Сортавальский городской суд УИД № 10RS0017-01-2021-002203-82
Республики Карелия Дело № 5-17/2022
(Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Лесная, д. 2)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
11 февраля 2022 г. г. Сортавала
Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Кустова Е.С.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Сортавальская центральная районная больница», (далее – ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ»), ОГРН 1021000944733, ИНН 1007003612, юридический адрес: (ххх),
установил:
хх.хх.хх ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ», находясь по адресу: (ххх), направила в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Республики Карелия» результаты исследований на возбудителя новой коронавирусной инфекции COVID-19 с нарушением установленных сроков, то есть в сроки, превышающие 24 часа с момента получения ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» результатов лабораторных исследований, а именно:
- зарегистрированных случаев новой коронавирусной инфекции в Сортавальском районе 20, из них 15 случаев с нарушением сроков передачи информации о положительных результатах лабораторных исследований на COVID-19 – дата установления (уточнения) диагноза (результата):
1. <Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
- в Лахденпохском районе 10, из них 7 случаев с нарушением сроков передачи информации о положительных результатах лабораторных исследований на COVID-19 – дата установления (уточнения) диагноза (результата):
1. <Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
в связи с чем несвоевременное направление экстренных извещений ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, не позволило своевременно организовать комплекс мер, направленных на предотвращение и распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Защитник ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» Камсула В.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не оспаривал фактические обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, в случае отсутствия оснований для прекращения производства по делу, просил назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере в связи с тяжелым финансовым положением в учреждении во время массового заболевания граждан Сортавальской района коронавирусной инфекцией COVID-19.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала Милюкова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивала на привлечении ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Судья, заслушав явившихся лиц, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
В соответствии с п. «м» и п. «у» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 г. № 127-р (далее – Распоряжение) в соответствии со ст. 2 Закона Республики Карелия от 26 декабря 2005 г. №938-ЗРК «О некоторых вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Карелия», в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 12 марта 2020 г. на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», согласно которому коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам (пункт 3, 4 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ).
Согласно Методическим рекомендациям, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30 марта 2020 г., МР 3.1.0169-20 введены взамен МР 3.1.0165-20 «Лабораторная диагностика COVID-2019», утвержденных Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 02.03.2020, с изменениями, внесенными МР 3.1.0166-20 «Изменения № 1 в МР 3.1.0165-20 «Лабораторная диагностика COVID-2019», утвержденными Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 марта 2020 г.
Рекомендации предназначены для специалистов диагностических лабораторий независимо от организационно-правовой формы собственности и заинтересованных сторон, участвующих в лабораторном обследовании лиц на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19).
Лаборатории организаций, независимо от организационно-правовой формы собственности, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека III - IV патогенности (далее - лаборатории организаций) и условия для работы (методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) или другими методами), могут организовывать работу по диагностике COVID-19 без выделения возбудителя, пользуясь зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации тест-системами в соответствии с инструкцией по применению.
Данные о количестве и результатах всех проведенных исследований на COVID-19 (включая исследования, проведенные любыми методами, в том числе приобретенными тест-системами) ежедневно предоставляются лабораториями организаций в центры гигиены и эпидемиологии (и/или филиалы) в субъектах Российской Федерации.
В случае получения положительного или сомнительного результата на COVID-19 руководитель лаборатории организации обязан немедленно проинформировать ближайший территориальный орган Роспотребнадзора).
В случае получения положительного или сомнительного результата на COVID-19 руководитель лаборатории организации обязан немедленно проинформировать ближайший территориальный орган Роспотребнадзора (п. 6 методических рекомендаций).
Аналогичная обязанность закреплена в п. 3.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15.
В соответствии с пунктом 3.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» лаборатории, проводящие исследования на определение маркеров возбудителя COVID-19 в биологических пробах от лиц, указанных в пункте 3.1 санитарных правил, направляют результаты исследований незамедлительно по их завершению, но не позднее 24 часов, наиболее быстрым из доступных способов в медицинские организации, направившие биологический материал. Информация о положительных результатах лабораторных исследований на COVID-19 незамедлительно по электронным каналам связи передается из организаций, на базе которых проводились первичные исследования, в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), с указанием данных об обследуемом лице, в объеме, позволяющем провести противоэпидемические мероприятия.
Согласно пункту 3.5 указанных санитарных правил Медицинская организация, установившая предварительный или заключительный диагноз COVID-19, направляет в установленном порядке в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), по месту выявления заболевания, экстренное извещение в отношении пациента, у которого выявлено заболевание COVID-19.
Пункты 24 - 27 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 4, действующим до 1 сентября 2027 года.
Регистрация сведений о больных COVID-19 и внесение информации о них в отчетные формы Роспотребнадзора (оперативный мониторинг, формы федерального статистического наблюдения) проводится территориальными органами Роспотребнадзора по полученным экстренным извещениям (спискам, заверенным медицинской организацией).
Пунктом 4.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установлено, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага; максимальное ограничение контактов (при распространении инфекции); проведение мероприятий в эпидемических очагах; дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях и организациях социального обслуживания; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19, в том числе находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
Ответственными за полноту, достоверность и своевременность учета инфекционных заболеваний, а также оперативное и полное сообщение о них в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются, в том числе руководители медицинских организаций, выявившие больного (пункт 12.2 СП 3.1/3.2.3146-13).
В настоящее время аналогичные требования закреплены в пунктах 24, 31, 35 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 4.
Согласно п. 24 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» о каждом случае инфекционной болезни, носительства возбудителей инфекционной болезни или подозрения на инфекционную болезнь, а также в случае смерти от инфекционной болезни медицинские работники обязаны в течение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) представить экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его постоянного пребывания).
Обстоятельства совершения ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ подтверждаются протоколом об административном правонарушении от хх.хх.хх, донесениями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» от хх.хх.хх, выпиской из ЕГРЮЛ и другими материалами дела.
С учетом п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» составленный в отношении ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» протокол существенных нарушений не имеет.
Оценивая указанные доказательства, судья приходит к выводу, что факт совершения ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» административного правонарушения доказан, судья признаёт юридическое лицо виновным и квалифицирует его действия по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, установленных статьями 2.7 и 2.8 КоАП РФ, исключающих административную ответственность, по делу не установлено.
Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности, в том числе по малозначительности совершенного правонарушения, не установлено, поскольку данное правонарушение посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. По этой же причине, также не имеется оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.
Ответственность за совершение инкриминируемого юридическому лицу административного правонарушения предусмотрена в виде административного штрафа от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер, тяжесть и общественную опасность совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, отсутствие тяжелых последствий для здоровья населения, судья считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа с применением положений части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сортавальская центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по РК (Управление Роспотребнадзора по РК) л/с 04061788030, ИНН 1001048857 КПП 100101001 Единый казначейский счет: 40102810945370000073, банк получателя: Отделение НБ Республика Карелия/ УФК по Республике Карелия г. Петрозаводск, ОКТМО 86610000, БИК 018602104, казначейский счет для учета и распределения поступлений: 03100643000000010600, КБК 14111601061010003140, назначение платежа – административный штраф.
Копию платежного документа об уплате штрафа следует направить в Сортавальский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Лесная, д. 2).
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Е.С. Кустова