Решение по делу № 2-199/2024 от 29.03.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    23 июля 2024 года                                                                                      с. Кырен

Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Хархановой М.В., при секретаре Дугаровой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия к Администрации МО «Тункинский район», ООО «Монолит» о понуждении к исполнению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия, просит обязать администрацию муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия в отношении источника хозяйственно-питьевого водоснабжения: поверхностный источник, расположенный по адресу: 671023, <адрес> «а»:

    в течении 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны;

    в течении 1 года 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны;

    в течении 1 года 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен ООО «Монолит».

Представитель истца ФИО2 в судебное заседание не явилась, поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее, представитель по доверенности ФИО3 исковые требования признавал частично, пояснял, что ответственность должна быть распределена между Администрацией и хозяйствующим субъектом ООО «Монолит», поскольку п. 1.15 СанПин2.ДД.ММ.ГГГГ-02 разграничена ответственность между владельцами объектоа источников водоснабжения и органами коммунального хозяйства, коим является Общество по концессионному соглашению.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие представителей истца и ответчика Администрации МО «Тункинский район».

Представитель ООО «Монолит» по должности ФИО4 суду пояснил, что зона санитарного контроля не установлены в связи с чем, зона ответственности не может быть разграничена на данном этапе.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Согласно статье 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В п. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии со ст. 11 указанного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

На основании п.1.6 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).

Частью 10 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлена обязанность органов местного самоуправления не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

В силу ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов.

В силу положений п. 4 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) организация в границах сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района, на территории которого такое сельское поселение расположено.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ).

В силу ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из представленных документов, ООО «Монолит» является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение <адрес>. Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Монолит» осуществляет деятельность по забору, очистке и распределению воды. Согласно концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Монолит» является Концессионером объектов водоснабжения, находящихся в собственности МО «<адрес>», расположенных на территории МО СП «Аршан», однако ООО «Монолит» не является собственником объектов водоснабжения, расположенного по адресу: 671023, <адрес>А.

Вместе с тем, суд полагает, что в силу приведенных выше норм законодательства, именно на муниципальный район возложена организация в границах сельского поселения водоснабжения населения, а потому муниципальный район должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение этой обязанности, вне зависимости от того, оформлено ли у данного района надлежащим образом право собственности на водный объект.

Само по себе заключение упомянутого выше соглашения не исключает ответственность администрации МО «<адрес>».

В свою очередь, по мнению суда, взаимоотношения ответчиков, связанные с владением имуществом водного объекта и его использованием, подлежат урегулированию вне рамок рассматриваемого дела, никоим образом не исключая при этом обязанности администрации МО <адрес> организовать в границах сельского поселения водоснабжение населения в соответствии с требованиями санитарно – эпидемиологического законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и на водные объекты, лежит на администрации МО <адрес>, как органе местного самоуправления муниципального района, оспариваемое бездействие муниципального района нарушает права неопределенного круга лиц, требования к данному ответчику подлежат удовлетворению.

В свою очередь, вышеизложенное дает основания отказать в удовлетворении требований к ООО «Монолит».

В силу требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая обстоятельства и причины неправомерного бездействия ответчика, а также условия, необходимые для исполнения рассматриваемого требования, с учетом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для исполнения судебного решения 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Управления Роспотребнадзора удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Бурятия в отношении источника хозяйственно-питьевого водоснабжения: поверхностный источник, расположенный по адресу: 671023, <адрес> «а»:

    в течении 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны;

    в течении 1 года 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны;

    в течении 1 года 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по <адрес> к ООО «Монолит» о понуждении к исполнению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Тункинский районный суд Республики Бурятия.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

        Судья                                             М.В. Харханова

2-199/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия
Ответчики
ООО "Монолит"
Администрация МО "Тункинский район"
Суд
Тункинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Харханова Мария Владимировна
Дело на странице суда
tunkinsky.bur.sudrf.ru
29.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2024Передача материалов судье
01.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2024Подготовка дела (собеседование)
18.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Подготовка дела (собеседование)
06.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2024Судебное заседание
04.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
02.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2024Дело оформлено
02.10.2024Дело передано в архив
23.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее