Решение по делу № 2-859/2019 от 04.03.2019

68RS0002-01-2019-000656-59 Дело № 2-859/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2019 года г.Тамбов

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Емельяновой Н.В.,

при секретаре Клемешовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трифонова Станислава Ивановича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Трифонов С.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о взыскании суммы недополученной пенсии, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указал, что является получателем страховой пенсии по старости. С 2009г. является председателем ТСЖ «***», однако вознаграждение за занимаемую должность он не получает, отчетность, предоставляемая товариществом «нулевая». С 01.01.2016г. в трудовых отношениях не состоит, иных источников дохода, кроме пенсии, не имеет. В соответствии с требованиями Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", неработающим гражданам предусмотрена индексация пенсии, однако в отношении него данные требования законодательства ответчиком применены не были.

С января 2019г. индексация страховой пенсии Трифонову С.И. не производится по причине того, что, по мнению ответчика, он является работающим пенсионером. Считает, что требование ответчика о предоставлении отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету по формам «СЗВ-М» и «СЗВ-Стаж» от неработающих лиц противоречит действующему законодательству, поскольку такие сведения предоставляются работодателем только в отношении работающих граждан, коим он не является. В связи с чем с учетом изменений и дополнений к иску просил суд обязать ответчика отменить предоставление страхователями форм СЗВ-М и СЗВ-стаж на лиц, не являющихся застрахованными и за которых не уплачиваются страховые взносы, взыскать недополученную часть страховой пенсии за период с 01.01.2019 по 01.04.2019 в размере 2513,01 руб, а также компенсацию морального вреда в таком же размере.

С учетом заявления об уточнении исковых требований, принимая во внимание, что 01.04.2019г. ответчиком его пенсия проиндексирована на 7,05%, выплачена сумма индексации за период с 01.01.2019, исковые требования в части взыскания с ответчика недополученной пенсии не поддержал. В последующем представил в суд заявление об отказе от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности произвести индексацию размера пенсии с 01.01.2019г., а также возложении на ответчика обязанности об отмене требования о предоставлении страхователями отчетности по формам «СЗВ-М» и «СЗВ-Стаж». Производство по делу в данной части просил прекратить в связи с отказом от иска.

Определением суда от 03.06.2019 производство по делу в указанной части было прекращено.

В обоснование требований о компенсации морального вреда в судебном заседании указал, что ответчик в отношении него допустил неправомерное бездействие, которое выразилось в задержке выплаты ему пенсии в соответствии с требованиями Федерального закона от3 октября 2018 г. N 350-ФЗ. Индексация была произвела хоть и за период с 01.01.2019г., но только в апреле 2019г. В связи с этим ему пришлось обращаться в суд с настоящими исковыми требованиями, что вызвало е него негативные переживания, ухудшение состояние здоровья.

Представитель ответчика в судебном заседании просил оставить исковые требования Трифонова С.И. без удовлетворения. В обоснование своих возражений указал, что законодательство предусматривает различный порядок индексации пенсии для работающих и неработающих граждан. Нормы Федерального закона 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ предусматривают индексацию фиксированной части страховой пенсии для неработающих граждан с 01.01.2019. Для граждан работающих порядок индексации предусмотрен п.3 ч.2 ст.18 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Такой порядок перерасчета пенсии в отношении истца применялся до 2019года

В отношении работающих граждан перерасчет пенсии производится на основании сведений, предоставляемых страхователями по форма СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

Согласно требованиям Федерального закона 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013года N400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации.

До января 2019 года в отношении Трифонова С.И. страхователем предоставлялись установленные формы, свидетельствующие о том, что он является работающим лицом, что лишало пенсионный орган самостоятельно в беззаявительном порядке произвести ему перерасчет пенсии с 01.01.2019.

07.02.2019г. за Трифонова С.И. страхователем были представлены указанные сведения за декабрь 2018г., в связи с чем по данным пенсионного органа на декабрь 2018г. он значился работающим лицом.

Ввиду того, что после февраля 2019г. о нем как о застрахованном лице в пенсионный орган сведения не направлялись, в марте 2019г. пенсионный орган установил право Трифонова С.И. на индексацию страховой части пенсии в соответствии с Федеральным законом 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ, в связи с чем такая индексация ему была произведена за весь период с января по апрель 2019 г. и выплачена 01.01.2019г. в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором установлено его право на такой перерасчет.

Учитывая изложенное, полагает, что никаких нарушений законодательства в отношении истца со стороны УПФР (ГУ) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области допущено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда не имеется.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в силу следующего.

В силу ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с ч. 1 и ч.2 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда; лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Нормы ст. 1099 ГК РФ предусматривают, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

в иных случаях, предусмотренных законом.

Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом; вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Исходя из системного толкования указанных норм закона, возможность компенсации морального вреда вследствие нарушения имущественных прав наступает когда есть на этот счет специальное указание закона, либо в случае предоставления доказательств причинения потерпевшему нравственных или физических страданий.

Таким образом, основанием к удовлетворению исковых требований о взыскании морального вреда является установление факта нарушения личных неимущественных прав истца или других нематериальных благ и наличие причинно-следственной связи между таким нарушением и неправомерными действиями (бездействием) ответчика.

Отсутствие хотя бы одного из названных условий влечет исключение ответственности в виде взыскания убытков (возмещения ущерба).

Трифоновым С.И. заявлен настоящий иск в связи с нарушением его пенсионных прав, которые являются имущественными правами, а возможности компенсации морального вреда нормами пенсионного законодательства не предусмотрено.

Данный вывод основан на пункте 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом, а также разъяснениям, данным в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11декабря 2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".

По смыслу ст. 1064 ГК РФ потерпевший представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, его, размер наличие причинной связи между вредом и противоправностью поведения причинителя вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Понятие страховой пенсии установлено в ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом,

фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам устанавливается в сумме 4982рубля 90 копеек в месяц (ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 420-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О страховых пенсиях", внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии").

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 1 января 2019года устанавливается в сумме, равной 5334 рублям 19 копейкам

Обосновывая свои требования о компенсации морального вреда истец указывает на то, что ему несвоевременно ответчиком была произведена выплата фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере. Так в отношении него данная выплата была произведена 01.04.2019, а не 01.01.2019, в связи с чем ему были причинены нравственные страдания.

С данными доводами истца суд согласиться не может.

Так, из содержания ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 420-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О страховых пенсиях", внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии" следует, что положения статей 4 и 5 настоящего Федерального закона не применяются при выплате страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15декабря 2001года N167-ФЗ "Обобязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Согласно п.3 ч.2 ст.18 Федерального закона "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Таким образом, доводы представителя ответчика в судебном заседании относительно того, что нормами действующего законодательства установлен различный порядок перерасчета размера пенсии для пенсионеров, осуществляющих деятельность, подпадающую под нормы Федерального закона от 15декабря 2001года N167-ФЗ "Обобязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и для неработающих пенсионеров основаны на нормах законодательства.

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011года N63-ФЗ "Об электронной подписи".

Из вышеприведенной нормы следует, что обязанность подтвердить завершение рудовых или гражданско-правовых отношений лежит на страхователе либо на самом застрахованном лице.

Как следует из представленных в материалы дела сведений ответчиком, в УПФР (ГУ) по г. Тамбову и Тамбовскому району Тамбовской области 07.02.2019 в отношении Трифонова С.И. были представлены сведения как о лице, осуществляющих деятельность, подпадающую под нормы Федерального закона от 15декабря 2001года N167-ФЗ в декабре 2018 г.. аналогичные сведения предоставлялись страхователем в отношении истца и за иные периоды 2018 года.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности осуществляется с 1 января 2019года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть с 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Таким образом, на 01.01.2019 в УПФР (ГУ) по г. Тамбову и Тамбовскому району Тамбовской области в пенсионном деле истца отсутствовала необходимая информация, дающая возможность применения в отношении него положений Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ об увеличении фиксированной выплаты к страховой пенсии. Только отсутствие в марте 2019 сведений о Трифонове С.И. как о застрахованном лице послужило основанием для применения к нему положений Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ.

Указанные перерасчет был правомерно произведен 01.04.2019, то есть в первый день месяца, следующего за месяцем в котором возникли основания для такого перерасчета, поскольку только по результатам предоставляемых страхователями сведений было установлено, что истец с 01.01.2019 перестал являться лицом, подлежащим обязательному пенсионному страхованию.

Кроме того, из содержания приведенных выше норм права следует, что без заявления пенсионера такой перерасчет мог быть произведен пенсионным органом в срок до 01.09.2019.

Перерасчет размера пенсии и ее выплата были произведены истцу с 01.01.2019, в связи с чем нарушений действующего законодательства в отношении истца со стороны ответчика судом не установлено.

Кроме того, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом в судебное заседание не представлено каких-либо относимых и допустимых доказательств, подтверждающих ухудшение его здоровья. Так же суд учитывает, что само по себе ухудшение самочувствия истца не свидетельствует о том, что оно произошло именно в результате получения пенсии в повышенном размере не 01.01.2019, а 01.04.2019.

Само по себе обращение гражданина в суд не свидетельствует о причинении ему моральных и нравственных страданий, поскольку данный способ защиты прав избирается лицом самостоятельно.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом не установлена совокупность обстоятельств, которые в силу норм действующего законодательства являются обязательными для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Трифонова Станислава Ивановича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В.Емельянова

Решение суда в окончательной форме принято 06.06.2019

Судья: Н.В.Емельянова

2-859/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Трифонов Станислав Иванович
Ответчики
УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбов
Дело на странице суда
sud24.tmb.sudrf.ru
08.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее