дело 2-2558/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Серпухов
07 декабря 2017 года
Серпуховский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Коляды? В.А.,
при секретаре судебного заседания Тарасовой Т.И.,
с участием:
истца Климовой Т.Ю.,
представителя ответчика Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ №11 по г.Москве и Московской области» - Поповой Л.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климовой Т. Ю. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ №11 по г.Москве и Московской области» о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии,
установил:
Истец Климова Т.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ №11 по г.Москве и Московской области» и просит включить в специальный стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости период с 10.11.2008 года по 24.11.2011 года в должности медицинской сестры стоматологического кабинета ООО «Авиценна», с 25.11.2011 года по 28.05.2012 года в должности медицинского работника ЗАО «ДИКСИ Логистик», с 26.02.2008 года по 23.05.2008 года и с 16.01.2013 года по 18.02.2013 года (периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью и обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ №11 по г.Москве и Московской области» назначить страховую пенсию по старости с 16.03.2017 года. Свои требования мотивирует тем, что она обратилась в пенсионный отдел с заявлением о назначении ей досрочной пенсии, ей было отказано, в общий стаж работы не включены спорные периоды. Считает, что спорные периоды должны был быть включены в её стаж. Ответчик не включил в специальный стаж период работы в должности медицинской сестры стоматологического кабинета ООО «Авиценна», в должности медицинского работника ЗАО «ДИКСИ Логистик», мотивируя свой отказ тем, что о льготах в Пенсионный фонд работодатель не заявлял и документы на проверку не предоставлялись. Работая медицинской сестрой она выполняла все санитарные требования и функциональные обязанности, согласно своей должности. Считает данный отказ Пенсионного фонда незаконным и необоснованным, поскольку осуществляла лечебную деятельность. Ответчик также не включил в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации. На курсы повышения квалификации в указанные периоды истец направлялась работодателем и оплачивались они работодателем. Считает данный отказ Пенсионного фонда необоснованным.
В судебном заседании истец Климова Т.Ю. на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ №11 по г.Москве и Московской области» - Попова Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что периоды работ в должности медицинской сестры стоматологического кабинета ООО «Авиценна», с 25.11.2011 года по 28.05.2012 года в должности медицинского работника ЗАО «ДИКСИ Логистик» включить не представляется возможным для зачета в специальный стаж работы, дающий на досрочное пенсионное обеспечение. Списками и Правилами такие учреждения не предусмотрены. Общества являются коммерческими организациями. У управления нет права самим расширять Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ, а также и устанавливать тождественность учреждений, не предусмотренных в данных Списках. В период нахождения на курсах повышения квалификации истец не работала постоянно в течение полного рабочего дня, в связи с чем эти периоды не могут быть включены в специальный стаж для назначения пенсии.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что спорными являются периоды работы Климовой Т.Ю. с 10.11.2008 года по 24.11.2011 года в должности медицинской сестры стоматологического кабинета ООО «Авиценна», с 25.11.2011 года по 28.05.2012 года в должности медицинского работника ЗАО «ДИКСИ Логистик», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.02.2008 года по 23.05.2008 года и с 16.01.2013 года по 18.02.2013 года.
16.03.2017 года истец Климова Т.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью. Протоколом в назначении пенсии ей было отказано по тем мотивам, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии у неё не имеется из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет.
В соответствии со статьёй 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы, деятельности и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Суд считает, что периоды работы истца Климовой Т.Ю. с 10.11.2008 года по 24.11.2011 года в должности медицинской сестры стоматологического кабинета ООО «Авиценна», с 25.11.2011 года по 28.05.2012 года в должности медицинского работника ЗАО «ДИКСИ Логистик» следует признать периодом работы, дающим право для назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.
В указанном Списке в качестве должностей и учреждений, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, поименована должность «медицинская сестра» и не указаны такие учреждения, как ООО «Авиценна», ЗАО «ДИКСИ Логистик».
Представленная в дело лицензия, выданная ООО «Авиценна» на осуществление медицинской деятельности имела место в спорный период времени работы истца в должности медицинской сестры. В материалы дела представлена лицензия на осуществление медицинской деятельности, выданная Министерством здравоохранения Московской области ООО «Авиценна». Согласно сообщения ЗАО «ДИКСИ Юг» в суд (л.д.97) сведений о наличии медицинской лицензии в период с 25.11.2011 года по 28.05.2012 год предоставить общество не может, так как не сохранился архив документов обособленного подразделения «Чехов» после его ликвидации. Суд отмечает, что ответчик по настоящему делу не представил доказательств того, что у работодателя истца на тот период времени отсутствовала соответствующая медицинская лицензия. Медицинский работник при подаче документов в пенсионный отдел для назначения пенсии такие документы предоставлять не обязан, а ответчик в данном случае в своём отказе и не ссылается на то, что у ЗАО «Дикси Логистик» такая лицензия отсутствовала (отказ мотивирован тем, что работодатель не относится к медицинским учреждениям здравоохранения).
Оценив представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о включении истцу в специальный стаж спорный период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указывая на то, что у работодателя имелась лицензия на осуществление медицинской деятельностью и истец осуществлял деятельность по охране здоровья в качестве медицинской сестры.
Суд руководствуется неоднократно высказанной позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же должностях по своим функциональным обязанностям и по одним и тем же профессиям.
То обстоятельство, в чьём ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьёй 39 Конституции Российской Федерации. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности.
Право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены постановлением Правительства РФ N781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
Работники негосударственных организаций, в том числе медицинские работники других медицинских учреждений, не относящиеся к государственным или муниципальным, имеют право на государственной пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных медицинских учреждений.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании регламентированы Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По общим правилам предоставления сведений о застрахованных лицах, установленным статьями 8, 15 названного Закона, обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах в сроки, установленные статьёй 11 данного Закона, возложена на страхователя, то есть на работодателя.
С учетом вышеприведенных норм закона, доводы о том, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении истца за спорные периоды не содержат информации об особых условиях труда, не может быть принята во внимание как обстоятельство, исключающее возможность включения указанных периодов в стаж лечебной деятельности истца. Кроме того, невыполнение страхователем своих обязанностей не может повлечь для застрахованного работника неблагоприятные последствия.
Довод ответчика о том, что списки расширительному толкованию не подлежат, основаны на разъяснении органов Пенсионного фонда РФ. Однако при удовлетворении требований истца, суд не принимал попытку расширить перечень учреждений, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, а руководствуется фактическими обстоятельствами дела.
Доводы представителя ответчика о том, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не могут быть включены в выслугу лет, суд считает необоснованными.
В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.
Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Согласно ст. 69 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.73 данного федерального закона медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласност. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Из материалов дела следует, что в периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации за ней сохранялась заработная плата. Таким образом, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.
В соответствии с Правилами исчисления выслуги, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, среднему медицинскому персоналу, работавшему в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. Факт работы истца в должности и структурном подразделении, предусмотренном вышеуказанным Приложением, представителем ответчика не оспаривается.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. В случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы, обратившемуся за пенсией дается разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения считается день подачи заявления.
С заявлением о назначении пенсии истец обратилась 16.03.2017 года. Суд считает, что пенсию истице следует назначить с того дня, когда у неё возникло право на назначение пенсии с учётом заявленных периодов.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Включить периоды работы Климовой Т. Ю.
с 10.11.2008 года по 24.11.2011 года в должности медицинской сестры стоматологического кабинета ООО «Авиценна»,
с 25.11.2011 года по 28.05.2012 года в должности медицинского работника ЗАО «ДИКСИ Логистик»,
с 26.02.2008 года по 23.05.2008 года и с 16.01.2013 года по 18.02.2013 года (периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ №11 по г.Москве и Московской области» назначить Климовой Т. Ю. страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 16.03.2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Серпуховский городской суд.
Председательствующий В.А. Коляда?
Мотивированное решение суда изготовлено 18 декабря 2017 года.
Председательствующий В.А. Коляда?