Решение по делу № 8Г-6615/2019 [88-2419/2020 - (88-5578/2019)] от 10.12.2019

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

               ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-2419/2020

                                         О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратова                                                                                                  6 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Улитиной Е.Л.,

судей Рыжова В.М. и Шабановой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-350/2019 по иску Шерстневой Альбины Рудольфовны к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат

по кассационной жалобе Шерстневой Альбины Рудольфовны на решение Советского районного суда г. Орла от 22 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 17 июля 2019 г.

Заслушав доклад судьи Рыжова В.М., объяснения Мирошниченко М.В. и Мирошниченко А.В., поддержавших кассационную жалобу, объяснения Поповой Э.А., просившей об отклонении кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    решением Советского районного суда г. Орла от 22 апреля 2019 г. исковые требования Шерстневой А.Р. к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 17 июля 2019 г. решение Советского районного суда г. Орла от 22 апреля 2019 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Шерстнева А.Р. оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений, указывает, что судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия суда кассационной инстанции находит обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены при рассмотрении данного дела.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Шерстнева А.Р. относится к числу граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 24 апреля 2007 г. № 24 Шерстнева А.Р. была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий и включена в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе семьи один человек.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района № 168 Шерстнева А.Р. была снята с учета с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 марта 2014 г. отменено решение Орловского районного суда Орловской области от 20 ноября 2013 г., по делу постановлено новое решение, которым удовлетворены исковые требования Шерстневой А.Р. к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Шерстнева А.Р. восстановлена в очереди в сводном списке граждан-участников Орловской области на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет.

На основании постановления администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 10 апреля 2014 г. №129 Шерстнева А.Р. восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий с момента первоначальной постановки ее на учет постановлением администрации Образцовского сельского поселения от 24 апреля 2007 г. №24, а также включена в Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

04 июня 2017 г. истец обратилась в администрацию Орловского района Орловской области с заявлением о включении ее в сводный список граждан - участников программы «Жилище» подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» для получения государственного жилищного сертификата в 2018 г.

Протоколом № 9 заседания рабочей группы по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 12 ноября 2018 г. истцу отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с недостаточностью средств социальной выплаты, рассчитываемой с учетом состава семьи и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в связи с непредставлением истцом необходимых документов, установленных п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.

В заявлении от 04 июня 2017 г. о включении в список граждан для получения государственного жилищного сертификата на 2018 г. Шерстнева А.Р. не указала состав своей семьи. Заявление/рапорт по форме согласно приложению № 1, а также документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению № 1.1 к заявлению не приложила.

Ввиду отсутствия у ответчика сведений о составе семьи истца на основании заявления от 04 июня 2017 г., последняя была включена в сводный реестр лиц, желающих получить субсидию составом семьи один человек.

Вместе с тем, при расчете жилищной субсидии, согласно материалам учетного дела истца Шерстневой А.Р., ответчиком было установлено, что истец поставлена на очередь в составе семьи трех человек - она, ее дочь ФИО11 и внучка ФИО12

Из представленного ответчиком расчета следует, что с учетом состава семьи истца, состоящей из трех человек, истцу была рассчитана социальная выплата в размере 2 077 796 руб. (при условии, что у ответчика отсутствовали сведения о нахождении в собственности члена семьи истца жилого помещения), а поскольку денежные средства в размере 1 275 262 руб. явились недостаточными для выдачи истцу государственного жилищного сертификата по произведенным ответчиком расчетам, на состав семьи три человека и при отсутствии сведений о намерении безвозмездного отчуждения либо оставления в собственности членов семьи истца жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, судом отказано в удовлетворении исковых требований.

При проверке возражений ответчика, судом первой инстанции установлено, что дочь истца – ФИО13 является собственником жилого дома площадью <адрес>

Согласно п. 16 Правил № 153 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв.м – для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.м – на семью из двух человек; 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

В ходе рассмотрения спора судом первой инстанции установлено, что ФИО14 не имеет намерения отказываться от своей собственности, при расчете размера субсидии, исходя из состава семьи истца - три человека, норматив общей площади жилого помещения истца составит 8,6 кв.м (18х3) - 45,4, что меньше 18 кв.м, и сделан вывод о том, что у Шерстневой А.Р. отсутствует право на получение жилищного сертификата.

Между тем судами не было учтено следующее.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.

Ст. 3 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее – Правила).

Согласно п. 17 указанных Правил применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются следующие граждане: а) постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в) в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

В соответствии с п. 16 Правил № 153 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв.м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.м - на семью из 2 человек; по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Согласно п. 16 (2) Правил № 153 в случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в п. 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.

Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв.м. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

Установив, что ФИО15 является собственником жилого дома площадью <данные изъяты>

Между тем, в случае расчёта норматива общей площади жилого помещения в соответствии с п.16(2) Правил (без признания зятя членом семьи истицы), то он составит 31,3 кв.м ((18*3) – 22,7 кв.м), что более 18 кв.м, а, следовательно, вывод об отсутствии права Шерстневой А.Р. на получение государственного жилищного сертификата следует признать преждевременным.

В случае включения зятя ФИО16 в состав семьи Шерстневой А.Р., о чем последней было заявлено еще в 2015 году, норматив общей площади жилого помещения также составляет более 18 кв.м ((18 *4) - 45,4 кв.м. = 26,6 кв.м) ( л.д. 233-234).

Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о несоблюдении истицей условий для выдачи ей государственного жилищного сертификата следует признать преждевременными.

С учетом изложенного судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые не могут быть устранены без отмены судебных постановлений и нового рассмотрения дела.

Согласно ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса. Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции считает возможным отменить апелляционное определение с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом апелляционном рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, исследовать имеющиеся доказательства с целью установления фактических обстоятельств и разрешить спор по существу в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 17 июля 2019 г. отменить.

Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда.

            Председательствующий                                          /подпись/

Судьи                                                    /подписи/

8Г-6615/2019 [88-2419/2020 - (88-5578/2019)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Шерстнева Альбина Рудольфовна
Ответчики
Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области
Другие
Администрация Орловского района Орловской области
Администрация Образцового сельского поселения Орловского района Орловской области
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Рыжов В.М.
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
06.02.2020Судебное заседание
06.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее