Решение по делу № 33-8862/2020 от 02.10.2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    17 ноября 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

    председательствующего – судьи         Синани А.М.,судей:                                     Авериной Е.Г.,

                                                                     Егоровой Е.С.,

    при секретаре                                      Гамуровой М.А.,

    с участием

    представителя Министерства

    обороны Российской

    Федерации, Федерального

    казенного учреждения

    «Управление Черноморского флота» Березовского М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Довгаль Марины Львовны к Центру дошкольного образования Черноморского флота, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» о признании приказа незаконным, признании недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору, по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2020 года,

у с т а н о в и л а:

в сентябре 2019 года Довгаль М.Л. обратилась в суд с иском к Центру дошкольного образования Черноморского флота, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» о признании приказа незаконным, признании недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору, мотивируя свои требования тем, что 18 апреля 2014 года между ней и ответчиком заключен трудовой договор № 16, в соответствии с пунктом 5.1 которого, ей предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня. Согласно приложению № 1 к коллективному договору от 10 ноября 2017 года (регистрационный № 670 от 28 ноября 2017 года), срок действия которого оканчивается 09 ноября 2020 года, ей полагается отпуск аналогичной продолжительности. 21 июня 2019 года начальником Центра дошкольного образования Черноморского флота издан приказ № 44-орг, в соответствии с которым с 01 сентября 2019 года продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работником детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота уменьшается до 28 календарных дней. Изменение работодателем условий договора в части сокращения продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска является неправомерным и нарушает ее трудовые права, поскольку организационная структура учреждения и технологические условия труда не изменились. Просила признать незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года № 44-орг и признать недействительным дополнительное соглашение № 211 от 25 июня 2019 года к трудовому договору № 16 от 18 апреля 2014 года.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2020 года признан незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года № 44-орг. Признано недействительным дополнительное соглашение от 25 июня 2019 года № 211 к трудовому договору от 18 апреля 2014 года № 16, заключенному между Министерством обороны Российской Федерации и Довгаль М.Л.

В обоснование апелляционной жалобы Министерство обороны Российской Федерации, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что Центр дошкольного образования Черноморского флота не является юридическим лицом и образовательной организацией, осуществляющей обучение, у истца, занимающей должность заместителя заведующего детским садом, право на предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 42 календарных дня, отсутствует.

В обоснование апелляционной жалобы Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Истец в судебное заседание не явилась, просила дело по апелляционной жалобе рассмотреть в ее отсутствие.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчиков, поддержавшего апелляционные жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что Довгаль М.Л. состоит в трудовых отношениях с Центром дошкольного образования Черноморского флота и работает в его структурном подразделении - детский сад № 16 на должности воспитателя с 01 апреля 1985 года.

Согласно условиям трудового договора от 18 апреля 2014 года № 16, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и Довгаль М.Л. на неопределенный срок, истец принята на работу заместителем заведующего детского сада № 16, расположенного по адресу: <адрес>; дата начала работы - 01 апреля 1985 года.

Согласно пункту 5.1 трудового договора № 16 от 18 апреля 2014 года, работнику устанавливается 40-часовая рабочая неделя и ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

В соответствии с Должностной инструкцией заместителя заведующего детским садом Довгаль М.Л., утвержденной приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота, основными трудовыми функциями Довгаль М.Л. являются организация и руководство воспитательно-образовательной деятельностью детского сада Центра дошкольного образования Черноморского флота в соответствии с локальными нормативными актами центра и законодательством Российской Федерации по согласованию с начальником центра и заведующим детским садом, организация и руководство развитием детского сада Центра дошкольного образования Черноморского флота, контроль воспитательно-образовательного процесса и контроль качества исполнения должностных обязанностей педагогическими работниками детского сада, в рамках которых заместитель заведующего детским садом:

-    организует текущее и перспективное планирование деятельности образовательной организации;

-    координирует работу воспитателей, других педагогических и иных работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательной организации;

- обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных;

-    осуществляет контроль качества учебно-воспитательного процесса;

-    координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики;

- организует просветительскую работу для родителей (лиц, их заменяющих);

-    оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий;

-    организует учебно-воспитательную, методическую, культурно-массовую работу;

-    осуществляет контроль за учебной нагрузкой воспитанников;

-    составляет расписание учебных занятий и других видов учебной и воспитательной (в том числе культурно-досуговой) деятельности;

-    обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации;

-    оказывает помощь педагогам в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий;

-    участвует в комплектовании и принимает меры по сохранению контингента воспитанников;

-    участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, в организации повышения их квалификации и профессионального мастерства;

-    вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательной организацией;

- принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников образовательной организации;

-    принимает меры по оснащению кабинетов и групп современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению методических кабинетов учебно-методической, художественной и периодической литературой;

-    осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания воспитанников;

-    планирует и организует: образовательную работу, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, систему связей с социумом, систему контроля деятельности воспитателей, педагогов-специалистов и состояния образовательной работы в группах;

-    участвует совместно с заведующим в разработке программ развития, годового плана работы, досуговых, оздоровительных и других мероприятий в рамках реализуемой образовательной программы, пакета документов, необходимых для апробации и внедрения разрабатываемых программ (технологий);

-    корректирует планы образовательной работы с детьми и планы работы педагогов дополнительного образования в едином образовательном пространстве;

-    осуществляет контроль: выполнения образовательной программы, годового плана работы детского сада Центра дошкольного образования Черноморского флота, перспективных и календарных планов воспитателей и других педагогических работников, внедрения инновационной деятельности, состояния развивающей среды и сохранности методического обеспечения в группах, выполнения режима дня и соблюдения требований к гигиенической нагрузке на детей в организованных формах обучения, повышения профессионального мастерства и самообразования воспитателей и других педагогов, взаимодействия воспитателей с родителями (законными представителями);

-    повышает свою профессиональную квалификацию;

-    координирует работу подчиненных ему служб и структурных подразделений;

-    выполняет правила по охране труда и безопасности.

В соответствии с Типовым договором присмотра и ухода за детьми детскими садами Черноморского флота, который заключается Федеральным казенным учреждением «Управление Черноморского флота» в лице начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота с родителями детей, детский сад № 16, кроме прочих обязанностей по присмотру и уходу за ребенком, берет на себя обязанность начинать учебный год 01 сентября текущего года и заканчивать 31 мая следующего года; обеспечивать ребенку, в частности, укрепление физического и психического здоровья, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий, осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом развитии, развивающую предметную среду в групповых и других функциональных помещениях детского сада, способствующих развитию, в соответствии с ростом и возрастом ребенка и с учетом гигиенических и педагогических требований.

Приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года № 44-орг с 01 сентября 2019 года установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работников детских садов центра дошкольного образования Черноморского флота в количестве 28 календарных дней. Основаниями для издания приказа указаны Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и письмо начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 15 января 2019 года № 173/ТК/18.

В письме начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 15 января 2019 года № 173/ТК/18 указано, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966, включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ. Отсутствие лицензии не позволяет детскому саду иметь статус образовательной организации, вести образовательную деятельность. По этой причине детский сад имеет право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общего соблюдения ими личной гигиены и режима дня). Учитывая изложенное, действие постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года № 466 на работников детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота не распространяется.

Во исполнение указанного приказа начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года № 44-орг, к трудовому договору № 16 от 18 апреля 2014 года между Центром дошкольного образования Черноморского флота и Довгаль М.Л. заключено дополнительное соглашение № 211 от 25 июня 2019 года, в соответствии с которым пункт 5.1 договора изложен в следующей редакции: «Работнику устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Настоящее дополнительное соглашение распространяется на отношения, возникшие с 01 сентября 2019 года».

20 августа 2019 года внесены изменения в коллективный договор Центра дошкольного образования Черноморского флота, в соответствии с которыми из него исключен подпункт 8.14, предусматривающий продолжительность    ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительность 42 календарных дня следующим работникам: заведующей детским садом, заместителю заведующей детским садом, воспитателю, педагогу-психологу, инструктору по физический культуре, музыкальному руководителю, учителю-логопеду. Основанием для внесения указанных изменения указано решение, принятое на собрании Представителей коллективов 05 августа 2019 года.

Удовлетворяя исковые требования Довгаль М.Л., суд первой инстанции исходил из того, что она, являясь заместителем заведующего детским садом № 16 Центра дошкольного образования Черноморского флота, выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся, относится к преподавательскому составу организации, осуществляющей деятельность дошкольной образовательной организации, получает стимулирующую надбавку за выслугу лет как педагогический работник, а поэтому в соответствии с требованиями статьи 334 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», номенклатурой должностей педагогических работников организаций осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 года № 678, в которую включена должность заместителя заведующего, имеет право на удлиненный отпуск, продолжительностью 42 календарных дня.

Судебная коллегия согласиться с указанными выводами суда не может, в связи с неправильным применением судом норм материального права, что в силу положений п. п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.

Как установлено судом, Центр дошкольного и среднего образования Черноморского флота Российской Федерации является учреждением социального обслуживания, не имеющим лицензии на осуществление образовательной деятельности, и не осуществляет обучение находящихся в учреждении детей в соответствии с образовательными программами.

Частями первой и второй статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным кодексом.

Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (пункт 19 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым такой организацией (часть 6 статьи 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договор» установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению № 1 к этому приказу.

В силу частей первой и второй статьи 115 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно статье 334 Трудового кодекса Российской Федерации, педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска предусмотрены для замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей согласно Приложению.

Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». В названную номенклатуру должностей включена должность заместителя руководителя.

Согласно пункту 2 раздела IV «Организации, осуществляющие обучение» приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, работающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», составляет 56 дней.

Из приведенного выше правового регулирования следует, что педагогическим работникам, в том числе заместителям руководителя (согласно номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678), состоящим в трудовых отношениях с организацией социального обслуживания, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющим обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, устанавливается норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы, а также предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней.

Как установлено судом, Центр дошкольного и среднего образования Черноморского флота Российской Федерации, в трудовых отношениях с которым состоит Довгаль М.Л. в должности заместителя заведующего детского сада, является учреждением социального обслуживания, предназначенным для предоставления услуг исключительно по уходу и присмотру за детьми (организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общего соблюдения ими личной гигиены и режима дня). Центр дошкольного и среднего образования Черноморского флота Российской Федерации не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Ввиду того, что в силу приведенных выше нормативных положений право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска и сокращенную продолжительность рабочего времени имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с организацией социального обслуживания, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, вывод суда первой инстанции о том, что такое право связано с родом деятельности работника и не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Указанный вывод следует и из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 31.07.2017 № 81-кг17-9.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 05.05.2014 № 84-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, и филиалы иностранных образовательных организаций, которые указаны в частях 2 и 3 настоящей статьи и имели в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 1 января 2014 года право на осуществление образовательной деятельности, признаются имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам до получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, но не позднее чем до 1 сентября 2019 года.

Таким образом, переходный этап лицензирования образовательной деятельности в Республике Крым, на момент разрешения судом первой инстанции гражданского дела, завершился, а органы судебной власти не обладают полномочиями для продления указанного периода.

Кроме того, из материалов дела следует, что при рассмотрении дела суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований о признании недействительным дополнительного соглашения от 25 июня 2019 года № 211 к трудовому договору от 18 апреля 2014 года № 16, заключенного с истцом.

Между тем, решение суда о недействительности одного из условий трудового договора вынесено с существенным нарушением статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 2, 153, 166, 167, 181 Гражданского кодекса Российской Федерации и норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» в мотивировочной части решения суда должны быть указаны законы, которыми руководствовался суд при вынесении решения.

Признавая недействительным пункт 7.5 трудового договора с истцом, суд в решении в нарушение требований части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не указал нормы закона, которыми он при этом руководствовался.

Между тем, признание дополнительного соглашения от 25 июня 2019 года № 211 к трудовому договору от 18 апреля 2014 года № 16 недействительным не имеет материально-правового обоснования, поскольку нормами трудового законодательства возможность признания трудового договора (как в целом, так и в части) недействительным не предусмотрена в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений. Общие положения гражданского законодательства о недействительности сделок (ст. ст. 166 - 167 ГК РФ) к трудовым отношениям не применимы, поскольку трудовой договор не является сделкой, в том смысле, который этому понятию придается статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, при трудоустройстве возникают трудовые (ст. 5 ТК РФ), а не гражданские права и обязанности (ст. 2 ГК РФ), к отношениям по трудовому договору невозможно применить последствия недействительности гражданско-правовых сделок (ст. 167 ГК РФ) и возвратить стороны в первоначальное положение, существовавшее до заключения трудового договора, с возложением на каждую сторону обязанности возвратить друг другу все полученное по договору (определение Верховного Суда РФ от 14.12.2012 № 5-кг12-61).

Ввиду указанного, по основаниям, изложенным выше, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Довгаль М.Л.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

                                                                о п р е д е л и л а:

апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - удовлетворить.

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2020 года – отменить.

В удовлетворении исковых требований Довгаль Марины Львовны отказать в полном объеме.

Судьи:

33-8862/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Довгаль Марина Львовна
Ответчики
Центр дошкольного образования Черноморского флота
Министерство Обороны РФ
ФКУ «Управление Черноморского флота»
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Синани Александр Михайлович
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
05.10.2020Передача дела судье
17.11.2020Судебное заседание
03.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее