Именем Российской Федерации
4 апреля 2024 года г. Пенза
Первомайский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Колмыковой М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Курчонковой А.В. с участием прокурора Бондаря И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-1994/2023 по иску Министерства обороны РФ к С.З.Т. о признании утратившей право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения,
установил:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с вышеназванным иском к С.З.Т., указывая в его обоснование, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 29.12.2020г. №742 ФГАУ «Росжилкомплекс» является специализированной организацией Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру службы и ее роли в обществе. Учреждение по отношению к жилым помещениям, является управомоченным лицом наймодателя и осуществляет права и обязанности Министерства обороны Российской Федерации в отношении жилищного фонда, в том числе заключает договоры социального найма жилого помещения, договоры найма специализированного жилого фонда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и уставом учреждения. Здания общежитий и многоквартирные дома, закрепленные за учреждением на праве оперативного управления, используются для размещения военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных сил, федеральных государственных гражданских служащих, иных категорий граждан. Жилое помещение, расположенное по адресу: ... является собственностью Российской Федерации, в соответствии с приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 31.08.2021 № 2758 закреплено на праве оперативного управления за ФГ АУ «Росжилкомплекс». Договор социального найма на указанное жилое помещения № 1/1830 от 01.10.2012 был заключен между ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и С.Т.П. с составом семьи 1 человек. 13.01.2023 С.Т.П. скоропостижно скончался (установлено решением Первомайского районного суда г. Пензы от 02.06.2023 - Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от ... дело № 33-4130/2023) был зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении. С.З.Т. (мать С.Т.П.) обращалась в Первомайский районный суд с исковым заявлением и просила признать за ней право пользования жилым помещением - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: ... сообщила, что преимущественно проживает в указанном жилом помещении. Решением Первомайского районного суда г. Пензы от 02.06.2023 С.З.Т. отказано в удовлетворении заявленных исковых требований, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 28.11.2023 определено решение Первомайского районного суда г. Пензы от 02.06.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу С.З.Т. - оставить без удовлетворения. Территориальным отделом «Пензенский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» С.З.Т. было направлено уведомление от 29.12.2023 исх. № 194/175/ТО56/2308 о необходимости прекращения пользования государственным имуществом, освобождения помещения от личных вещей, сдачи жилого помещения, а так же о необходимости обратиться в адрес Отдела с целью согласования даты и времени сдачи спорного жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение не освобождено. По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом РФ. В соответствии с п.3 ст. 69 ЖК РФ Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи. На основании п. 2 ст. 70 ЖК РФ вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя. С.З.Т. в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения не вселена, договор социального найма жилого помещения не изменялся, С. Т.П. в адрес наймодателя с целью изменения договора найма жилого помещения не обращался. Возникновения равного с нанимателем права пользования жилым помещением обусловлено вселением в жилое помещение с соблюдением предусмотренного порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя. Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Все изложенное ущемляет права ФГАУ «Росжилкомплекс» как лица владеющего и пользующегося федеральным имуществом, находящимся у него в оперативном управлении и препятствует использованию данного жилого помещения в соответствии с его назначением. С.З.Т. незаконно удерживает жилое помещение площадью 36.5 кв. м., предназначенное для проживания военнослужащих на состав семьи из двух человек (ст. 15.1 Федерального закона № 76) и препятствует реализации действующими военнослужащими права на обеспечение служебными жилыми помещениями на период прохождения военной службы. Согласно выписке из списка на предоставление служебных жилых помещений по населенному пункту Пензенская обл., г. Пенза из программы учета специализированных жилых помещений 1 военнослужащий нуждается в служебном жилом помещении с составом семьи из двух человек. С.З.Т. незаконно использует указанное имущество, вследствие чего, оно не может быть предоставлено военнослужащим, согласно ст. 15 ФЗ № 76 от 27.05.1998. Министерство обороны Российской Федерации несет расходы, связанные с выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам-военнослужащим и членам их семей (Постановление правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909). Согласно постановлениям Правительства РФ от 31.12.2004 № 909, от 16.12.2019 No 1681размер платы за наем (поднаем) устанавливается из расчета членов семьи военнослужащего (на состав семьи из 2 человека - 36 кв.м) и предельного размера денежной компенсации за наем жилого помещения, установленного приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на определенный год (на 2023 год предельная стоимость поднайма 1 кв. м. общей площади жилого помещения на территории Пензенской области составляла 243,45 руб., на 2024 год - 240,66 руб.) В связи с незаконным использованием чужого имущества убытки Министерства обороны Российской Федерации по возмещению платы за наем жилого помещения для военнослужащего с составом семьи два человека за декабрь 2023 года и января 2024 года составили: с 01.12.2023 по 31.12.2023 (243,45*36 *1) = 8764,2 руб.; с 01.01.2024 по 31.01.204 (240,66*36*1) = 8663,76 руб.; В сумме за декабрь 2023 и январь 2024 - 17427 руб. 96 коп.
