Решение по делу № 3а-155/2021 от 19.07.2021

Дело №3а-155/2021

УИД 33ОS0000-01-2021-000199-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**** **** года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Емельяновой О.И.

при секретаре Малыгиной В.И,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Храбровой Е. А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере равном его рыночной стоимости,

     УСТАНОВИЛ:

Храброва Е.А. через представителя Бушмелёва С.В. обратилась во Владимирский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

В обоснование требований указала, что является собственником нежилого строения, расположенного на принадлежащем ей на праве аренды земельном участке с кадастровым номером ****, площадью 1802 кв.м., относящемся к категории земель – земли населенных пунктов, имеющим разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства? для индивидуальной жилой застройки, расположенном по адресу: ****

Постановлением администрации **** от **** **** кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на **** определена в размере 1 317 820,62 руб.

Однако, согласно отчету об оценке ООО «****» от ******** рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на **** составляет 470 000 рублей.

Ссылаясь в качестве правового обоснования, в том числе на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости по состоянию на **** в размере 470 000 рублей, указывая, что от размера кадастровой стоимости зависит размер арендных платежей.

Административный истец Храброва Е.А., ее представитель Бушмелёв С.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили в суд письменные ходатайства о рассмотрении административного дела в отсутствие стороны административного истца.

Административный ответчик администрация ****, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представил письменные возражения, в которых указал, что кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования **** произведена в соответствии с требованиями Федерального закона от **** № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Указал, что право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, а равно, заключение эксперта ООО «****» Силиной Т.Л. от **** ****, его форму, содержание, а также размер определенной экспертом рыночной стоимости земельного участка в размере 445 000 руб., не оспаривает. Дело просил рассмотреть без участия представителя (л.д. 117 т.2).

Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по **** (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по ****), надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представил письменные возражения, в которых выразил несогласие с определением процессуального статуса. Указал, что право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не оспаривает ни по основанием возникновения, ни по содержанию. Заключение эксперта ООО «****» Силиной Т.Л. от **** ****, его форму, содержание, а также размер определенной экспертом рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере 445 000 руб. под сомнение не ставит. Дело просил рассмотреть в отсутствие представителя (л.д.134-136 т.1, л.д.118-119 т.2.).

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по **** (далее - Управление Росреестра по ****), будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, представило отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.125 т.1, л.д.113 т.2).

Заинтересованное лицо администрация **** представителя для участия в судебное заседание не направила, правовую позицию по делу не изложила, извещена надлежащим образом (л.д.120 т.2).

Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, явка которых не является обязательной.

Исследовав и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от **** №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Храбровой Е.А. принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером ****, площадью 1802+/-15 кв.м., относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: ****, что подтверждается договором аренды от ********, договором цессии от ****, соглашением к договору аренды от ****, выпиской из ЕГРН от ****

Также Храброва Е.А. является собственником объекта недвижимости – нежилого здания хозблока с кадастровым номером ****, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером ****, что следует из выписки из ЕГРН от **** (л.д.19-21 т.1).

Земельный участок с кадастровым номером **** является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет ****.

Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** установлена постановлением администрации **** от **** **** по состоянию на **** в размере 1 317 820,62 руб. (л.д.147-149 т.1).

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** внесены в Единый государственный реестр недвижимости ****, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ******** (л.д. 22 т.1).

    **** Храброва Е.А., полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, нарушает ее права как арендатора и потенциального покупателя земельного участка, обратилась с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Поскольку размер арендных платежей, подлежащих уплате
Храбровой Е.А. на основании договора аренды земельного участка от **** ****, соглашения к указанному договору аренды от ****, а также расчета арендной платы на 3 квартал **** года исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, суд приходит к выводу о том, что определение в отношении данного земельного участка кадастровой стоимости в размере рыночной влияет на обязанность административного истца по уплате арендных платежей и у нее имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.

В обоснование доводов о том, что размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** существенно превышает его рыночную стоимость административный истец Храброва Е.А. представила в суд отчет об оценке, составленный оценщиком ООО «****» от ********, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на **** составляет 470 000 руб.

В ходе рассмотрения дела была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на **** и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (л.д. 152-154 т.1).

Согласно заключению эксперта ООО «****» Силиной Т.Л. от **** **** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на **** составляет 445 000 руб.

Относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении экспертом выявлены существенные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. В частности, указано, что не представляется возможным проверить и подтвердить информацию по имеющимся ссылкам на страницах 18-19, 17-18 отчета (пункты 8-10 таблицы 7.2). В связи с тем, что не представляется возможным проверить и подтвердить информацию по имеющимся ссылкам (таблица 7.2), не представляется возможным проверить и подтвердить отсутствие информации после даты оценки (пункт 8 ФСО ****). В связи с тем, что не представляется возможным по имеющимся ссылкам проверить и подтвердить информацию по имеющимся ссылкам на страницах 17-18 отчета (пункты 8-10 таблицы 7.2), не представляется возможным проверить и подтвердить анализ фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка объектов оценки и интервал значений цен на страницах 17,18 отчета (пункт 11 в) ФСО ****). В связи с тем, что не представляется возможным по имеющимся ссылкам проверить и подтвердить информацию анализа ценообразующих факторов (страницы 18-19 отчета), не представляется возможным проверить и подтвердить анализ факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости (пункт 11 г) ФСО ****) и на стоимость (пункт 9 з) ФСО ****). В связи с тем, что не представляется возможным проверить и подтвердить информацию, не представляется возможным проверить и подтвердить вывод на страницах 20-21 отчета (пункт 11 д) ФСО ****). В связи с тем, что не представляется невозможным проверить и подтвердить значения числовых меток (страницы 29-30,32,33 отчета), не представляется возможным подтвердить корректировки на местоположение (страница 29 отчета), транспортную доступность (страница 30 отчета), наличие инженерных коммуникаций (страница 30 отчета) и стоимость объекта оценки. Изложенные обстоятельства не позволяют подтвердить полноту, достоверность и достаточность исходной информации для анализа цен и характеристик объектов-аналогов (пункт 13 ФСО ****). В нарушение пункта 5 ФСО **** содержание отчета вводит в заблуждение и допускает неоднозначное толкование полученных результатов (л.д. 2-106 т.2).

Экспертиза проведена экспертом ООО «****» Силиной Т.Л., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с **** года, стаж работы судебного эксперта с **** года, предупрежденной об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение эксперта от **** **** соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 КАС РФ, а также требованиям Федерального закона от **** №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, федеральным стандартам оценки ФСО **** «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», ФСО**** «Цель оценки и виды стоимости», ФСО**** «Требования к отчету об оценке» и ФСО**** «Оценка недвижимости», а также стандартами и правилами оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 КАС РФ, участвующими в деле лицами, в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, данное заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертами рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на ****, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта от **** **** мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертами обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение экспертов отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **** **** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Оценив заключение экспертов в соответствии с правилами статьи 84, ч. 8 ст. 82 КАС СРФ, суд признает, что выводы эксперта отвечают принципам обоснованности и однозначности, а представленное заключение является объективным и допустимым доказательством рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, определенной по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Представленный административным истцом отчет об оценке ООО «****» от ******** вышеуказанным критериям не отвечает, опровергнут заключением проведенной по делу судебной экспертизы, в связи с чем, не может быть положен в основу выводов суда.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 1802+/-15 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: ****, по состоянию на **** в размере его рыночной стоимости 445 000 рублей 00 копеек.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **** **** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 указанного Федерального закона).

С учетом изложенного датой подачи заявления Храбровой Е.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере рыночной стоимости следует считать ****, то есть дату её обращения в суд.

Разрешая вопрос о надлежащем административном ответчике по заявленным Храбровой Е.А. требованиям, суд руководствуется разъяснениями, изложенными в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **** **** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в силу которых, на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку органом, утвердившим кадастровую стоимость спорного земельного участка, является администрация ****, именно данный орган в силу вышеприведенных разъяснений высшей судебной инстанции следует признать надлежащим ответчиком по настоящему иску.

Учитывая, что ФГБУ «ФКП Росреестра» по **** поименованное Храбровой Е.А. в качестве ответчика, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** не определяло, самостоятельные требования к данному ответчику не заявлены, какие-либо обязанности решением суда на учреждение не возложены, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении иска к указанному ответчику.

Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от **** № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, данное решение в силу прямого указания закона является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Храбровой Е. А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере равном его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 1802+/-15 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: ****, по состоянию на **** в размере его рыночной стоимости 445 000 (четыреста сорок пять тысяч) рублей 00 копеек.

Считать датой подачи заявления Храбровой Е. А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере равном его рыночной стоимости ****.

В иске к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда О.И.Емельянова

Мотивированное решение изготовлено ****

3а-155/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Храброва Елена Александровна
Ответчики
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области
Администрация александровского района Владимирской области
Другие
Управление Росреестра по Владимирской области
Бушмелев Сергей Владимирович
Администрация г.Струнино Александровского района
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Емельянова Ольга Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.wld.sudrf.ru
19.07.2021Регистрация административного искового заявления
20.07.2021Передача материалов судье
21.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2021Судебное заседание
15.10.2021Производство по делу возобновлено
29.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее