Решение по делу № 33-7569/2024 от 01.04.2024

Дело №33-7569/2024

УИД 66RS0015-01-2023-000097-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 02.05.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Зоновой А.Е.,

судей Кокшарова Е.В.,

Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Пургиной Елены Анатольевны к Думе Асбестовского городского округа, Счетной палате Асбестовского городского округа о признании решений об уведомлении о прекращении трудового договора, освобождении от должности муниципальной службы незаконными, изменении формулировки основания и даты увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Думы Асбестовского городского округа на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 25.12.2023.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., судебная коллегия

установила:

Пургина Е.А. обратилась в суд с иском к Думе Асбестовского городского округа, Счетной палате Асбестовского городского округа, в котором с учетом уточнения заявленных требований, просила:

признать решение Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 №6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счетной палаты Асбестового городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» незаконным;

признать решение Думы Асбестовского городского округа от 27.02.2023 №8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа и прекращении трудового договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» незаконным;

признать решение Думы Асбестовского городского округа от 27.02.2023 № 8/2 «О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа» незаконным и возложить на Думу Асбестовского городского округа обязанность по его отмене;

считать назначенной на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа с 30.09.2021;

взыскать со Счетной палаты Асбестовского городского округа средний заработок за время вынужденного прогула, начиная с 28.02.2023 по день восстановления на работе в должности председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа;

взыскать с Думы Асбестовского городского округа компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 30.03.2023 иск Пургиной Е.А. оставлен без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28.07.2023 решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 30.03.2023 изменено.

Резолютивная часть решения дополнена указанием на отказ в удовлетворении требований к Думе Асбестовского городского округа, Счетной палате Асбестовского городского округа о фактическом исполнении Пургиной Е.А. полномочий по муниципальной должности председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа, фактическом назначении на указанную должность, а также в части взыскания оплаты времени вынужденного прогула.

В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Пургиной Е.А. – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.10.2023 решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 30.03.2023 в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28.07.2023 в той части, в которой отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 №6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон», 27.02.2023 №8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон», взыскании оплаты времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда отменены, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В остальной части судебные акты оставлены без изменения, кассационная жалоба Пургиной Е.А. в части – без удовлетворения.

Отменяя решение, апелляционное определение, суд кассационной инстанции указал на необходимость установления по делу следующих юридически значимых обстоятельств по делу: какие ограничения, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом и исключающие возможность исполнения обязанностей председателя контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа, возникли для осуществления истцом трудовой деятельности; была ли исключена и когда из штатного расписания должность муниципальной службы - председатель контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа, проводились ли организационно-штатные мероприятия по сокращению штата контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа; когда истек срок трудового договора, заключенного с истцом.

При повторном рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции, Пургина Е.А., реализуя свои процессуальные права, предусмотренные ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, уточнила заявленные требования (т.3 л.д. 122-127), и просила:

признать решение Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 №6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счетной палаты Асбестового городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» незаконным;

признать решение Думы Асбестовского городского округа от 27.02.2023 №8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа и прекращении трудового договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» незаконным;

изменить формулировку основания увольнения с п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации (по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон), на п.2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (истечение срока трудового договора), дату увольнения с 27.02.2023 на 27.09.2023;

взыскать со Счетной палаты Асбестовского городского округа средний заработок за время вынужденного прогула в размере 718887 руб. 33 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 142652 руб. 68 коп.;

взыскать с Думы Асбестовского городского округа компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

В обоснование иска указала, что решением Думы Асбестовского городского округа от 27.12.2005 №27/5 назначена на должность председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, 14.09.2006 с ней заключен трудовой договор. 26.12.2022 Пургина Е.А. уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 27.02.2023 Пургина Е.А. освобождена от занимаемой должности, трудовой договор с ней прекращен на основании, предусмотренным п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации. Полагала, что принятые решения являются незаконными, поскольку внесение изменений в законодательство не является основанием для досрочного прекращения ее полномочий.

Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 25.12.2023 иск Пургиной Е.А. удовлетворен.

Судом постановлено:

признать решения Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 №6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон», 27.02.2023 №8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон» незаконными;

изменить формулировку основания увольнения Пургиной Е.А. с п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации (по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон), на п.2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (истечение срока трудового договора), дату увольнения с 27.02.2023 на 27.09.2023;

взыскать со Счетной палаты Асбестовского городского округа в пользу Пургиной Е.А: средний заработок за время вынужденного прогула в размере 718 887 руб. 33 коп. компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 142 652 руб. 68 коп.;

взыскать с Думы Асбестовского городского округа в пользу Пургиной Е.А. компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.

Не согласившись с решением суда, Думой Асбестовского городского округа подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе Пургиной Е.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что, с учетом изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом от 01.07.2021 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» имелись правовые основания для увольнения Пургиной Е.А. по п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации. Поскольку должность председателя контрольно-ревизионной комиссии стала муниципальной должностью, а не должностью муниципальной службы, то повышены квалификационные требования к её замещению, изменен статус должности, в связи с чем правовых оснований для продолжения с Пургиной Е.А. служебных отношений в указанной должности не имелось.

На апелляционную жалобу от Пургиной Е.А. поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права.

Пургина Е.А., Дума Асбестовского городского округа, Счетная палата Асбестовского городского округа, третье лицо Савин А.В. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, посредством заблаговременного (03.04.2024) размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», направления заказных писем с уведомлением о вручении, извещения на адрес электронной почты, в судебное заседание не явились, явку своих представителей, наделенных в установленном порядке полномочиями, не обеспечили.

Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Асбестовской городской думы от 27.12.2005 № 27/5 Пургина Е.А. 11.01.2006 назначена на должность председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, сроком на 6 лет.

14.09.2006 с Пургиной Е.А. заключен трудовой договор, по условиям которого она принята на муниципальную службу в Счетную палату Асбестовского городского округа, назначена на муниципальную должность муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа.

Дополнительным соглашением от 12.10.2018 к трудовому договору от 14.09.2006, срок действия последнего определен с 28.09.2018 по 27.09.2023.

В соответствии со ст.2 Закона Свердловской области от 17.11.2021 №94-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и параграф 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований», вступившего в силу 01.12.2021, из реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, исключены должности председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа.

Решением Думы Асбестовского городского округа от 27.10.2022 №31 внесены изменения в Устав Асбестовского городского округа, касающиеся отнесения должностей председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа к муниципальным должностям и порядка назначения на эти должности, вступившие в силу 07.12.2022.

Решением Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 №6/15 постановлено, уведомить председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа Пургину Е.А. о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» в связи с внесенными изменениями в ч.3 ст.5 Федерального закона №6-ФЗ (редакция от 01.07.2021) «Об общих принципах контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», предусматривающими, что должность председателя контрольно-счетного органа относится к муниципальным должностям.

26.12.2022 Пургина Е.А. уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решением Думы Асбестовского городского округа от 27.02.2023 №8/3 Пургина Е.А. освобождена от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, трудовой договор с ней прекращен 27.02.2023 по основанию, предусмотренному п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Решением Думы Асбестовского городского округа от 27.02.2023 №8/2 на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа назначен Савин А.В.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь положениями главы 13 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующими основания прекращения трудового договора, Федеральных законов от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Закона Свердловской области от 12.07.2011 №62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области», а также установленными по делу фактическими обстоятельствами, пришел к обоснованному выводу о нарушении процедуры увольнения Пургиной Е.А.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Согласно п.10 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации к основаниям прекращения трудового договора относятся обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации).

В п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено основание прекращения трудовых отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а именно возникновение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Трудовым кодексом Российской Федерации в ст.ст. 328.1, 331, 349.6, 351.1 предусмотрены ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, для педагогических работников, работников государственных органов, органов местного самоуправления, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы, работников в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Ограничения, связанные с муниципальной службой, предусмотрены ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Как следует из ч.1 ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства (подданства) иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;

непредставления сведений, предусмотренных ст. 15.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, - в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены;

приобретения им статуса иностранного агента.

В силу ч.1.2 ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть назначен на должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования, а муниципальный служащий не может замещать должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии с ч.4.1 ст.14 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» должностные лица контрольно-счетных органов обязаны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Как следует из ч.2 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п.2, 8, 9, 10 или 13 ч.1 указанной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Из названных норм права следует, что увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, по п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации возможно при возникновении ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в редакции, действующей до 30.09.2021, должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могли быть отнесены соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 19 Закона Свердловской области от 12.07.2011 №62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» в редакции, действовавшей до 01.11.2021, было предусмотрено, что должности председателя, заместителя председателя, аудиторов и инспекторов контрольно-счетного органа муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, относятся к должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

Пунктом 1 параграфа 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденного Законом Свердловской области от 14.06.2005 №49-ОЗ в редакции, действовавшей до 01.12.2021, предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые в контрольно-счетном органе муниципального образования для обеспечения исполнения его полномочий, относящиеся к высшим должностям: председатель контрольно-счетного органа.

Федеральным законом от 01.07.2021 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 30.09.2021, внесены изменения в Федеральный закон от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в том числе в ч.3 ст.5, которой предусмотрено, что должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям. Также данным законом внесены изменения в статьи, регламентирующие порядок назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, требования к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, основные полномочия контрольно-счетных органов и другие.

Законом Свердловской области от 17.11.2021 №94-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и параграф 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований», вступившим в силу с 01.12.2021, ст.19 Закона Свердловской области от 12.07.2011 № 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и пункты 1 и 2 параграфа 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, признаны утратившими силу.

По смыслу приведенных изменений федерального и областного законодательства ранее должность председателя контрольно-счетного органа могла быть отнесена к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям, а потом установлена императивная норма об отнесении должности председателя контрольно-счетного органа к государственным или муниципальным должностям.

Вместе с тем, вышеуказанные нормативные правовые акты не предусматривают досрочное прекращение полномочий председателей контрольно-счетных органов муниципальных образований, ранее назначенных на должности муниципальный службы, в определенный срок, после вступления в силу Федерального закона от 01.07.2021 №255-ФЗ, а также возможность их перевода на муниципальные должности. Новые нормативные положения распространяются для вновь назначенных на муниципальные должности председателей контрольно-счетных органов в установленном порядке. Трудовые отношения с муниципальными служащими могут быть расторгнуты до истечения установленного трудовым договором срока только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Аналогичные разъяснения даны на официальном сайте Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 29.09.2021, в них также указано на возможность досрочного освобождения от должностей председателей контрольно-счетного органа в связи с сокращением штата (в случае назначения на муниципальную должность нового председателя контрольно-счетного органа); несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; по соглашению сторон; по инициативе работника; по истечении срока трудового договора.

В связи с тем, что указанные законы не предусматривают переходных положений: основания для досрочного прекращения полномочий председателей контрольно-счетного органа, назначенных на должности муниципальной службы; сроки, в которые муниципальные должности должны быть замещены в установленном данными законами порядке; ограничения на возможность для должностных лиц, замещающих должности муниципальной службы, осуществлять свою деятельность до истечения срока своих полномочий в качестве муниципальных служащих, то их вступление в силу само по себе не являлось основанием для прекращения с истцом трудового договора, на основании п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Учитывая приведенные выше нормативные положения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что увольнение Пургиной Е.А. является незаконным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы иное толкование, которое приведено в обоснование правовой позиции привело бы к существенному нарушению прав истца, связанных с обеспечением его права на труд.

Ссылка апеллянта на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2021 №28-7/10/П-6439 правого значения не имеет, поскольку последнее нормативным актом не является.

Пунктом 2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, является основанием для прекращения трудового договора.

В силу ч.1 ст.79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Истечение срока трудового договора относится к числу оснований для прекращения трудовых отношений.

Установив обстоятельства, свидетельствующие о незаконности увольнения истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.394 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и основания иска, правомерно установил основание для изменения формулировки основания увольнения Пургиной Е.А. с п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации, на п.2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (истечение срока трудового договора), даты увольнения с 27.02.2023 на 27.09.2023, взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула, исчисленного в соответствии с требованиями ст.139 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 №922.

В силу положений ст.ст. 22, 237 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателе лежит обязанность компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Установив факт нарушения Думой Асбестовского городского округа трудовых прав истца, вследствие не правомерного прекращения трудового договора, повлекшего утрату работником заработка, суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.

Возлагая на ответчика обязанность по возмещению истцу морального вреда, причиненного вследствие незаконного увольнения, лишения возможности трудиться, суд правильно руководствовался положениями ст. ст. 22, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Требование о компенсации морального вреда разрешено судом в пределах заявленных требований (ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием к отмене решения явиться не может.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 25.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Асбестовского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий: А.Е. Зонова

Судья: Е.В. Кокшаров

Судья: Т.Л. Редозубова

Дело №33-7569/2024

УИД 66RS0015-01-2023-000097-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 02.05.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Зоновой А.Е.,

судей Кокшарова Е.В.,

Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Пургиной Елены Анатольевны к Думе Асбестовского городского округа, Счетной палате Асбестовского городского округа о признании решений об уведомлении о прекращении трудового договора, освобождении от должности муниципальной службы незаконными, изменении формулировки основания и даты увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Думы Асбестовского городского округа на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 25.12.2023.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., судебная коллегия

установила:

Пургина Е.А. обратилась в суд с иском к Думе Асбестовского городского округа, Счетной палате Асбестовского городского округа, в котором с учетом уточнения заявленных требований, просила:

признать решение Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 №6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счетной палаты Асбестового городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» незаконным;

признать решение Думы Асбестовского городского округа от 27.02.2023 №8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа и прекращении трудового договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» незаконным;

признать решение Думы Асбестовского городского округа от 27.02.2023 № 8/2 «О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа» незаконным и возложить на Думу Асбестовского городского округа обязанность по его отмене;

считать назначенной на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа с 30.09.2021;

взыскать со Счетной палаты Асбестовского городского округа средний заработок за время вынужденного прогула, начиная с 28.02.2023 по день восстановления на работе в должности председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа;

взыскать с Думы Асбестовского городского округа компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 30.03.2023 иск Пургиной Е.А. оставлен без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28.07.2023 решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 30.03.2023 изменено.

Резолютивная часть решения дополнена указанием на отказ в удовлетворении требований к Думе Асбестовского городского округа, Счетной палате Асбестовского городского округа о фактическом исполнении Пургиной Е.А. полномочий по муниципальной должности председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа, фактическом назначении на указанную должность, а также в части взыскания оплаты времени вынужденного прогула.

В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Пургиной Е.А. – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.10.2023 решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 30.03.2023 в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28.07.2023 в той части, в которой отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 №6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон», 27.02.2023 №8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон», взыскании оплаты времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда отменены, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В остальной части судебные акты оставлены без изменения, кассационная жалоба Пургиной Е.А. в части – без удовлетворения.

Отменяя решение, апелляционное определение, суд кассационной инстанции указал на необходимость установления по делу следующих юридически значимых обстоятельств по делу: какие ограничения, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом и исключающие возможность исполнения обязанностей председателя контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа, возникли для осуществления истцом трудовой деятельности; была ли исключена и когда из штатного расписания должность муниципальной службы - председатель контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа, проводились ли организационно-штатные мероприятия по сокращению штата контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа; когда истек срок трудового договора, заключенного с истцом.

При повторном рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции, Пургина Е.А., реализуя свои процессуальные права, предусмотренные ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, уточнила заявленные требования (т.3 л.д. 122-127), и просила:

признать решение Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 №6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счетной палаты Асбестового городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» незаконным;

признать решение Думы Асбестовского городского округа от 27.02.2023 №8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа и прекращении трудового договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» незаконным;

изменить формулировку основания увольнения с п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации (по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон), на п.2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (истечение срока трудового договора), дату увольнения с 27.02.2023 на 27.09.2023;

взыскать со Счетной палаты Асбестовского городского округа средний заработок за время вынужденного прогула в размере 718887 руб. 33 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 142652 руб. 68 коп.;

взыскать с Думы Асбестовского городского округа компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

В обоснование иска указала, что решением Думы Асбестовского городского округа от 27.12.2005 №27/5 назначена на должность председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, 14.09.2006 с ней заключен трудовой договор. 26.12.2022 Пургина Е.А. уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 27.02.2023 Пургина Е.А. освобождена от занимаемой должности, трудовой договор с ней прекращен на основании, предусмотренным п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации. Полагала, что принятые решения являются незаконными, поскольку внесение изменений в законодательство не является основанием для досрочного прекращения ее полномочий.

Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 25.12.2023 иск Пургиной Е.А. удовлетворен.

Судом постановлено:

признать решения Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 №6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон», 27.02.2023 №8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон» незаконными;

изменить формулировку основания увольнения Пургиной Е.А. с п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации (по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон), на п.2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (истечение срока трудового договора), дату увольнения с 27.02.2023 на 27.09.2023;

взыскать со Счетной палаты Асбестовского городского округа в пользу Пургиной Е.А: средний заработок за время вынужденного прогула в размере 718 887 руб. 33 коп. компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 142 652 руб. 68 коп.;

взыскать с Думы Асбестовского городского округа в пользу Пургиной Е.А. компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.

Не согласившись с решением суда, Думой Асбестовского городского округа подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе Пургиной Е.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что, с учетом изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом от 01.07.2021 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» имелись правовые основания для увольнения Пургиной Е.А. по п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации. Поскольку должность председателя контрольно-ревизионной комиссии стала муниципальной должностью, а не должностью муниципальной службы, то повышены квалификационные требования к её замещению, изменен статус должности, в связи с чем правовых оснований для продолжения с Пургиной Е.А. служебных отношений в указанной должности не имелось.

На апелляционную жалобу от Пургиной Е.А. поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права.

Пургина Е.А., Дума Асбестовского городского округа, Счетная палата Асбестовского городского округа, третье лицо Савин А.В. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, посредством заблаговременного (03.04.2024) размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», направления заказных писем с уведомлением о вручении, извещения на адрес электронной почты, в судебное заседание не явились, явку своих представителей, наделенных в установленном порядке полномочиями, не обеспечили.

Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Асбестовской городской думы от 27.12.2005 № 27/5 Пургина Е.А. 11.01.2006 назначена на должность председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, сроком на 6 лет.

14.09.2006 с Пургиной Е.А. заключен трудовой договор, по условиям которого она принята на муниципальную службу в Счетную палату Асбестовского городского округа, назначена на муниципальную должность муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа.

Дополнительным соглашением от 12.10.2018 к трудовому договору от 14.09.2006, срок действия последнего определен с 28.09.2018 по 27.09.2023.

В соответствии со ст.2 Закона Свердловской области от 17.11.2021 №94-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и параграф 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований», вступившего в силу 01.12.2021, из реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, исключены должности председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа.

Решением Думы Асбестовского городского округа от 27.10.2022 №31 внесены изменения в Устав Асбестовского городского округа, касающиеся отнесения должностей председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа к муниципальным должностям и порядка назначения на эти должности, вступившие в силу 07.12.2022.

Решением Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 №6/15 постановлено, уведомить председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа Пургину Е.А. о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» в связи с внесенными изменениями в ч.3 ст.5 Федерального закона №6-ФЗ (редакция от 01.07.2021) «Об общих принципах контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», предусматривающими, что должность председателя контрольно-счетного органа относится к муниципальным должностям.

26.12.2022 Пургина Е.А. уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решением Думы Асбестовского городского округа от 27.02.2023 №8/3 Пургина Е.А. освобождена от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, трудовой договор с ней прекращен 27.02.2023 по основанию, предусмотренному п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Решением Думы Асбестовского городского округа от 27.02.2023 №8/2 на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа назначен Савин А.В.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь положениями главы 13 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующими основания прекращения трудового договора, Федеральных законов от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Закона Свердловской области от 12.07.2011 №62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области», а также установленными по делу фактическими обстоятельствами, пришел к обоснованному выводу о нарушении процедуры увольнения Пургиной Е.А.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Согласно п.10 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации к основаниям прекращения трудового договора относятся обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации).

В п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено основание прекращения трудовых отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а именно возникновение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Трудовым кодексом Российской Федерации в ст.ст. 328.1, 331, 349.6, 351.1 предусмотрены ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, для педагогических работников, работников государственных органов, органов местного самоуправления, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы, работников в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Ограничения, связанные с муниципальной службой, предусмотрены ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Как следует из ч.1 ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства (подданства) иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;

непредставления сведений, предусмотренных ст. 15.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, - в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены;

приобретения им статуса иностранного агента.

В силу ч.1.2 ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть назначен на должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования, а муниципальный служащий не может замещать должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии с ч.4.1 ст.14 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» должностные лица контрольно-счетных органов обязаны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Как следует из ч.2 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п.2, 8, 9, 10 или 13 ч.1 указанной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Из названных норм права следует, что увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, по п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации возможно при возникновении ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в редакции, действующей до 30.09.2021, должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могли быть отнесены соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 19 Закона Свердловской области от 12.07.2011 №62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» в редакции, действовавшей до 01.11.2021, было предусмотрено, что должности председателя, заместителя председателя, аудиторов и инспекторов контрольно-счетного органа муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, относятся к должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

Пунктом 1 параграфа 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденного Законом Свердловской области от 14.06.2005 №49-ОЗ в редакции, действовавшей до 01.12.2021, предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые в контрольно-счетном органе муниципального образования для обеспечения исполнения его полномочий, относящиеся к высшим должностям: председатель контрольно-счетного органа.

Федеральным законом от 01.07.2021 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 30.09.2021, внесены изменения в Федеральный закон от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в том числе в ч.3 ст.5, которой предусмотрено, что должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям. Также данным законом внесены изменения в статьи, регламентирующие порядок назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, требования к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, основные полномочия контрольно-счетных органов и другие.

Законом Свердловской области от 17.11.2021 №94-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и параграф 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований», вступившим в силу с 01.12.2021, ст.19 Закона Свердловской области от 12.07.2011 № 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и пункты 1 и 2 параграфа 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, признаны утратившими силу.

По смыслу приведенных изменений федерального и областного законодательства ранее должность председателя контрольно-счетного органа могла быть отнесена к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям, а потом установлена императивная норма об отнесении должности председателя контрольно-счетного органа к государственным или муниципальным должностям.

Вместе с тем, вышеуказанные нормативные правовые акты не предусматривают досрочное прекращение полномочий председателей контрольно-счетных органов муниципальных образований, ранее назначенных на должности муниципальный службы, в определенный срок, после вступления в силу Федерального закона от 01.07.2021 №255-ФЗ, а также возможность их перевода на муниципальные должности. Новые нормативные положения распространяются для вновь назначенных на муниципальные должности председателей контрольно-счетных органов в установленном порядке. Трудовые отношения с муниципальными служащими могут быть расторгнуты до истечения установленного трудовым договором срока только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Аналогичные разъяснения даны на официальном сайте Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 29.09.2021, в них также указано на возможность досрочного освобождения от должностей председателей контрольно-счетного органа в связи с сокращением штата (в случае назначения на муниципальную должность нового председателя контрольно-счетного органа); несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; по соглашению сторон; по инициативе работника; по истечении срока трудового договора.

В связи с тем, что указанные законы не предусматривают переходных положений: основания для досрочного прекращения полномочий председателей контрольно-счетного органа, назначенных на должности муниципальной службы; сроки, в которые муниципальные должности должны быть замещены в установленном данными законами порядке; ограничения на возможность для должностных лиц, замещающих должности муниципальной службы, осуществлять свою деятельность до истечения срока своих полномочий в качестве муниципальных служащих, то их вступление в силу само по себе не являлось основанием для прекращения с истцом трудового договора, на основании п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Учитывая приведенные выше нормативные положения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что увольнение Пургиной Е.А. является незаконным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы иное толкование, которое приведено в обоснование правовой позиции привело бы к существенному нарушению прав истца, связанных с обеспечением его права на труд.

Ссылка апеллянта на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2021 №28-7/10/П-6439 правого значения не имеет, поскольку последнее нормативным актом не является.

Пунктом 2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, является основанием для прекращения трудового договора.

В силу ч.1 ст.79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Истечение срока трудового договора относится к числу оснований для прекращения трудовых отношений.

Установив обстоятельства, свидетельствующие о незаконности увольнения истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.394 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и основания иска, правомерно установил основание для изменения формулировки основания увольнения Пургиной Е.А. с п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации, на п.2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (истечение срока трудового договора), даты увольнения с 27.02.2023 на 27.09.2023, взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула, исчисленного в соответствии с требованиями ст.139 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 №922.

В силу положений ст.ст. 22, 237 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателе лежит обязанность компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Установив факт нарушения Думой Асбестовского городского округа трудовых прав истца, вследствие не правомерного прекращения трудового договора, повлекшего утрату работником заработка, суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.

Возлагая на ответчика обязанность по возмещению истцу морального вреда, причиненного вследствие незаконного увольнения, лишения возможности трудиться, суд правильно руководствовался положениями ст. ст. 22, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Требование о компенсации морального вреда разрешено судом в пределах заявленных требований (ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием к отмене решения явиться не может.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 25.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Асбестовского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий: А.Е. Зонова

Судья: Е.В. Кокшаров

Судья: Т.Л. Редозубова

33-7569/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Пургина Елена Анатольевна
Прокурор г. Асбеста
Ответчики
Дума Асбестовского городского округа
Счетная палата Асбестовского городского округа
Другие
Савин Андрей Валентинович
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
02.04.2024Передача дела судье
02.05.2024Судебное заседание
25.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2024Передано в экспедицию
02.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее