Дело № 5-1214/2022
25RS0010-01-2022-006534-02
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 октября 2022 года г. Находка Приморского края
Судья Находкинского городского суда Приморского края Фёдорова О.А., изучив в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – капитана рыболовного судна «БРБ-777» Зима Виктора Валерьевича, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженца <.........> края, проживающего по адресу: <.........>, работающего ИП ФИО2,
установил:
12.10.2022 старшим государственным инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ОРКМ Службы в г. Находке Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю ФИО3 в отношении должностного лица – капитана рыболовного судна «БРБ-777» Зима В.В. составлен протокол № 2459Д/1273-22 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в связи с незаконной добычей посредством рыболовного судна «БРБ-777» водных биологических ресурсов 12.09.2022 в территориальном море РФ. в координатах N 44035,01 СШ, E 136021,71.
Данный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела на основании определения должностного лица пограничного органа от 14.10.2022 был передан на рассмотрение в Находкинский городской суд и поступил судье 17.10.2022.
В силу требований п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с ч.ч. 3 - 4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Из материалов дела установлено, что протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ в отношении должностного лица – капитана рыболовного судна «БРБ-777» Зима В.В. составлен 12.10.2022 в его отсутствие.
В силу положений п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Между тем, сведений об извещении должностного лица – капитана рыболовного судна «БРБ-777» Зима В.В. о необходимости явиться для составления 12.10.2022 в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, в материалах дела не имеется.
Из материалов дела следует, что определение о вызове лица на составление протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ направлялось Зима В.В. по месту жительства почтой, но сведений о получении им данного определения материалы дела не содержат.
Имеющийся в материалах отчет о направлении и прочтении Зима В.В. сообщения о назначении даты и времени составления протокола (л.д. 55) не содержит в себе номера телефона, на который направлено данное сообщение. При этом права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ, в данном сообщении Зима В.В. разъяснены не были.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ч.ч. 3, 4, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которому не были предварительно разъяснены его права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий конкретное противоправное деяние, и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.
Несоблюдение должностным лицом административного органа требований ст. 28.2 КоАП РФ в части порядка привлечения лица к административной ответственности, является нарушением права данного лица на защиту, что влечет невозможность принятия такого протокола об административном правонарушении в качестве допустимого доказательства по делу.
Составление протокола без уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, и без его участия является грубым нарушением обязательной процедуры административного производства.
В случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судья на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5).
При указанных обстоятельствах, данный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ подлежит возвращению в Службу в г. Находке Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю для устранения вышеназванных недостатков.
Руководствуясь ст. 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
протокол от 12.10.2022 № 2459Д/1273-22 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – капитана рыболовного судна «БРБ-777» Зима Виктора Валерьевича и материалы к нему возвратить в Службу в г. Находке Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю для устранения указанных недостатков.
Судья О.А. Фёдорова