Дело № 2-991/2022
УИД 44RS0001-01-2021-010021-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2022 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при ведении протокола помощником судьи Зотовой Н.Е., с участием помощника прокурора Медведева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района Костромской области в интересах Сорожкиной И.В. к департаменту здравоохранения Костромской области возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,
установил:
Прокурор Костромского района Костромской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Сорожкиной И.В., обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. В обоснование требований указал, что прокуратурой Костромского района по обращению Сорожкиной И.В. проведена проверка соблюдения законодательства о лекарственном обеспечении, в ходе которой установлено, что Сорожкина И.В., <дата> года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, включена в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение социальных услуг в связи с наличием заболевания «сахарный диабет 2 типа», состоит на учете у врача ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 2». 19 октября 2021 года Сорожкиной И.В. назначены препараты ..., выданы рецепты №, №, №, которые впоследствии предъявлены в аптеку «Губернская». В ходе проверки установлено, что Сорожкина И.В. указанными лекарственными препаратами не обеспечена, что подтверждается обращением в прокуратуру района, сведениями ГУП «КОАБ» из журналов рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, копиями рецептов. Таким образом, обеспечение Сорожкиной И.В. вышеуказанными лекарственными препаратами надлежащим образом не организовано, что влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно. С учетом изложенного прокурор Костромского района Костромской области просит возложить на департамент здравоохранения Костромской области обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Сорожкину И.В., <дата> года рождения, лекарственными препаратами ... по медицинским показаниям в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Костромского района Медведев В.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Ссылаясь на то, что не обеспечение материального истца лекарственными препаратами ставит под угрозу ее жизнь и здоровье, просил обратить решение суда к немедленному исполнению.
Материальный истец Сорожкина И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным перечнем диабет определен в качестве заболевания, при амбулаторном лечении которого по рецептам врачей бесплатно отпускаются все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Перечень категорий заболеваний при лечении которых лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания предоставляются бесплатно за счет средств регионального бюджета Костромской области, утвержден приказом департамента здравоохранения Костромской области от 21 июня 2017 года № 353 «О порядке информационного обмена в системе обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания граждан в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального и регионального бюджетов на территории Костромской области». В соответствии с этим перечнем диабет сахарный определен в качестве заболевания, при лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики предоставляются бесплатно.
Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 20 декабря 2018 года № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее – Порядок).
В соответствии с пунктами 1.3.6, 1.5, 2.1 Порядка под региональными льготниками понимаются жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета).
Медицинская организация, к которой федеральный и региональный льготник прикреплен для получения амбулаторно-поликлинической помощи, осуществляет выписывание рецептов.
Выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, который формируется департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками (п. 2.4 Порядка).
Согласно п. 2.7 Порядка отпуск лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания федеральным и региональным льготникам осуществляет уполномоченная медицинская организация (определяемая ежегодно на основании заключения государственных контрактов) через собственные и/или привлечение на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска).
Уполномоченная фармацевтическая организация обеспечивает наличие в аптечной организации (пунктах отпуска) необходимого ассортимента и количества лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания в соответствии заявкам медицинской организации и разнарядками департамента.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сорожкина И.В., <дата> года рождения, является инвалидом № группы по общему заболеванию, состоит на учете в ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 2» с диагнозами «сахарный диабет 2 типа», ..., включена в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение социальных услуг.
Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти.
Сорожкина И.В. страдает заболеванием, входящим в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В силу этого истец должна быть обеспечена лекарственными средствами в необходимом размере.
Судом установлено, что врачом ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 2» Сорожкиной И.В. в связи с имеющимся у нее заболеванием назначены препараты ....
19 октября 2021 года Сорожкиной И.В. выданы рецепты №, №, №, которые предъявлены в аптеку «Губернская».
Сорожкина И.В. указанными лекарственными препаратами по рецептам от 19 октября 2021 года не обеспечена.
Таким образом, в 2021 году Сорожкина И.В. в необходимом объеме лекарственными препаратами обеспечена не была.
Согласно части 3 статьи 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ«О государственной социальной помощи»).
В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В разделе пятом указанной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505.
Постановлением администрации Костромской области от 29 декабря 2020 года № 648-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
В соответствии с пунктом 36 Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение расходов по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Аналогичные положения установлены постановлением администрации Костромской области от 27 декабря 2021 года № 639-а, которым утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года № 546, департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.
Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 20 декабря 2018 года № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее – Порядок).
В соответствии с пунктами 1.3.5, 1.4.5 Порядка под федеральными льготниками понимаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального бюджета имеют федеральные льготники, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Принимая во внимание, что ходе судебного разбирательства факт того, что Сорожкина И.В. в необходимом объеме лекарственными препаратами ... не обеспечена, нашел свое подтверждение, суд приходит к выводу о том, что невыполнение департаментом здравоохранения Костромской области, как органом исполнительной власти Костромской области, проводящем государственную политику и осуществляющем управление в сфере здравоохранения, возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
В этой связи, учитывая, что Сорожкина И.В. вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения, что назначенные истцу лекарственные препараты необходимы ей в связи с имеющимся у нее заболеванием, суд полагает, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований прокурора Костромского района Костромской области и возложения на ответчика обязанности обеспечить Сорожкину И.В. лекарственными препаратами ... в соответствии с медицинскими назначениями в полном объеме.
В силу статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С учетом того, что судом установлен факт нарушения прав истца на своевременное обеспечение лекарственными препаратами, что может привести к ухудшению состояния ее здоровья, с учетом заявленного представителем прокуратуры ходатайства, суд считает возможным обратить данное решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Костромского района Костромской области в интересах Сорожкиной И.В. удовлетворить.
Обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Сорожкину И.В., <дата> года рождения, лекарственными препаратами ... по медицинским показаниям в полном объеме.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья М.В. Сопачева
Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2022 года.