№ 2-3738/2020
№ 88-5703/2021
25RS0029-01-2020-007303-51
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 июня 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шевцовой Т.С.
судей: Симаковой М.Е., Шиловой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уссурийску, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю о возложении обязанности по финансированию, устранению нарушений и проведению работ по кассационной жалобе отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уссурийску на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 23 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 24 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения представителя ОМВД России по г. Уссурийску, УМВД России по Приморскому краю по доверенности - Мамедовой Т.Г., судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Уссурийский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уссурийску (далее - ОМВД России по г. Уссурийску), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (далее - УМВД России по Приморскому краю) о возложении на ОМВД России по городу Уссурийску обязанности по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, пожарной безопасности и условий отбывания административного ареста, допущенных в здании приемника ОМВД России по городу Уссурийску, расположенного по адресу: <адрес>, используемого ответчиком на праве оперативного управления для содержания административных задержанных, установленных в ходе проверки, проведенной в 2019, 2020 году Уссурийской городской прокуратурой после публикации в СМИ «За решеткой тоже люди».
Прокурор, с учетом уточненных в соответствии со статьей 39 ГПК Российской Федерации требований, просил обязать ОМВД России по г. Уссурийску в течение 1 года с момента финансирования произвести работы: по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации; оборудованию помещений специального приемника светильниками с исправной конструкцией; проведению огнезащитной обработки деревянных строительных конструкций кровли; обучению пожарно-техническому минимуму лиц, ответственных за противопожарную безопасность; оборудованию автоматической системой пожарной сигнализации; оборудованию путей эвакуации, ведущих во двор, лестницей с числом ступеней не менее 3-х или пандусом с уклоном не более 1:6; провести проверку и перезарядку огнетушителей; работы по оборудованию камер с №1 по №4 канализацией и водопроводом, столами и скамейками по установленному количеству мест в камерах, шкафами для хранения продуктов питания, санитарными узлами, умывальниками с подводкой холодной и горячей воды, полками для туалетных принадлежностей, приточной и (или) вытяжной вентиляцией; по оборудованию 4-х местных камер санитарным узлом с отдельным кабинами с дверьми, открывающимися наружу; по оборудованию места для проведения прогулок под навесом; по приведению уровня искусственной освещенности в кабинетах №28, заместителя начальника, дежурной части, в камерах №№ 5, 6, 8, 9 в соответствие с требованиями СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»; по приведению уровня естественного освещения в камерах №№ 5, 6, 8, 9 в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»; по оборудованию помещений дезкамеры, душевой, комнаты хранения чистых и грязных постельных принадлежностей санитарного пропускника специального приемника в смежных помещениях;
обязать УМВД России по Приморскому краю в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести финансирование указанных выше работ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 23 декабря 2020 года исковые требования Уссурийского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам удовлетворены частично: на ОМВД России по г. Уссурийску возложена обязанность организовать проведение работ в помещении специального приемника ОМВД России по г. Уссурийску, расположенного по адресу: <адрес>: по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации; оборудованию помещений специального приемника светильниками с исправной конструкцией; по проведению огнезащитной обработки деревянных строительных конструкций кровли; провести обучение пожарно-техническому минимуму лиц, ответственных за противопожарную безопасность; работы по оборудованию автоматической системой пожарной сигнализации; оборудованию путей эвакуации, ведущих во двор, лестницей с числом ступеней не менее 3-х или пандусом с уклоном не более 1:6; провести проверку и перезарядку огнетушителей; работы по оборудованию камер №№ 1, 2, 3, 4 канализацией и водопроводом, столами и скамейками по установленному количеству мест в камерах, шкафами для хранения продуктов питания, санитарными узлами, умывальниками с подводкой холодной и горячей воды, полками для туалетных принадлежностей, приточной и (или) вытяжной вентиляцией; по оборудованию 4-х местных камер санитарным узлом отдельными кабинами с дверьми, открывающимися наружу; по оборудованию навесом места для проведения прогулок; по приведению уровня искусственной освещенности в кабинетах № 28, заместителя начальника, дежурной части, в камерах №№ 5, 6, 8, 9 в соответствие с санитарными нормами; по приведению уровня естественного освещения в камерах №№ 5, 6, 8, 9 в соответствии с санитарными требованиями, по оборудованию помещений дезкамеры, душевой, комнаты хранения чистых и грязных постельных принадлежностей санитарного пропускника специального приемника в смежных помещениях;
установлен срок исполнения решения суда - в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления его в законную силу;
в удовлетворении исковых требований прокурора к УМВД России по Приморскому краю отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 24 марта 2021 года решение Уссурийского районного суда Приморского края от 23 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОМВД России по г. Уссурийску просят отменить постановления, принятые судами первой и апелляционной инстанций ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что суды не учитывали, что ОМВД России по г. Уссурийску является получателем бюджетных средств, самостоятельно принимать решение об исполнении бюджетных обязательств не может и выполнит работы только после поступления необходимых лимитов.
В представленных возражениях прокурор прокуратуры Приморского края просит оставить кассационную жалобу ответчика без удовлетворения, как необоснованную.
Представитель ОМВД России по г. Уссурийску, УМВД России по Приморскому краю по доверенности - Мамедова Т.Г. в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержала доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчиков - Мамедову Т.Г. проверив по правилам части 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 125, 209, 210, 214, 296 Гражданского Кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26 апреля 2013 года №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Федерального закона от 30 июня 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными приказом МВД России от 10 февраля 2014 года № 83, установив на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, факт наличия, допущенных ОМВД России по г. Уссурийску нарушений, которые просит устранить прокурор в здании специального приемника, находящимся в оперативном управлении ответчика, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ОМВД России по г. Уссурийску обязанности по организации проведения работ в здании специального приемника по приведению помещений в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, пожарной безопасности и Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10 февраля 2014 года № 83.
Обстоятельства того, что имеются указанные прокурором нарушения и необходимость их устранения, ответчиками не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора к УМВД России по Приморскому краю, суд не нашел оснований для возложения на УМВД России по Приморскому краю обязанности по финансированию работ.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и согласуются с нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу.
Исходя из анализа содержания статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию такого имущества.
В соответствии с подпунктом 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2015 года № 699 (далее - Положение № 699), МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Согласно подпункту 52 пункта 13 Положения N 699, территориальный орган также наделен функциями получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
Подпунктом 30 пункта 19 Типового положения предусмотрено, что руководитель территориального органа утверждает подчиненным органам и организациям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями территориального органа, подчиненными органами и организациями.
Из материалов дела не следует, что ОМВД России по г. Уссурийску обращалось в установленном порядке в территориальный орган с целью утверждения сметы расходов на получение проектной документации, разрешения на проведение необходимых работ по сохранности здания и на производство работ, а также в Управление тылового обеспечения УМВД России по Приморскому краю для решения вопроса о выделении технических средств и другого имущества, указанного в акте проверки от 30 июля 2020 года, учитывая, что имеющиеся в материалах дела обращения таких сведений не содержат.
При установленных обстоятельствах оснований полагать, что права заявителя нарушены обжалуемыми судебными актами, не имеется.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 23 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 24 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уссурийску - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: