Решение по делу № 2-881/2021 от 02.12.2020

Дело №2-881/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(полный текст)

02 марта 2021 года                                            г. Севастополь

Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи – Лемешко А.С.,

при секретаре – Гумперенко Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Суслова ФИО7 к Министерству Обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ, Суслова ФИО7, о признании права собственности в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Суслов ФИО7. обратился в суд с иском, в котором просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований ссылается на то, что квартира была предоставлена ему в период прохождения военной службы МО РФ, истец постоянно проживает и зарегистрирован в квартире. Брак с Сусловой ФИО7. расторгнут, она отказалась от участия в приватизации нотариально удостоверенным заявлением. Предоставленная квартира не является служебной, находится в собственности РФ в лице Правительства РФ. Календарная выслуга лет Суслова ФИО7. в вооруженных силах РФ составляет 25 лет 03 месяца 13 дней. Истец обратился с заявлением о приватизации квартиры в Правительство РФ, Министерство Обороны РФ, ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ, однако исходя из полученных ответов решение о приватизации спорной квартиры может быть принято только в рамках гражданского судопроизводства.

Истец в судебном заседании не явился, направил заявление о рассмотрении дела без его участия, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ранее в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, указывая, что жилое помещение не находится в ведении Министерства обороны, не внесено в ЕГРН, в соответствии с требованиями ФКЗ №6 должно быть предано в собственность города Севастополя.

Ответчики Правительство Российской Федерации, Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменных возражений не направили.

Третьи лица ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Третье лицо Суслова ФИО7. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив письменные материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 №1541-1 граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с требованиями ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 №1541-1, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии с требованиями ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 №1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд...».

В силу требований ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Суслову ФИО7., в период службы МО РФ на основании решения заседания жилищной комиссии в/ч 49311 №38 от 04.11.2010 была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. На основании ордера №56 от 07.12.2011 истец и члены его семьи вселились в указанное жилое помещение.

Истец постоянно проживает и зарегистрирован в указанной квартире, что подтверждено представленной суду справкой о регистрации места жительства, выданной ГУПС «ЕИРЦ». Согласно указанной справке в указанной квартире также зарегистрирована Суслова ФИО7.

Брак истца с Сусловой ФИО7. расторгнут. Суслова ФИО7. предоставила истцу согласие на приватизацию спорного жилого помещения при своем отказе от участия в приватизации, что подтверждено нотариально удостоверенным заявлением от 01.09.2020, удостоверенным нотариусом г.Севастополя Храмцовой Е.А., реестровый номер 92/67-н/92-2020-3-1157.

Из материалов дела следует, что квартира по адресу: <адрес>, не отнесена к специализированному жилому фонду.

Из представленных суду сведений из Управления государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя, истец прав собственности на жилье не имел и не имеет, право на бесплатную приватизацию, не использовал.

Календарная выслуга Суслова ФИО7. в вооруженных силах РФ составляет 25 лет 03 месяца 13 дней, согласно справке от 02.09.2020г,, выданной войсковой частью 49311, в связи с чем, в силу требований ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» истец имеет право на получение в собственность бесплатно жилое помещение по избранному постоянному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения на состав его семьи.

В силу требований Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» истец обратился с заявлениями о приватизации квартиры в Правительство РФ, Министерство Обороны РФ, ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ. Доказательства отправки заявлений представлены суду.

Правительство РФ письмом от 13.08.2020 сообщило, что обращение направлено в Министерство Обороны для рассмотрения и принятия решения.

ФГКУ «КТУИО», Министерство Обороны РФ, ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ какого-либо ответа в адрес истца не направили.

Истец также обращался в ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ с заявлениями о заключении договора социального найма вышеуказанной квартиры, доказательства направления заявлений представлены суду. Однако адресаты ответа на заявление истцу не предоставили.

Согласно части 1 статьи 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу частей 1,3 статьи 125, части 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Согласно полученным сведениям прав собственности Российской Федерации на спорное жилое помещение в ЕГРН не внесено.

Согласно предоставленным Департаментом имущественных и земельных отношений города Севастополя спорное жилое помещение в собственность города Севастополя не внесено.

При таких обстоятельствах суд полагает, что истцом подтверждено право на приватизацию спорной квартиры, а также бездействие компетентного органа в разрешении вопроса о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации.

Данные обстоятельства свидетельствует о том, что в настоящее время имеется реальное нарушение прав истца на занимаемое им жилое помещение со стороны ответчиков, связанное с осуществлением приватизации, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Как установлено, ранее квартира предоставлялась Суслову ФИО7. в период службы военным ведомством Министерства Обороны РФ в 2011 году. Согласно представленным сведениям представителя Министерства обороны РФ и возражений следует, что квартира не включена в реестр собственности федерального имущества.

Правительство города Севастополя, которое в данном случае является владельцем спорного жилья в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в реестр города Севастополя данное жилое помещение не внесли.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что истцом подтверждено его право на приватизацию спорной квартиры, а также бездействие компетентного органа в разрешении вопроса о передаче квартиры в собственность. Право граждан на приватизацию жилых помещений не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих документов.

В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Исходя из содержания положений статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует вывод о том, что она применяется в случае, когда передача имущества происходит в собственность органа местного самоуправления.

В силу положений статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя признается правом государственной собственности субъекта РФ города Севастополя.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного веления или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и нормы Закона, суд приходит к выводу, что распоряжение спорным жилым помещением не относится к полномочиям Министерства Обороны РФ, в связи с чем оно не является участником спорных правоотношений, и подлежит исключению из числа ответчиков.

По смыслу ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», право граждан на приобретение в порядке приватизации в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не может быть ограничено по мотивам нерешенности вопроса о передаче на балансовую принадлежность, возведенного на государственные средства жилья; право гражданина на приватизацию жилого помещения, при наличии независящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению процедуры приватизации, может быть реализовано им путем обращения в суд в порядке ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ».

В соответствии с п.5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 №8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в т.ч. совместную, либо долевую.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03.11.1998 года №25-П допускается отказ в приватизации лишь того жилого помещения, целевое назначение которого, его место нахождение и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правого режима жилья, исключают возможность его передачи в частную собственность.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении №6-П от 15 июня 2006 года, - Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» является правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере, определившей базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способов удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования сохранности жилищного фонда.

Право граждан на приобретение в собственность бесплатно порядке приватизации, жилого помещения, гарантируемое ст. 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Конституция Российской Федерации непосредственно предусматривает, что данное право появляется, существует и реализуется - субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственно или муниципальном жилищном фонде, а потому находится под защитой Конституции Российской Федерации. Закрепляя это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектам частного права соблюдались соответствующие гарантии, закрепленные Конституцией Российской Федерации (Постановление    Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года №6-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 119-0).

Квартира не передана в собственность муниципалитета, либо другому органу, имеющему право давать согласие на приватизацию, что препятствует реализовать гарантированное Законом право на приватизацию.

В соответствии с п.8 указанного Постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник жилого помещения и уполномоченные им органы, осуществляющие функции собственника, в том числе передачу в собственность квартиры в порядке приватизации устранились от исполнения своих обязанностей. Это нарушило конституционное право истца, на реализацию права на приватизацию жилого помещения гарантированное ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда РФ» получение квартиры в собственность в порядке приватизации в котором не может быть отказано в силу Закона.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать за истцом право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.

В соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», решение суда будет являться основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Судебные расходы возложить на истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Иск Суслова ФИО7 – удовлетворить частично.

Признать за Сусловым ФИО7 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

В части исковых требований к Министерству Обороны Российской Федерации – отказать.

Данное решение является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 02 марта 2021 года.

Судья Нахимовского районного

суда города Севастополя                                                            А.С. Лемешко

2-881/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Суслов Василий Павлович
Ответчики
Департамент капитального строительства города Севастополя
Министерство Обороны РФ
Правительство РФ
Другие
ФГКУ "ЮРУЖО" МО РФ
Суслова Роза Григорьевна
ФГКУ "Крымское ТУИО" МО РФ
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Лемешко Алла Сергеевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
02.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2020Передача материалов судье
07.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2020Подготовка дела (собеседование)
28.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2021Судебное заседание
19.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Судебное заседание
02.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее