Дело № 2-4554/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«08» октября 2020 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Бесединой Е.А.,
при секретаре Веденеевой С.Е.
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он проходит военную службу по контракту, является ветераном боевых действий. С ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» он и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства по адресу воинской части: <адрес>. По договору найма специализированного жилого помещения с 2016 года с членами своей семьи истец проживает по адресу: <адрес>. Как ветерану боевых действий ему установлена и выплачивается мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов, предусмотренная п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» (с 2012 года до настоящего времени). С момента предоставления ему жилого помещения его семья проживает по указанному адресу, он ежемесячно оплачивает коммунальные услуги за указанное жилое помещение, на его имя открыт лицевой счет. Дети посещают общеобразовательную школу № г. Балашиха по месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением третьего ребенка (сына) истцом согласно ч. 4 ст.4 и ст. 15 Закона Московской области от 12 января 2006г. № «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» через сайт государственных услуг Московской области было отправлено заявление на установление ему ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг (с необходимыми документами). При этом, документы на выдачу удостоверения многодетной семьи также были направлены через сайт госуслуг и почтой в Управление социальной защиты населения г. Балашихи в марте 2020 года. 30.05.2020г. по его обращению Р№35471694 о компенсации Управлением было принято решение об отказе в компенсации по причине «Несоответствие категории заявителя кругу лиц, имеющих право на получение Государственной услуги». 04.06.2020г. истец получил решение об отказе по основанию отсутствия статуса многодетной семьи и проживание не по месту регистрации. Решение считает незаконным, нарушающим его права на своевременное получение установленных законом мер социальной поддержки.
Истец просит суд признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки для многодетной семьи по месту фактического проживания по адресу: <адрес> мая 2020 года; признать незаконным решение Министерства социального развития Московской области (в лице Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ему компенсации в размере 50 % расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; обязать Министерство социального развития <адрес> (в лице Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха) установить ему компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % по адресу фактического проживания с мая 2020 года (месяца подачи заявления и всех необходимых документов).
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против иска.
Выслушав участников судебного заседания, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец проходит военную службу по контракту, является ветераном боевых действий.
С ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» он и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства по адресу воинской части: <адрес>. По договору найма специализированного жилого помещения с 2016 года с членами своей семьи истец проживает по адресу: <адрес>.
Как ветерану боевых действий ему установлена и выплачивается мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов, предусмотренная п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» (с 2012 года до настоящего времени).
С момента предоставления ему жилого помещения его семья проживает по указанному адресу, он ежемесячно оплачивает коммунальные услуги за указанное жилое помещение, на его имя открыт лицевой счет. Дети посещают общеобразовательную школу № г. Балашиха по месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением третьего ребенка (сына) истцом согласно ч. 4 ст.4 и ст. 15 Закона Московской области от 12 января 2006г. № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» через сайт государственных услуг Московской области было отправлено заявление на установление ему ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг (с необходимыми документами). При этом, документы на выдачу удостоверения многодетной семьи также были направлены через сайт госуслуг и почтой в Управление социальной защиты населения г. Балашихи в марте 2020 года. 30.05.2020г. по его обращению Р№ о компенсации Управлением было принято решение об отказе в компенсации по причине «Несоответствие категории заявителя кругу лиц, имеющих право на получение Государственной услуги».
04.06.2020г. истец получил решение об отказе по основанию отсутствия статуса многодетной семьи и проживания не по месту регистрации.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд соглашается с доводами истца о том, что фактическое проживание по адресу: <адрес>, при наличии регистрации <адрес>, не является правомерным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Из материалов дела усматривается, что истец проживает в служебной квартире и несет расходы по оплате жилого помещения, что подтверждается представленным договором найма служебного жилого помещения и квитанциями.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Регистрация истца по адресу: <адрес> обусловлена прохождением военной службы по контракту и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих, п. 106 Административного регламента, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд также полагает обоснованным довод истца и о неправомерности отказа ответчика в части указания на отсутствие статуса многодетной семьи.
Так, ДД.ММ.ГГГГ истцом были поданы необходимые документы для получения удостоверения многодетной семьи. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ управление сообщило об одобрении его заявления, однако, по независящим от истца причинам, связанным с эпидемиологической обстановкой, оригиналы документов в МФЦ он смог представить только ДД.ММ.ГГГГ, так как ранее этого срока МФЦ прием населения не осуществлял, записаться по телефону не представлялось возможным. Управлением социальной защиты населения по г/о Балашиха прием населения не осуществлялся.
Согласно п. 4 приложения № 1 к постановлению Губернатора Московской области от 22 мая 2020 г. № 244-ПГ Министерству социального развития Московской области было предписано обеспечить оказание гражданам, соблюдающим режим самоизоляции в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, возможных мер адресной социальной помощи, в том числе с учетом их запросов, поступающих на «Горячую линию», приостановить на указанный период прием от граждан документов и сведений, необходимых для предоставления мер социальной поддержки, представляемых гражданами самостоятельно и которые не могут быть запрошены в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, подведомственных указанным органам. При этом не прекращать предоставление ранее назначенных мер поддержки в связи с приостановлением приема подтверждающих документов и сведений.
Кроме того, согласно п. 10 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017г. № 1082/46, документы, не представленные получателем (представителем), в случае, если они находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов самоуправления либо подведомственных государственным органам или органов местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, запрашиваются территориальными подразделениями Министерства или многофункциональными центрами в рамках межведомственного взаимодействия в установленные законодательством Российской Федерации сроки.
Учитывая представление истцом всех необходимых документов для получения удостоверения в марте 2020 года, невыдача удостоверения по независящим от истца причинам, не может служить основанием для лишения его права, установленного законом на своевременное получение установленных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований не имеется в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ФИО1 совместно с членами его семьи состоит на учете в Управлении социальной защиты на населения по г/о Балашиха в качестве льготной категории - ветеран боевых действий, с ДД.ММ.ГГГГ. пользуется мерами социальной поддержки по месту фактического проживания по адресу: <адрес>, предусмотренными законодательством, по оплате жилого помещения.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, жертв политических репрессий.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22). Одновременно с этим в пункте 3 статьи 13 этого же Федерального закона установлено требование, согласно которому при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.
Согласно ст. 15 Закона Московской области от 12.01.2006г. № 1/2006 –ФЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований по выбору многодетной семьи.
В системном толковании положения названных выше законов и федеральных законов не предусматривают возможность получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.
Правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как позволяющее выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки для многодетной семьи по месту него фактического проживания по адресу: <адрес> мая 2020 года; признании незаконным решения Министерства социального развития Московской области (в лице Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении компенсации в размере 50 % расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; обязании Министерства социального развития Московской области (в лице Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха) установить компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % по адресу фактического проживания с мая 2020 года (месяца подачи заявления и всех необходимых документов), отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Балашихинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья: Е.А. Беседина
Решение окончательной форме принято 21.10.2020г.
___________