Дело № 11-4/14/2021 Мировой судья
(<данные изъяты>) Блинова Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 мая 2021 года пгт Пижанка
Советский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Николиной Н.С.,
при секретаре судебного заседания Бояринцевой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 34 Советского судебного района Кировской области от 16.03.2021 по иску прокурора Пижанского района в интересах Полушиной Л.В. к министерству финансов Кировской области и КОГБУЗ «Пижанская ЦРБ» о взыскании расходов, понесенных на оплату отопления и электроснабжения, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Пижанского района в интересах Полушиной Л.В. удовлетворить.
Взыскать с министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Полушиной Л.В. расходы, понесенные на оплату отопления и электроснабжения, в размере 16 673 рубля 84 копейки.
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Пижанского района Кировской области, действующий в интересах Полушиной Л.В., обратился к мировому судье с иском к министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Пижанская ЦРБ».
В обоснование заявленных требований указал, что Полушина Л.В. работает в КОГБУЗ «Пижанская ЦРБ» с 1990 года в должности медицинской сестры. В соответствии с ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (действовавших до 01.01.2012), Полушина Л.В. пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с освещением и отоплением до декабря 2004 года (включительно). С 01.01.2005 предоставление истцу жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями было прекращено.
В соответствии со ст. 12 Закона Кировской области от 18.12.2018 № 210ЗО «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Полушиной Л.В. была начислена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с января по декабрь 2020 года в сумме 5 024 руб. За период с 01.01.2020 по 31.08.2020 Полушина Л.В. за счет своих средств оплатила коммунальные услуги по содержанию жилья, отоплению (за дрова и уголь) и освещению 16 673 руб. 84 коп.
Как было установлено, в 2005-2020 гг. меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами государственной власти Кировской области, установлены не были. Данное обстоятельство не должно нарушать право истца на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 01.01.2005.
Полушина Л.В. была вынуждена обратиться в прокуратуру района по вопросу устранения нарушений её прав в части непредоставления ей льгот по оплате коммунальных услуг. За период с 01.01.2020 по 31.08.2020 Полушина Л.В. заплатила за отопление и электроснабжение 21 697 руб. 84 коп. При этом, истцу была начислена компенсация по оплате ЖКУ в сумме 5 024 руб. За указанный период Полушина Л.В. за счет своих средств оплатила коммунальные услуги по отоплению и освещению в размере 16 673 руб. 84 коп.
Прокурор Пижанского района Кировской области, действующий в интересах Полушиной Л.В., просил взыскать в пользу последней с КОГБУЗ «Пижанская ЦРБ», министерства финансов Кировской области расходы, понесенные на оплату коммунальных услуг, в размере 16 673 руб. 84 коп.
По результатам рассмотрения дела судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
Министерство финансов Кировской области с решением мирового судьи не согласилось, подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, отказать прокурору Пижанского района Кировской области, действующему в интересах Полушиной Л.В., в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего. Полушиной Л.В. ежегодно за счет средств областного бюджета выплачивается частичная компенсация расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение (в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО). Указанное свидетельствует о том, что обязательство субъекта РФ – Кировской области перед истцом выполнено в полном объеме. Считают, что если работник стал получать дополнительную социальную поддержку в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005, то это не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 (т.е. одновременно работали и проживали в сельской местности, пользовались льготами). Факт предоставления истцу льгот до 01.01.2005 должен подтверждаться допустимыми доказательствами. Законом Кировской области от 28.10.2004 № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельной категории специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях и поселках городского типа области» прямо установлено предоставление медицинским работникам льгот в форме частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. Таким образом, субъектом РФ – «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области были надлежащим образом исполнены все обязательства, указанные в Законе Кировской области от 28.10.2004 № 267-ЗО. На субъект РФ – «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области не возложена обязанность как федеральным, так и областным законодательством, ежемесячной 100 %-ной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для данной категории лиц. Поскольку в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 84.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств, полагает, что взыскание расходов должно осуществляться за счет средств Федерального бюджета.
Материальный истец Полушина Л.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена, направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором просила оставить без удовлетворения апелляционную жалобу ответчика.
В судебном заседании представитель процессуального истца – прокурор Пижанского района Зыков Р.И. поддержал имеющиеся в материалах дела возражения на апелляционную жалобу, просил оставить оспариваемое решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу министерства финансов Кировской области – без удовлетворения.
Представители ответчиков – министерства финансов Кировской области и КОГБУЗ «Пижанская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, в материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица – министерства здравоохранения Кировской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил.
Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу части 2 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Указанная норма права утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004).
В то же время, пунктом 50 статьи 35 Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 дополнена ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года № 5487-1 частями 4, 5, 6 следующего содержания:
«Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в абзаце 3 пункта 3 определения от 12.07.2006 № 375-О, пункт 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Так, согласно статье 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции данного Федерального закона), меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти. Уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников определяется в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности организации здравоохранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых до 1 января 2005 года возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным Федеральным законом нормах, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Согласно преамбуле Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004, указанный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами вопросов местного значения.
В соответствии с п. 2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 965-О-П, часть 1 статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. призвана обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не может рассматриваться как не допускающая реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 года права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Таким образом, из смысла ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 следует, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Установлено, что Полушина (Албахтина) Л.В. с 10.12.1998 и по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, вместе с членами семьи (л.д. 10,13).
01.08.1990 Полушина (Албахтина) Л.В. принята на должность медицинской сестры терапевтического отделения в ГЛПУ «Пижанская центральная районная больница»; с 07.11.1990 – переведена на должность <данные изъяты>; с 07.11.2007 – переведена на должность <данные изъяты>; с 26.03.2008 – переведена на должность <данные изъяты>; 31.08.2020 – трудовой договор прекращен по соглашению сторон; с 08.10.2020 – принята на работу в хирургическое отделение стационара на должность палатной медицинской сестры, где и работает по настоящее время (при этом, ГЛПУ «Пижанская центральная районная больница» с 22.06.2005 было переименовано в МУЗ «Пижанская центральная районная больница», а с 01.01.2012 – в КОГБУЗ «Пижанская центральная районная больница») (л.д. 11-12, 16, 23).
Из Устава КОГБУЗ «Пижанская ЦРБ» (с учетом внесенных в него изменений) следует, что учредителем и собственником имущества Учреждения является Кировская область; функции и полномочия учредителя Учреждения выполняет министерство здравоохранения Кировской области (п. 1.5 Устава) (л.д. 24-32).
Факт предоставления Полушиной Л.В. льгот как медицинскому работнику по отоплению и освещению в период до 01.01.2005 подтверждается сметой расходов и расчетом к смете расходов ГЛПУ «Пижанская центральная районная больница» на 2004 год, где в списке работников, которым бесплатно предоставлялись квартиры с отоплением и освещением, указана Полушина Л.В., суммы льгот относились на лечебное учреждение (л.д. 33-37).
В период с 01.01.2020 по 31.08.2020 Полушина Л.В. понесла расходы на отопление жилого помещения в сумме 16 000,00 руб., за освещение (электроэнергию) – 5 697,84 руб., а всего 21 697,84 руб. (л.д. 17-21).
При этом, за указанный период истцу выплачена частичная компенсация расходов на жилищно-коммунальные услуги в сумме 5 024 руб. (л.д. 22).
Суд первой инстанции, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к верному выводу о том, что до «01» января 2005 года Полушина Л.В. пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением.
Сославшись на нормы, содержащиеся в Федеральном законе № 122-ФЗ от 22.08.2004, в том числе на ст. 153, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку у Полушиной Л.В. возникло право на получение льготы по оплате коммунальных услуг до 01.01.2005, то такое право сохраняется за истцом и, начиная с «1» января 2005 года, в связи с чем за период с 01.01.2020 по 31.08.2020 в пользу истца подлежат возмещению расходы по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию в размере 16 673,84 руб. (с учетом произведенной истцом оплаты таких услуг в размере 21 697,84 руб. и частичной компенсации данной суммы в размере 5 024 руб.).
Поскольку Полушина Л.В. работает в КОГБУЗ «Пижанская центральная районная больница», учредителем которого является Кировская область, функции и полномочия учредителя учреждения выполняет министерство здравоохранения Кировской области.
Постановлением Правительства Кировской области от 09.06.2015 № 42/295 утверждено Положение о министерстве здравоохранения Кировской области. Согласно п.п. 1.1, 1.2 указанного Положения, министерство здравоохранения Кировской области (далее – министерство) является исполнительным органом государственной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, инструктивными и методическими указаниями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере здравоохранения, Уставом Кировской области, законами Кировской области, указами и распоряжениями Губернатора Кировской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Кировской области, распоряжениями Председателя Правительства Кировской области, Регламентом Правительства Кировской области, вышеназванным Положением о министерстве здравоохранения Кировской области.
В Кировской области отсутствует закон, положения которого устанавливают меры социальной поддержки медицинским работникам организаций здравоохранения (находящихся в ведении субъектов РФ), проживающих и работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, пользовавшихся льготами до 01.01.2005.
Поскольку меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а медицинское учреждение, где работает Полушина Л.В., передано в собственность Кировской области, то расходы по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию в размере 16 673,84 руб. подлежат взысканию с министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации «Кировская область», которое является надлежащим ответчиком в части требований о взыскании компенсации расходов, понесенных истцом на оплату отопления и освещения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела мировой судья верно определил имеющие значение для дела обстоятельства; вынесенное решение соответствует нормам материального и процессуального права, является обоснованным, в связи с чем, основания для отмены или изменения решения мирового судьи и удовлетворения апелляционной жалобы министерства финансов Кировской области отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
О П Р Е Д Е Л И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 34 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░