Истец просил выселить С.З.Т. из жилого помещения, расположенного по адресу: ...; Обязать С.З.Т., сдать помещение, расположенное по адресу: ..., r... ключи от него в адрес территориального отдела «Пензенский» филиала «Центральный» ФГ АУ «Росжилкомплекс» по акту приема-передачи; Взыскать с С.З.Т. в пользу Министерства обороны Российской Федерации денежные средства за незаконное использование чужого имущества в период с 01.12.2023 по 31.01.2024 в размере 17 427 рублей 96 копеек.
В судебном заседании представитель истца Министерства Обороны и представитель третьего лица ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ М.И.Ю., действующий на основании доверенностей в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении слушания по делу в суд не поступало.
Ответчик С.З.Т.., извещенная о дне и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. Заявлений о рассмотрении дела в её отсутствие либо об отложении слушания по делу в суд не поступало.
Представитель третьего лица УМВД России по г.Пензе в судебное заседание не явился, был извещены надлежащим способом, причина неявки в суд неизвестна.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению в полном объеме, исследовав материалы дела и представленные суду доказательства с учетом требований ст. 56 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.5 ч. 3 ст.11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Согласно ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В силу статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных правоотношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных и жилищно-строительных кооперативах.
Согласно ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предусматриваются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии со статьей 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения сторона собственник специализированного жилого помещения, (действующий от его имени; уполномоченный орган государственной власти; или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.
В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя (часть 6 статьи 100 ЖК РФ). Принимая во внимание, что типовыми договорами найма специализированных жилых помещений нанимателю предоставлено право пользоваться жилым помещением вместе с членами семьи, он вправе вселить в это жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи (например, супруга, детей, родителей) с соблюдением требований, установленных статьей 70 ЖК РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Для расторжения договора не требуется согласия членов семьи, решение может быть принято исключительно нанимателем, а, следовательно, прекращение прав членов семьи полностью от него зависит (ст.101 ЖК РФ). Поэтому самостоятельного правового статуса члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения не имеют. Обособлено лишь положение членов семьи служебного жилого помещения, к ним применяются правила ст. 31 ЖК РФ, а значит, они имеют равные с нанимателем права лишь в части пользования жилыми помещениями и прекращение договора найма служебного жилого помещения влечет прекращение их прав. Следовательно, права членов семьи служебного жилого помещения носят зависимый, производный от прав нанимателя характер.
В силу ч. 1 ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Из пункта 1 статьи 209 ГК РФ следует, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 301 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу положений ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 1,3 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 «Вопросы Министерства обороны РФ», определено, что Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил
В соответствии с Приказами Министерства обороны России от 3 ноября 2010 года № 1455, 23 декабря 2010 года № 1888 ФГКУ «Центрегионжилье» являлось специализированной организацией, через которую Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны России осуществлял свои функции, в том числе: по организации обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей; контролю за заселением и освобождением жилых помещений. В соответствии с п. 7 к основным задачам Департамента жилищного обеспечения относятся, в том числе организация обеспечения жилыми помещениям военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
ФГКУ «Центррегионжилье» было создано как уполномоченный орган по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями по договору социального найма и служебными жилыми помещениями. На основании Приказа Министра обороны РФ № 713 от 29 июня 2010 года ФГКУ «Центррегионжилье» осуществляло свою деятельность в порядке, определенном Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
С учетом положений приказов Министра обороны РФ № 583 от 6 ноября 2020 года о реорганизации ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации путем присоединения к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ № 744 от 29 декабря 2020 года «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ», указаний Министра обороны РФ№ 205/2/122 от 12 марта 2011 года, приказа директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации № 3141 от 29 декабря 2020 года «Об утверждении изменений в Устав ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, утвержденный приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ № 976 от 29 мая 2020 года» обязанность по учету жилищного фонда Министерства обороны РФ, контролю за заселением и освобождением жилых помещений, проверке использования по назначению жилых помещений специализированного жилищного фонда возложена на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.
Статьей 101 ЖК РСФСР, действовавшей в момент предоставления жилого помещения, закреплялось, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Из пункта 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Так, силу положений ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены, в том числе, инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; пенсионеры по старости, персональные пенсионеры.
В силу положений ст. 13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, указанных в ст. 108 ЖК РСФСР к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 года). В этом случае к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
В силу положений ч. 3 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: пенсионеры по старости; инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
В силу ст.104 ЖК РСФСР в служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно ст.105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В силу ст.47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно п.2 постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года №405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ... в ... является собственностью РФ и на праве оперативного управления закреплено за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ, что подтверждается приложенной к материалам дела выпиской из ЕГРН.
На основании договора социального найма от 01.10.2012 № 1/1830 ... в ... предоставлена С.Т.П. на состав семьи 1 человек.
На основании Приказа директора департамента военного имущества Министерства обороны РФ № 1874 от 22 июня 2021 года «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ данное жилое помещение было передано на праве оперативного управления ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации. (л.д. 15-26)
Каких-либо решений об исключении квартиры по адресу: ..., из числа служебных уполномоченным органом не принималось, так же не принималось решений Министерством обороны Российской Федерации о ее передаче в муниципальную собственность, после чего бы уполномоченным органом местного самоуправления могло бы быть принято решение о предоставлении жилого помещения гражданину при соблюдении определенных условий (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
13.01.2023 С.Т.П. скоропостижно скончался, данное обстоятельство установлено решением Первомайского районного суда г. Пензы от 02.06.2023 и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 28.11.2023, С. был зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении.
С.З.Т. (мать С.Т.П.) обращалась в Первомайский районный суд с исковым заявлением и просила признать за ней право пользования жилым помещением - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: ... сообщила, что преимущественно проживает в указанном жилом помещении. Решением Первомайского районного суда г. Пензы от 02.06.2023 С.З.Т. отказано в удовлетворении заявленных исковых требований, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 28.11.2023 определено решение Первомайского районного суда г. Пензы от 02.06.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу С.З.Т. - оставить без удовлетворения.
Следовательно, обстоятельства, установленные вышеуказанными решениями суда имеют преюдициальное значение для истца и ответчика, и не подлежат доказыванию вновь.
Территориальным отделом «Пензенский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» С.З.Т. было направлено уведомление от 29.12.2023 исх. № 194/175/ТО56/2308 о необходимости прекращения пользования государственным имуществом, освобождения помещения от личных вещей, сдачи жилого помещения, а так же о необходимости обратиться в адрес Отдела с целью согласования даты и времени сдачи спорного жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение не освобождено.
С.З.Т. не относится к категории граждан, которая в силу положений ст. 108 ЖК РСФСР и ст. 103 ЖК РФ, не подлежит выселению без предоставления других жилых помещений.
При таких обстоятельствах, учитывая, что право пользования спорной квартирой у С.З.Т. не установлено, она не состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ, суд приходит к выводу, что пользование ею спорным жилым помещением нарушает право Министерства обороны РФ по своей воле и усмотрению распоряжаться спорным жилым помещением.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Министерства обороны РФ к С.З.Т. о выселении из жилого помещения подлежат удовлетворению.
Также суд полагает необходимым возложить обязанность на С.З.Т. сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: ..., по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения в территориальный отдел «Пензенский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс».
Обратившись в суд с настоящим иском, Министерства обороны РФ указало в его обоснование, что С.З.Т.. незаконно использует чужое имущество, вследствие чего, оно не может быть предоставлено военнослужащим, согласно ст. 15 ФЗ № 76 от 27.05.1998. Министерство обороны Российской Федерации несет расходы, связанные с выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам-военнослужащим и членам их семей (Постановление правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909).
Согласно постановлениям Правительства РФ от 31.12.2004 № 909, от 16.12.2019 No 1681размер платы за наем (поднаем) устанавливается из расчета членов семьи военнослужащего (на состав семьи из 2 человека - 36 кв.м) и предельного размера денежной компенсации за наем жилого помещения, установленного приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на определенный год (на 2023 год предельная стоимость поднайма 1 кв. м. общей площади жилого помещения на территории Пензенской области составляла 243,45 руб., на 2024 год - 240,66 руб.)
В связи с незаконным использованием чужого имущества убытки Министерство обороны Российской Федерации по возмещению платы за наем жилого помещения для военнослужащего с составом семьи два человека за декабрь 2023 года и января 2024 года составили: с 01.12.2023 по 31.12.2023 (243,45*36 *1) = 8764,2 руб.; с 01.01.2024 по 31.01.204 (240,66*36*1) = 8663,76 руб.; В сумме за декабрь 2023 и январь 2024 - 17427 руб. 96 коп.
Разрешая исковые требования в данной части, суд исходит из следующего.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности является установленных факт причинения вреда, противоправность поведения и вина причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда.
В материалах дела присутствуют сведения о военнослужащих, состоящих на учете для получения служебного жилого помещения и выплаченных им компенсациях за наем жилых помещений в расчетный период.
В связи с этим установлен как факт противоправных действий ответчика, так и причинно-следственная связь между действиями ответчика и причиненными истцу убытками.
При таких обстоятельствах, с С.З.Т. в пользу Министерства Обороны Российской Федерации подлежат взысканию денежные средства за незаконное использование чужого имущества в период с 01.12.2023 по 31.01.2024г. в размере 17427 рублей 96 копеек.
Частью 1 ст. 103 ГПК РФ предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в суд, суд с учетом положений ст. 333.19 НК РФ полагает необходимым взыскать с ответчика в бюджет города Пензы государственную пошлину в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, суд
решил:
иск Министерства обороны РФ к С.З.Т. о выселении из жилого помещения и взыскании денежных средств - удовлетворить.
Выселить С.З.Т. (... года рождения, уроженку ..., зарегистрированную по адресу: ...) из помещения, расположенного по адресу: ....
Обязать С.З.Т. (... года рождения, уроженку ..., зарегистрированную по адресу: ...) сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу ..., по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения в территориальный отдел «Пензенский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс».
Взыскать с С.З.Т. (... года рождения, уроженку ..., зарегистрированную по адресу: ...) в пользу Министерства обороны Российской Федерации денежные средства в размере 17427 (семнадцать тысяч четыреста двадцать семь) рублей 96 копеек за незаконное использование служебного помещения.
Взыскать с С.З.Т. (... года рождения, уроженку ..., зарегистрированную по адресу: ...) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) руб. 00 коп.
Ответчик вправе подать в Первомайский районный суд г. Пензы заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения им копии заочного решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г.Пензы в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 9 апреля 2024 года.
Судья М.В. Колмыкова