Решение от 29.03.2021 по делу № 2-1879/2021 от 10.03.2021

Дело                     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург                      29 марта 2021 года

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Воробьевой И.А.

с участием прокурора ФИО3

при секретаре ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора Санкт-Петербурга обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО1, рождения ДД.ММ.ГГГГ, к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом. В обоснование заявленного иска прокурор указал, что ребенок страдает редким (орфанным) заболеванием <данные изъяты> является инвалидом.

Согласно решения консилиума врачей от ДД.ММ.ГГГГ клиники «НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. ФИО5» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Первый Санкт-петербургский Государственный медицинский университет им.ФИО6Павлова» (ФГБОУ ВПО ПСПбГМУ им.ФИО6Павлова), ФИО1 в связи с указанным заболеванием по жизненным показаниям определена потребность в лекарственном препарате «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta), незарегистрированном на территории Российской Федерации. Решением врачебной комиссии клиники «НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. ФИО5» ФГБОУ ВПО ПСПбГМУ им.ФИО6Павлова, ФИО1 назначено лекарственное средство «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta) на курс терапии в объеме 20 флаконов в дозировке 4,5 мг\мл. Аналогичные решения были приняты врачебным консилиумом СПБ ГБУЗ «Клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (окологический)» от ДД.ММ.ГГГГ, врачебной комиссией СПБ ГБУЗ «Детская городская поликлиника » от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения РФ дано разрешение на ввоз указанного препарата на территорию Российской Федерации для оказания медицинской помощи Ваганому ФИО1. 8 флаконов были приобретены за счет благотворительных средств, однако до настоящего времени данный пациент не обеспечен указанным лекарственным препаратом, в связи с чем прокурор просит обязать ответчика обязать организовать обеспечение 12 флаконов указанного лекарственного средства.

К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Комитет финансов Правительства Санкт-Петербурга, ФГБОУ ВПО ПСПбГМУ им.ФИО6Павлова, СПБ ГБУЗ «Клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (окологический)».

Прокурор в судебное заседание явился, требования иска поддержал, просил удовлетворить.

Законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 – его отец ФИО8 в судебное заседание явился, требования иска поддерживает.

Представитель ответчика – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, ранее представлял письменные возражения на иск.

Третье лицо - Комитетов финансов Правительства Санкт-Петербурга извещено надлежащим образом, в суд представителя не направил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Третьи лица- ФГБОУ ВПО ПСПбГМУ им.ФИО6Павлова, СПБ ГБУЗ «Клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (окологический)» извещены надлежащим образом, в суд представителя не направили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что требования искового заявления подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.

В соответствие со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий граждан » лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перечень которых утвержден федеральным законодательством, отпускаются бесплатно по рецептам, выписанным врачами при амбулаторном лечении.

В соответствие с «Положением о Комитете по здравоохранению», утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ , Комитет, в порядке предусмотренном федеральным законодательством организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, организует обеспечение населения закупленными по государственными контрактам лекарственными средствами.

Таким образом, обеспечение гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации – Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 816-О-О, право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага.

Абзацем 3 ч.2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020,2021гг, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , определено, что территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать обеспечение лекарственными препаратами в рамках постановления Правительства РФ от 30. 07.1994 г «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам бесплатно или с 50-% скидкой».

Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2020 года и плановый период 2021 и 2022 гг.» (Территориальная программа) утвержден Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Установлено, что несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием - «<данные изъяты> является ребенком- инвалидом. Ему в связи с данным заболеванием показано применение препарата «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta).

Указанный препарат не включен в «Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности», утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента" (вместе с "Правилами ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента"). Стандарт оказания медицинской помощи детям, страдающим заболеванием «<данные изъяты>высокий риск) не разработан.

Из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Таким образом, суд полагает, что действующие нормы права указывают на приоритет обеспечения ребенка-инвалида лекарственными средствами в том случае, если причиной такой инвалидности явилось жизнеугрожающее и хроническое прогрессирующее редкое (орфанное) заболевание. Данная позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29-КГ19-1, указавшей на обязательность «применения во взаимосвязи норм действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также норм международного права - Конвенции о правах ребенка и Конвенции о правах инвалидов, устанавливающих, что государствами - участниками Конвенций, к которым относится и Российская Федерация, принимаются все необходимые меры для обеспечения детям права на жизнь и на охрану здоровья, первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка-инвалида».

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Согласно «Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям", утвержденного
приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В силу ч.4 ст. 48 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ, консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

В настоящем случае указанный лекарственный препарат не входит в соответствующий стандарт медицинской помощи, однако его назначение допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) на основе соответствующего решения консилиума. Данный факт не оспаривается участниками дела.

Суду предоставлены протоколы ДД.ММ.ГГГГ клиники «НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. ФИО5» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Первый Санкт-петербургский Государственный медицинский университет им.ФИО6Павлова» (ФГБОУ ВПО ПСПбГМУ им.ФИО6Павлова), СПБ ГБУЗ «Клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (окологический)» от ДД.ММ.ГГГГ, врачебной комиссии СПБ ГБУЗ «Детская городская поликлиника » от ДД.ММ.ГГГГ, которыми была определена потребность ФИО1 в лекарственном препарате «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta) и назначено лекарственное средство «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta) на курс терапии в объеме 20 флаконов в дозировке 4,5 мг\мл. Решения данных консилиумов, принятых федеральным специализированным медицинским учреждением, специализированным онкологическим учреждением Санкт-Петербурга а также решение врачебной комиссии поликлинического учреждения, являются актуальными, на их основе ребенку проводится соответствующее лечение.

Довод ответчика о том, что в настоящем случае «не имеется решения консилиума надлежащего федерального учреждения», поскольку ФГБОУ ВПО ПСПб ГМУ им.ФИО6Павлова «не включено в Перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 872 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля", суд находит ошибочным. Делая данный вывод, суд оценивает следующее:

Действительно названным выше постановлением Правительства РФ был утвержден Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений. Вместе с тем, как усматривается из последующего Письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ -ВС, давшего методические разъяснения в этом вопросе, «федеральное медицинское учреждение» это не только учреждение, включенное в названный Перечень, но и федеральное учреждение, включенное в Перечень подведомственных Росздраву федеральных государственных учреждений, утвержденный распоряжением Правительства РФ - р от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку впоследствии распоряжение Правительства РФ - р от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу, вместо него является действующим распоряжение Правительства РФ -р от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившее аналогичный перечень учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России. Согласно распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ, к федеральным специализированным медицинским учреждениям отнесены «федеральные учреждения медицинского образования», в том числе и Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. ФИО6Павлова (в настоящее время - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский Государственный медицинский университет им.ФИО6Павлова» (ФГБОУ ВПО ПСПб ГМУ им.ФИО6Павлова). Таким образом, суд полагает, что первоначально принятый перечень был расширен, что не было учтено ответчиком. Противоположная позиция, по мнению суда, фактически привела бы к необоснованному ограничению числа федеральных специализированных медицинских учреждений и, как следствие, к сокращению доступности медицинской помощи, оказываемой на федеральном уровне.

Ссылка ответчика на то, что протокол консилиума ФГБОУ ВПО ПСПб ГМУ им. ФИО6Павлова подписан не ректором, а руководителем медицинского клинического структурного подразделения Университета, по мнению суда, не учитывает особенность ФГБОУ ВПО ПСПб ГМУ им.ФИО6Павлова как и медицинского, так и образовательного учреждения, установленную Уставом этой организации. При этом суд оценивает, что, в силу п.6.1 названного Устава, медицинская деятельность Университета осуществляется на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности именно на базе структурных подразделений Университета.

Довод представителя ответчика о том, что указанные консилиумы и комиссия приняли решение не о «назначении» указанного лекарственного препарата, а о том что «ребенок нуждается по жизненным показаниям» в указанном препарате, в связи с чем лекарственное средство «не может быть закуплено», по мнению суда не опровергает нуждаемость ребенка- инвалида в данном лекарственном средстве и относится к оформлению документации, ответственность за которую несут медицинские учреждения. Кроме того, суд учитывает, что принятое решение по своей смысловой нагрузке идентично понятию «назначение лекарственного препарата». Протоколов медицинских консилиумом или комиссий, которыми было бы принято решение о том, что спорный препарат противопоказан или не может быть назначен ФИО1, не имеется (что не отрицается участниками процесса, в том числе и представителем ответчика). Более того, согласно ответа СПБ ГБУЗ «Клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический)» от ДД.ММ.ГГГГ ребенку уже проведен первый курс иммунотерапии данным препаратом и ему показано продолжение такой терапии (3 курса).

Суд критически оценивает довод ответчика о том, что «препятствием к обеспечению лекарством является необходимость его введения в стационарных условиях». При этом, суд учитывает, что обеспечение данным лекарственным препаратом за счет стационара в настоящее время не производится (что участники процесса не отрицают), в связи с чем акая позиция ответчика фактически приведет к лишению ребенка-инвалида жизненно необходимой и единственно возможной медицинской помощи. Кроме того, суд учитывает, что способ введения препарата сам по себе не является предметом данного спора.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, имеются основания для обеспечения несовершеннолетнего ФИО1 названным препаратом «Динутиксимаб бета» (Dinutuximab beta). Поскольку обеспечение указанным лекарственным препаратом несовершеннолетнего ребенка- инвалида, проживающего в Санкт-Петербурге, не было проведено, то ответчик обязан в кратчайшие сроки, с учетом тяжести последствий указанного заболевания, организовать обеспечение ФИО1 указанным препаратом.

Суд учитывает пояснения прокурора, а также законного представителя несовершеннолетнего ФИО1 – его отца ФИО8, из которых усматривается, что ребенку, согласно решений консилиумов необходим курс лечения указанным препаратом в количестве 20 флаконов препарата. В настоящее время за счет благотворительных средств уже приобретено 8 флаконов, однако 12 флаконов не обеспечены, что ставит под угрозу проводимое лечение. Каких-либо противопоказаний у ребенка в отношении препарата не выявлено. В связи с этим, суд полагает, что ответчик обязан организовать закупку и обеспечение недостающих 12 флаконов лекарственного средства «Динутуксимаб бета» на курс терапии несовершеннолетнему ФИО1 в дозировке 4,5 мг\мл.

Суд, на основании ст. 212 ГПК РФ, с учетом ходатайства прокурора и законного представителя несовершеннолетнего ребенка- ФИО7, а также принимая во внимание необходимость срочного применения указанного лекарственного средства, отсутствие которого ставит жизнь и здоровья ребенка под угрозу, полагает возможным настоящее решение обратить к немедленному исполнению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 197- 199, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 12 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 4,5 ░░\░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░:        

2-1879/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Заместитель прокурора СПб
Ответчики
Комитет по здравоохранению
Другие
Комитет Финансов СПб
СПб ГБУЗ "Клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический)"
Суд
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Воробьева И. А.
Дело на сайте суда
kbs.spb.sudrf.ru
10.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2021Передача материалов судье
12.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2021Судебное заседание
24.03.2021Судебное заседание
29.03.2021Судебное заседание
05.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2021Дело оформлено
29.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее