д.19-25).
В 2019г. Якубов В.А. обратился в администрацию Пушкинского муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства. Решением от 14.06.2019г. администрация вынесла решение об отказе, основанное на том, что земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, земельный участок ограничен в обороте (л.д.7). Из заключения Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес>, на котором основано данное решение, следует, что земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с СП 2.1.4.2625-10, Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980г. №500-1143, Постановлением СНК РСФСР от 23.05.1941г. №355, Постановлением СНК РСФСР от 04.09.1940г. №696 и иными нормативными актами в сфере санитарного законодательства (л.д.80-84).
В соответствии с определением суда по ходатайству стороны истца проведена землеустроительная экспертиза. Экспертом произведено наложение границ земельного участка истцов на границы зоны с особыми условиями использования территории. Экспертом отмечено, что на генеральном плане городского поселения <адрес> границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес> не показаны. Сведения о границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес> по состоянию на дату подготовки заключения (<дата>) не внесены в ЕГРН в соответствии с законодательством. Так как сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории в ЕГРН отсутствуют, однозначно определить, расположен ли земельный участок во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес>, не представляется возможным.
Из графической части экспертного заключения следует, что граница земельного участка истцов расположена на расстоянии 909м от уреза воды гидротехнического сооружения (л.д.60).
В соответствии с дополнительным заключением эксперта, расстояние от уреза воды гидротехнического сооружения до ближней точки земельного участка составляет 909 м, соответственно данный участок входит во 2 пояс зоны санитарной охраны (л.д.121-122).
В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как следует из п.6 ст.39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно п.п.14 п.5 ст.27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно ч.2 ст.27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ (в редакции на день обращения с иском), для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Часть 5 ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Из материалов дела следует, что на генеральном плане городского поселения Черкизово граница второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения не обозначена (л.д.117-118).
Согласно постановлению ЦИК СССР N 96, СНК СССР N 834 от 17.05.1937г. «О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения», в каждом населенном пункте Союза ССР, в котором имеется или строится водопровод общего пользования или водопровод для технических целей, но используемый также для обслуживания населения, обязательно устанавливается зона санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих данный водопровод.
Пунктом 2 данного постановления предусматривается, что зона санитарной охраны источников водоснабжения делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим.
В соответствии с п.4 указанного постановления, второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки.
Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних. В соответствии с этим, всякого рода строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд, мероприятий по физкультуре, купания и т.п. допускается в пределах второго пояса только с особого разрешения органов государственной санитарной инспекции.
СНК РСФСР 23.05.1941г. постановлением № утвердило Положение о зоне санитарной охраны сталинской насосно-очистной станции Московского водопровода и источников ее питания постановления, пунктом 12 этого постановления вся территория г.<адрес> включена в границы второго пояса ЗСО.
В настоящее время постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2010 г. N 45 утверждены СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», пунктом 3.4.3. которого боковые границы второго пояса ЗСО устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка. Боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности – не менее 500 м;
б) при холмистом рельефе местности – по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
Границы зоны санитарной охраны источников водоснабжения г.Москвы описаны в Приложении №2 к Решению Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-1143 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Москвы от 04.12.2018) «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП». В соответствии с п.1.2.2 второй пояс охватывает 1.2.2. территорию шириной до 1 км от уреза воды в каждую сторону водопроводного канала по всей его трассе (т.е. от Учинского водохранилища до ковша включительно).
Согласно п.5 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Данный Федеральный закон от 30.03.1999г. №52-ФЗ не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
Согласно заключению экспертизы, проведенной по данному гражданскому делу, земельный участок истцов входит в границы 2 пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г.Москвы (шириной 1 км), установленные Приложением №2 к решению Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-1143. Обязанность соблюдать ограничения, установленные для зоны санитарной охраны, не зависит от установления проекта зоны санитарной охраны и внесения сведений о ней в ЕГРН, сведения в ЕГРН носят лишь подтверждающий характер, а отсутствие сведений не говорит об отсутствии фактических данных о наличии охранной зоны.
Таким образом, из представленных доказательств следует, что земельный участок является ограниченным в обороте, поскольку располагается на землях, входящих в границы 2 пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы, в связи с чем не может быть предоставлен в частную собственность.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карповой Н. П., Арестовой Е. Б., Якубова В. А. к администрации Пушкинского муниципального района о признании права собственности на земельный участок оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.02.2020г.
Судья: