Председательствующий: судья Южакова М.Н.
Дело № 33 – 10/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2018 года г. Абакан
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Паксимади Л.М., Соловьева В.Н.,
при секретаре Райковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Копьевская районная больница», Министерству здравоохранения Республики Хакасия о возложении обязанности укомплектовать общепрофильную фельдшерскую выездную бригаду районной больницы и обеспечить её деятельность
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Министерства здравоохранения Республики Хакасия на решение Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 19 сентября 2017 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Хакасия Лимаровой Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, прокурора Тулиной О.Е., оставившей разрешение апелляционной жалобы на усмотрение суда,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Копьевская районная больница» (далее – ГБУЗ РХ «Копьевская РБ, Учреждение), Министерству здравоохранения Республики Хакасия (далее также – Минздрав Хакасии, Министерство) о возложении обязанности не позднее 01 ноября 2017 г. укомплектовать и обеспечить деятельность общепрофильной фельдшерской выездной бригады в соответствии с требованиями пункта 7 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н. Требования мотивировал тем, что в соответствии с вышеназванным пунктом общепрофильная фельдшерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает в себя либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и водителя, либо фельдшера скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя. Между тем в ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» общепрофильная фельдшерская выездная бригада состоит только из одного фельдшера скорой медицинской помощи и водителя. В штате отделения скорой медицинской помощи имеются 4 фельдшера, которые работают посменно, а также медицинская сестра по приему вызовов, которая не входит в состав фельдшерской выездной бригады, поскольку только принимает вызовы. Таким образом, укомплектованность отделения скорой медицинской помощи Учреждения не соответствует предъявляемым требованиям.
С учетом уточнения исковых требований прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Республики Хакасия не позднее 01 ноября 2017 г. увеличить лимиты бюджетных обязательств ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» в достаточном количестве для укомплектования общепрофильной фельдшерской выездной бригады в соответствии с требованиямипункта 7 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи; обязать ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» не позднее 01 ноября 2017 г. утвердить штатное расписание учреждения в достаточном количестве работников для укомплектования общепрофильной фельдшерской выездной бригады; обязать Министерство здравоохранения Республики Хакасия не позднее 15 декабря 2017 г. согласовать штатное расписание ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» в достаточном количестве работников; обязать ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» и Министерство здравоохранения Республики Хакасия не позднее 01 января 2018 г. обеспечить деятельность общепрофильных фельдшерских выездных бригад в соответствии с вышеприведенными требованиями.
В судебном заседании прокурор Тарасенко Е.А. настаивала на удовлетворении исковых требований, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» Меденцев А.В. в судебном заседании согласился с заявленными прокурором требованиями, однако просил установить срок обеспечения деятельности общепрофильных фельдшерских выездных бригад скорой помощи – до 01 апреля 2018 г..
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Хакасия Аданакова И.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Представила письменные возражения на иск, в которых требования, заявленные к Министерству, не признала, указала, что структура и штатная численность станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи устанавливаются главным врачом (руководителем медицинской организации) исходя из объема оказываемой медицинской помощи, численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных положением № 4 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи. Установление структуры и штатной численности отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» в полномочия Минздрава Хакасии не входит.
Решением Орджоникидзевского районного суда от 19 сентября 2017 г. исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Хакасия – Лимарова Л.В., выражая несогласие с решением суда в части возложения на Министерство обязанности в срок до 1 ноября 2017 г. увеличить лимиты бюджетных обязательств ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» в достаточном количестве для укомплектования общепрофильной фельдшерской выездной бригады в соответствии с требованиями пункта 7 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, просит решение суда в этой части отменить и принять новое решение. Полагает, что решение в обжалуемой части не соответствует статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает возможности доведения лимитов бюджетных обязательств до бюджетных учреждений. По ее мнению, судом первой инстанции не учтены источники финансирования учреждений здравоохранения и предоставления ими медицинских услуг. Со ссылкой на положения Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов указывает, что оказание гражданам скорой медицинской помощи производится за счет средств обязательного медицинского страхования. Минздрав Хакасии не обеспечивает финансирование скорой медицинской помощи, оказываемой общепрофильной фельдшерской выездной бригадой ГБУЗ РХ «Копьевская РБ». Кроме того, отмечает, что медицинская организация в пределах заработных средств по обязательному медицинскому страхованию имеет право самостоятельно регулировать свое штатное расписание.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель Минздрава Хакасии Лимарова Л.В. ссылается на Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на 2017 год, которым установлены, в том числе, способы оплаты медицинской помощи, размер и структура тарифов на её оплату. Указывает, что Тарифное соглашение предусматривает оплату скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой вызовов скорой медицинской помощи. Кроме того, приводит порядок взаиморасчетов между участниками обязательного медицинского страхования.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Орджоникидзевского района выражает согласие с решением суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (часть 2 статьи 327.1 ГПК РФ).
Выслушав объяснения присутствующих лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Исходя из положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19). Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (часть 1 статьи 35).
Судом первой инстанции установлено, что ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» относится к медицинским организациям, предоставляющим скорую медицинскую помощь.
Приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н утвержден Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, приложением к которому являются Правила организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи.
Установив, что укомпектование выездных бригад скорой медицинской помощи ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» не соответствует требованиям, предусмотренным вышеуказанными Правилами, суд первой инстанции возложил на ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» обязанность в срок до 01 декабря 2017 г. утвердить штатное расписание в достаточном количестве работников для укомплектования общепрофильной фельдшерской выездной бригады и в срок до 01 апреля 2018 г. обеспечить деятельность общепрофильных фельдшерских выездных бригад в соответствии с установленными требованиями.
Решение суда в данной части не обжалуется, и с учетом положений части 2 статьи 327.1 ГПК РФ судебной коллегией не проверяется.
Вместе с тем с выводом суда об удовлетворении исковых требований прокурора к Минздраву Хакасии об увеличении лимитов бюджетных обязательств ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» в достаточном количестве для укомплектования общепрофильной фельдшерской выездной бригады в соответствии с требованиями пункта 7 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи судебная коллегия согласиться не может, так как он постановлен без учета правовых норм, регулирующих финансирование оказания гражданам скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования впределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу части 6 статьи 35 названного Федерального закона скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами) оказывается в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 36 того же закона территориальная программа обязательного медицинского страхования – составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. №655.
Согласно пункту 2.9.1 указанной Территориальной программы за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования гражданам (застрахованным лицам) оказывается, в том числе, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации).
За счет средств бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Хакасия осуществляется лишь финансовое обеспечение скорой медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, специализированной санитарно-авиационной эвакуации, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, и скорой медицинской помощи не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам (пункт 2.9.3 Территориальной программы).
В соответствии с пунктом 6.4 Территориальной программы структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений части 2 статьи 9Федерального закона № 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются: 1) территориальные фонды; 2) страховые медицинские организации; 3) медицинские организации.
Право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (статья 37 Федерального закона № 326-ФЗ).
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования (часть6 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ).
Из приведенных выше правовых норм следует, что финансовое обеспечение оказания скорой медицинской помощи застрахованным лицам осуществляется в соответствии с договорами в сфере обязательного медицинского страхования.
Как усматривается из Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» включена в перечень медицинских организаций Республики Хакасия, участвующих в реализации Программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования (таблица 1).
25 января 2017 г. комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, созданной на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 03 февраля 2012 г., утверждено Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на 2017 год, которым предусмотрены тарифы на оплату скорой медицинской помощи. При этом пунктом 2.4.1 Тарифного соглашения предусмотрено, что оплата скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, осуществляется по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов медицинской помощи. ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» отнесена к медицинским организациям, оказывающим скорую медицинскую помощь вне медицинский организаций, оплата медицинской помощи в которых осуществляется по подушевому нормативу финансирования (пункт 2.4.2 Тарифного соглашения).
Порядок взаиморасчетов между участниками обязательного медицинского страхования предусмотрен разделом 5.1 Тарифного соглашения.
С учетом изложенного заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о том, что Минздрав Хакасии не обеспечивает финансирование скорой медицинской помощи, оказываемой выездной фельдшерской бригадой ГБУЗ РХ «Копьевская РБ», поскольку соответствующие денежные средства поступают из средств обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней.
Более того, руководствуясь абзацем вторым части 2 статьи 327.1 ГПК РФ, в целях защиты публичных интересов и охранения правопорядка судебная коллегия считает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и произвести проверку правильности выводов суда также в части возложения на Минздрав Хакасии обязанностей согласовать штатное расписание ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» в достаточном количестве для укомплектования общепрофильной фельдшерской выездной бригады и обеспечить деятельность общепрофильных фельдшерских выездных бригад ГБУЗ РХ «Копьевская РБ» в соответствии с установленными требованиями.
Так, положения пунктов 2.4.1, 2.4.2 Тарифного соглашения свидетельствуют об отсутствии оснований для возложения на Министерство обязанности согласовать штатное расписание ГБУЗ РХ «Копьевская РБ», предусматривающее увеличение численности работников Учреждения, так как оплата оказываемой Учреждением скорой медицинской помощи производится в зависимости от численности обслуживаемого населения. Сведений о том, что такая численность населения увеличилась, в ходе судебного разбирательства не получено.
Кроме того, как верно указала представитель Минздрава Хакасии, Учреждение вправе самостоятельно регулировать штатное расписание в пределах заработных средств, получаемых по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 11 июня 2009 г. № 260 (в редакции от 08 декабря 2015 г. №648), Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и управлению в сфере здравоохранения, включая вопросы организации оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения.
Согласно пункту 4.4.1 названного Положения Министерство организует оказание населению Республики Хакасия скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству.
Как следует из изложенного выше, Министерство осуществляет исполнительно-распорядительные функции в области организации оказания населению медицинской помощи. Обеспечение деятельности общепрофильных выездных бригад в отдельном учреждении здравоохранения не входит в его компетенцию, в связи с чем решение суда в части возложения на Минздрав Хакасии указанной обязанности также нельзя признать законным и обоснованным.
Принимая во внимание, что обжалуемое судебное решение возлагает на Минздрав Хакасии обязанности, исполнение которых не входит в его полномочия и может повлечь нарушение правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении обязательного медицинского страхования, судебная коллегия полагает, что исполнениерешения суда в части согласования штатного расписания Учреждения и обеспечения деятельности общепрофильных фельдшерских выездных бригад будет противоречить интересам законности.
Таким образом, решение суда в части удовлетворения исковых требований прокурора Орджоникидзевского района к Минздраву Хакасии подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 19 сентября 2017 года по настоящему делу отменить в части удовлетворении требований прокурора Орджоникидзевского район Республики Хакасия к Министерству здравоохранения Республики Хакасия.
Принять в этой части новое решение.
Отказать прокурору Орджоникидзевского района Республики Хакасия в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Хакасия об увеличении лимитов бюджетных обязательств Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Копьевская районная больница» для укомплектования общепрофильной фельдшерской выездной бригады; о согласовании штатного расписания Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Копьевская районная больница» в достаточном количестве работников для укомплектования общепрофильной фельдшерской выездной бригады; об обеспечении деятельности общепрофильных фельдшерских выездных бригад Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Копьевская районная больница».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи Л.М. Паксимади
В.Н. Соловьев