33-3262/2018 судья Панкин Д.Н.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Рязань
26 декабря 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Споршевой С.В., Рогозиной Н.И.,
при секретаре Павленко О.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонного) на решение Спасского районного суда Рязанской области от 18 октября 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Муслядинова Бахтиёра удовлетворить частично.
Включить Муслядинову Бахтиёру в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости, следующие периоды: с 01.12.1991г. по 16.12.1994г. - в должности рабочего строительной бригады № по разряду № в Хозрасчетном объединении «<скрыто>»; с 26.12.1994г. по 01.04.1997г. – в должности штукатура в Производственном объединении энергетики и электрификации «<скрыто>» Сырдарьинской области.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) назначить Муслядинову Бахтиёру пенсию по старости в соответствии Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 12.03.2018 года.
Отказать в удовлетворении исковых требований Муслядинова Бахтиёра в части включения в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости, периода работы с 05.05.1991г. по 30.11.1991г. в должности рабочего строительной бригады № по разряду № в Хозрасчетном объединении «<скрыто>».
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области – Лазутиной А.С., Муслядинова Б., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Муслядинов Б. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Рязанской области о назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование иска истец указал, что 14.12.2017 года им был получен вид на жительство иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
Он зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, в настоящее время оформляет гражданство Российской Федерации.
Истец, 02.09.1951 года рождения, уже несколько лет является лицом пенсионного возраста, однако претендовать на оформление и получение трудовой пенсии на территории РФ он не мог до момента получения вида на жительство иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
Весной 2018 года он обратился в ГУ - УПФ РФ по Спасскому району Рязанской области по вопросу оформления и начисления ему страховой пенсии по старости с 12.03.2018 года в соответствии с п.1 ст.8 ФЗ от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях».
При рассмотрении документов, в частности, представленной им трудовой книжки, выяснилось, что документ не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к заполнению трудовых книжек.
Решением Спасского районного суда Рязанской области от 02.04.2018 года был установлен факт принадлежности ему трудовой книжки, заполненной на имя Муслидинова Бактиера 08.09.1951 года.
Однако после вступления в законную силу вышеуказанного решения суда, решением ГУ – УПФ РФ по Спасскому району Рязанской области было вновь отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ст.8 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Специалистами ГУ - УПФ РФ по Спасскому району Рязанской области были посчитаны периоды работы на протяжении всей трудовой деятельности, и его трудовой стаж составил всего 06 лет 08 месяцев 09 дней. Не был учтен период его трудовой деятельности с 1991г. по 1994г. в Хозрасчетном объединении «<скрыто>», и с 1994г. по 1997г. в Производственном объединении энергетики и электрификации УССР <скрыто> электрических сетей <скрыто> ввиду того, что архивные данные (справки) по указанному периоду работы отсутствуют (не сданы работодателями в архивный фонд на хранение).
Также не учитывается пенсионным органом и архивная справка, изготовленная на узбекском языке.
В настоящее время приведение в соответствии документов не представляется возможным ввиду отсутствия юридических лиц, которые функционировали на территории бывшего СССР - Узбекской ССР.
Однако факт, сроки и характер его трудовой деятельности работы в спорный период времени, именно в должности рабочего строительной бригады № по разряду № с 05.05.1991г. по 16.12.1994г., и в должности штукатура 5 разряда с 26.12.1994г. по 01.04.1997г., составляющие в совокупности необходимый трудовой стаж, подтверждаются данными его трудовой книжки, его пояснениями и иными доказательствами.
По указанным основаниям истец Муслядинов Б. просит включить в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды его работы с 05.05.1991 года по 16.12.1994 года в должности рабочего строительной бригады № по разряду № в Хозрасчетном объединении «Табиат», и с 26.12.1994 года по 01.04.1997 года в должности штукатура 5 разряда в Производственном объединении энергетики и электрификации <скрыто> электрических сетей Узбекэнерго, и обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Рязанской области установить ему страховую пенсию по старости с 12.03.2018 года.
Определением Спасского районного суда Рязанской области от 11.10.2018г. ответчик ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Рязанской области был заменен на правопреемника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное).
Решением суда исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) просит решение в части удовлетворения иска отменить, ссылаясь на его незаконность, поскольку стаж истца в Республике Узбекистан и произведение работодателем страховых отчислений в спорные периоды работы не подтверждены достоверными доказательствами.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, истец просил решение суда оставить без изменения.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, а в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Муслядинов Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Узбекистана. 14 декабря 2017г. им получен вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации.
12 марта 2018г. Муслядинов Б. обратился в УПФР по Спасскому району Рязанской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа № от 16 мая 2018г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. По представленным документам Муслидинову Б. для назначения страховой пенсии по старости засчитаны: с 01.03.1979г. по 16.10.1979г., с 04.11.1980г. по 12.02.1981г., с 16.02.1981г. по 23.09.1981г., с 24.09.1981г. по 02.02.1982г., с 02.12.1982г. по 15.07.1983г., с 04.08.1983г. по 11.02.1984г., с 05.11.1985г. по 13.06.1986г., с 03.01.1987г. по 27.04.1987г., с 04.05.1987г. по 26.08.1987г., с 01.10.1987г. по 18.11.1987г., с 29.03.1988г. по 09.06.1988г., с 09.08.1988г. по 02.01.1989г., с 16.01.1990г. по 04.03.1991г., с 05.05.1991г. по 30.11.1991г. Общий трудовой стаж установлен пенсионным органом в размере 6 лет 8 месяцев 9 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 5,662, что менее требуемой величины ИПК.
Истец оспаривает решение ответчика в части невключения его периодов работы с 05.05.1991г. по 16.12.1994г. в должности рабочего строительной бригады № по разряду № в Хозрасчетном объединении "<скрыто>" Узбекской ССР и с 26.12.1994г. по 01.04.1997г. в должности штукатура 5 разряда в Производственном объединении энергетики и электрификации УССР <скрыто> электрических сетей Узбекэнерго.
Во включении периода работы с 05.05.1991г. по 30.11.1991г. в должности рабочего строительной бригады № по разряду № в Хозрасчетном объединении "Табиат" судом истцу отказано, поскольку указанный период включен ответчиком в страховой стаж истца при принятии решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, в связи с чем не является спорным и права истца в этой части не нарушены.
Решение суда в указанной части не обжалуется сторонами, в связи с чем не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Удовлетворяя исковые требования истца в части включения в его льготный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 01.12.1991г. по 16.12.1994г. в должности рабочего строительной бригады № по разряду № в Хозрасчетном объединении "Табиат" и с 26.12.1994г. по 01.04.1997г. в должности штукатура в Производственном объединении энергетики и электрификации "<скрыто>" Сырдарьинской области, суд первой инстанции, сослался на Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения" и исходил из доказанности факта трудовой деятельности истца в указанные периоды. При этом, суд посчитал технической опиской неправильное указание одной буквы в имени истца в архивных справках представленных по данным спорным периодам Агентством "Узархив" при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Судебная коллегия по гражданским делам находит указанные выводы суда первой инстанции неправильными, поскольку судом допущены существенные нарушения в применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015г.
До 1 января 2015г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, участниками которого являются Российская Федерация и Узбекистан, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Частью 3 той же статьи предусматривается, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ, к числу условий, при которых назначается пенсия по старости, относится возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч.3 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).
Согласно положениям ч.1 ст.35 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (ч.2 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2013г.).
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч.3 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2013г.).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию возникает при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, а также наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
В соответствии с п.4 Правил № 1015 при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Узбекистане) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Согласно п.4 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р (ред. от 28.01.2005) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР" необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
При этом документы, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
Как усматривается из дела, пенсионным органом не учтены спорные периоды работы истца после распада СССР на территории Узбекистана с 01.12.1991г. по 16.12.1994г. в Хозрасчетном объединении "Табиат" и с 26.12.1994г. по 01.04.1997г. в Производственном объединении энергетики и электрификации "Узбакэнерго", поскольку факт работы в Хозрасчетном объединении "Табиат" не подтвержден компетентными органами Узбекистана, а архивная справка о работе в Производственном объединении энергетики и электрификации "Узбакэнерго" выдана на другое имя, а трудовая книжка содержит печати на иностранном языке, перевод которых ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ 05.05.1991░. ░░ 16.12.1994░. ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ "<░░░░░░>" ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░ №; ░ 26.12.1994░. ░░ 01.04.1997░. – ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ "<░░░░░░>" ░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ ░ ░░░. ░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02.04.2018░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 04.05.2018░., ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 16.04.2018░. №, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░2 ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ <░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 26.12.1994░. ░░░░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ 01.04.1997░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 16.04.2018░. № ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 1995-1997░.░. ░ ░░ ░░░ "<░░░░░░>" ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░░" ░░ 1991-1994 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░ ░.2 ░░.6 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 13 ░░░░░ 1992░. "░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░" ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 1991░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░ 13 ░░░░░ 1992░., ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.4 ░.1 ░░.330 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ – ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ 01.12.1991░. ░░ 16.12.1994░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "<░░░░░░>", ░ 26.12.1994░. ░░ 01.04.1997░. - ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ "<░░░░░░>" ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28.12.2013░. № 400-░░ "░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░" ░ 12.03.2018░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328,329,330 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 01.12.1991░. ░░ 16.12.1994░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░ № 5 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "<░░░░░░>", ░ 26.12.1994░. ░░ 01.04.1997░. - ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ "<░░░░░░>" ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28.12.2013░. № 400-░░ "░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░" ░ 12.03.2018░., - ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ – ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░