Судья Мосунова Е.В. Дело №12-210/2022 (№5-1445/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Куприенковой Л.А., рассмотрев 11 мая 2022 года жалобу ГКУ РК "УправтодорКоми" на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 апреля 2022 года, которым ГКУ РК "УправтодорКоми" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 апреля 2022 года ГКУ РК "УправтодорКоми" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Оспаривая законность вынесенного постановления суда, ГКУ РК "УправтодорКоми" в лице защитника Платто А.И., обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, приводя также доводы о неверной квалификации.
Защитники ГКУ РК "УправтодорКоми" Платто А.В., Лобков И.А. на доводах жалобы настаивали.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Бесклейный А.В. возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, в том числе по доводам жалобы, заслушав явившихся лиц, оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены оспариваемого постановления не усматриваю.
Частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенное умышленно, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, основанием привлечения ГКУ РК "УправтодорКоми" к административной ответственности явилось установленное по результатам проверки невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объекта транспортной инфраструктуры.
Установлено, что в рамках плановой выездной проверки ГКУ РК "УправтодорКоми" на объекте транспортной инфраструктуры - мост через реку <Адрес обезличен> не исполняются требования по обеспечению транспортной безопасности мер по антитеррористической защите на объекте транспорта: мост через реку <Адрес обезличен>:
1) не образовано (сформировано) и (или) не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры отделение (подразделение) транспортной безопасности;
2) не организованы пропускной и внутриобъектовый режимы;
3) отсутствует оснащение техническими средствам обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, видеомониторинг на периметре зоны транспортной безопасности;
4) отсутствует оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими выявление нарушителя, в том числе специальными средствами для проникновения на объект транспортной инфраструктуры, в реальном времени на периметре внешних критических элементов объекта;
5) не оснащён техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими документирование перемещения физических лиц, на критические элементы объекта.
В силу пункта 5, пункта 9 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" объектом транспортной инфраструктуры является технологический комплекс, включающий в себя, в том числе мосты; субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона Российской Федерации обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании требований статьи 6 указанного Федерального закона объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учётом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Как следует из представленных доказательств, автомобильный мост через реку <Адрес обезличен> включён в реестр категорированных объектов за номером ДХА 0011667 от 30 января 2012, указанному объекту транспортной инфраструктуры присвоена первая категория, субъектом данного объекта является ГКУ РК "УправтодорКоми". Заключением Федерального дорожного агентства от 24 мая 2017 года утверждены результаты оценки уязвимости автомобильного моста через реку Сысола.
На основании статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьёй 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2201 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Подпунктом 3 пункта 7 названных Требований установлена обязанность Субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности.
Согласно подпункту 29 пункта 7 указанных Требований, субъект транспортной безопасности обязан организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом обеспечения безопасности объекта.
Пунктом 8 Требований установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры I категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 7 настоящего документа, в том числе, оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (далее - видеоидентификация) при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения в произвольном месте и в произвольное время (далее - видеообнаружение) в технологическом секторе зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, в заданном месте и в заданное время (далее - видеомониторинг) на периметре зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными средствами для проникновения на объект транспортной инфраструктуры, в реальном времени на периметре внешних границ технологического сектора зоны транспортной безопасности и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры. документирование перемещения физических лиц через границы технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и передачу данных в соответствии с порядком передачи данных о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в реальном времени. ГКУ РК "УправтодорКоми", достоверно зная, что оно является субъектом транспортной инфраструктуры и обязано исполнять требования по обеспечению транспортной безопасности, не исполнило требования по обеспечению транспортной безопасности, выразившееся в бездействии и неисполнении части 1 статьи 4, части 1 статьи 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ "О транспортной безопасности", вышеприведённых Требований, что позволило сотрудникам ФСБ России беспрепятственно проникнуть на Объект и установить на критическом элементе Объекта "закладку" тест-предмета (макета СВУ), тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вина ГКУ РК "УправтодорКоми" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашла своё подтверждение в материалах дела. Представленные доказательства в порядке, установленном статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, получили должную оценку судом на предмет совершения ГКУ РК "УправтодорКоми" вменённого административного правонарушения. Вывод суда о наличии в действиях ГКУ РК "УправтодорКоми" состава административного правонарушения является верным, согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению. Вопреки доводам жалобы действия ГКУ РК "УправтодорКоми" правильно квалифицированы по части 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом об умышленности действий свидетельствует несоблюдение требований действующего законодательства не смотря на выносимые в адрес юридического лица предостережения, в частности № 1747.07-23/1957 от 19 июня 2020 года. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно части 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Располагая сведениями об отнесении автомобильного моста к объектам транспортной инфраструктуры, на которых обязанным лицом должна быть обеспечена транспортная безопасность ГКУ РК "УправтодорКоми" как ответственное лицо обязано было обеспечить соблюдение требований транспортной безопасности, их выполнение, однако не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере. Таким образом, ГКУ РК "УправтодорКоми", действуя умышлено, подлежит ответственности по части 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рассматриваемом случае юридическим лицом не представлено доказательств принятия ГКУ РК "УправтодорКоми" всех зависящих от Учреждения мер по соблюдению действующего законодательства в сфере транспортной безопасности, в частности, по обеспечению и принятию им как ответственным лицом необходимых и достаточных мер по информированию в доступной форме лиц о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе осуществления контроля (наблюдения, мониторинга состояния) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры, контроля передвижения физических лиц, транспортных средств, на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, по использованию технических средств реагирования на подготовку или совершение акта незаконного вмешательства, по оснащению объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеобнаружение объектов видеонаблюдения на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры и выявления подготовленного нарушителя в режиме реального времени на всем периметре внешних границ критических элементов объекта транспортной инфраструктуры. Доводы жалобы об отсутствии у учреждения плана объекта транспортной инфраструктуры, утверждённого Федеральным дорожным агентством, что обусловлено объективными причинами, не зависящими от ГКУ РК "УправтодорКоми", подлежат отклонению, в том числе, исходя из того, что ранее аналогичные требования были установлены в Требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации. При этом отсутствие утверждённого Федеральным дорожным агентством плана объекта транспортной инфраструктуры, вопреки доводам жалобы, не освобождает ГКУ РК "УправтодорКоми" от обязанности соблюдения действующего законодательства и принятия всех необходимых для этого мер. Оснований для отмены оспариваемого постановления как о том ставится вопрос в жалобе и удовлетворении ее доводом не имеется. Жалоба заявителя не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено. С учётом изложенного, оспариваемое постановление является законным, оснований для его отмены не имеется. Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ГКУ РК "УправтодорКоми" оставить без изменения, жалобу ГКУ РК "УправтодорКоми" - без удовлетворения. Судья В.М. Соболев Копия верна, судья В.М. Соболев