Решение по делу № 2а-735/2022 от 23.03.2022

Дело № 2а-735/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2022 года                                                       г. Тверь

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи    Виноградовой И.В.,

при секретаре Михайловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Автономной некоммерческой организации профессионального образования «Автошкола «69 миля», Захарову Сергею Константиновичу о ликвидации юридического лица, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Управление Минюста РФ по Тверской области обратилось в суд с административными исковыми требованиями к Автономной некоммерческой организации профессионального образования «Автошкола «69 миля», Захарову С.К. о возложении обязанности по ликвидации юридического лица в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, установив срок ликвидации не более шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявления указано, что на общем собрании учредителей 11.06.2010 принято решение о создании Автономной некоммерческой организации негосударственного дополнительного профессионального образования «Светофор», утверждении Устава, избрании органов управления. Учредителями организации выступили два физических лица: Захаров С.К., Кузнецов Н.Н., который вышел из состава учредителей организации, о чем 03.07.2015 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. Распоряжением Управления от 23.06.2010 № 406-р принято решение о государственной регистрации создания организации. Решением единственного учредителя 28.05.2015 Автономная некоммерческая организация негосударственного дополнительного профессионального образования «Светофор» переименовано в Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Автошкола «69 миля», о чем 03.07.2015 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. Решением Правления 04.08.2015 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Автошкола «69 миля» переименовано в Автономную некоммерческую организацию профессионального образования «Автошкола «69 миля» о чем 01.09.2015 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 11.04.2010, с изменениями от 28.05.2015, 04.08.2015. Запись о создании организации внесена в ЕГРЮЛ 25.06.2010 за основным государственным регистрационным номером 1106900001207. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации, является директор Захаров С.К., сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ. В связи с не представлением отчетности за 2020 год в установленный срок (15.07.2021), постановлением мирового судьи от 15.10.2021 организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения. В связи с чем, Управлением 01.12.2021 в адрес организации вынесено письменное предупреждение № 04-29/135 за нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» - организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2018, 2019, 2020 годы. Предупреждение, направленное по адресу места нахождения организации, вернулось в Управление. К установленному в предупреждении сроку (13.01.2022) нарушения организацией не устранены. В предупреждении от 01.12.2021 Управление информировало организацию о том, что в случае неустранения выявленных нарушений в установленный срок в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Управление вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации организации. Таким образом, организация на протяжении нескольких лет неоднократно нарушала требования действующего законодательства Российской Федерации. Бездействие руководящих органов организации, неприятие мер, направленных на соблюдение законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что организация не осуществляет мероприятия, направленные на достижение уставных целей.

Определением суда от 14.04.2022 к производству суда приняты уточненные исковые требования. Истец просит ликвидировать Автономную некоммерческую организацию профессионального образования «Автошкола «69 миля» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административные ответчики Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Автошкола «69 миля», Захаров С.К., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Захаров С.К. посредством телефонограммы сообщил, что согласен с заявленными требованиями, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное своего представителя не направило.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

С учетом вышеприведенных положений закона суд не находит оснований к отложению судебного разбирательства и полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Так, в соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 года № 252 3О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Автошкола «69 миля» является автономной некоммерческой организацией профессионального образования, создано на основании решения управления от 23.06.2010 № 406-р. Учредителями являются физические лица: Кузнецов Н.Н., Захаров С.Е.

Запись о создании юридического лица внесена 25.06.2010 в ЕГРЮЛ. Организация действует на основании устава, утвержденного 11.04.2010, с изменениями от 28.05.2015, 04.08.2015 (л.д. 17-23).

03.07.2015 Кузнецов Н.Н. вышел из состава учредителей, о чем 03.07.2015 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.

Как следует из материалов дела, административный ответчик за 2020 год не представил документы, содержащие отчет о деятельности за 2020 год, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержание сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников по форме отчетов о деятельности некоммерческой организации, утвержденных Приказом Минюста России от 16 августа 2018 года № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Постановлением мирового судьи судебного участка № 76 Тверской области от 15.10.2021 Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Автошкола «69 миля» признана виновной совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения (л.д. 34-34).

Уполномоченным органом - Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в адрес Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Автошкола «69 миля» вынесено письменное предупреждение от 01.12.2021 об устранении указанных нарушений статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», с указанием срока устранения нарушений, которые до настоящего времени не исполнены.

Доказательств обратного, как того требует часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суду не представлено.

На основании пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решение суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или органа, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Исходя из статей 1 и 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» достаточным и допустимым доказательством включения лица в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

Как установлено судом и следует из выписки из ЕГРЮЛ учредителем Автономной некоммерческой организации профессионального образования «Автошкола «69 миля» является Захаров С.К.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями, предусмотренных статьями 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, включающей следующие этапы: назначение ликвидационной комиссию (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации в соответствии с законом; помещение в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикации о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменное уведомление кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторам составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостойности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществление ликвидационной комиссией продажи имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; осуществление ликвидационной комиссией выплаты денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ, в соответствии с промежуточными ликвидационным балансом, начиная со дня его учреждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами составление и утверждение ликвидационного баланса; представление в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности кредитного кооператива.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 24 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае, если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица; при решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК (аналогия закона).

Учитывая, что при возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица, а также учитывая, что обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования и места нахождения, а в отношении граждан - фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства, суд полагает необходимым возложить обязанность по ликвидации Автономной некоммерческой организации профессионального образования «Автошкола «69 миля» на его учредителя Захарова С.К.

Также суд полагает необходимым установить срок для совершения действий по ликвидации Автономной некоммерческой организации профессионального образования «Автошкола «69 миля» в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Автономной некоммерческой организации профессионального образования «Автошкола «69 миля», Захарову Сергею Константиновичу о ликвидации юридического лица, возложении обязанности совершить определенные действия, - удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию профессионального образования «Автошкола «69 миля», (ИНН 6950027890, ОГРН 1106900001207), исключив из Единого государственного реестра юридических лиц запись о регистрации.

Возложить обязанность совершить действия по ликвидации Автономную некоммерческую организацию профессионального образования «Автошкола «69 миля» на его учредителя – Захарова Сергея Константиновича, в срок не более шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Пролетарский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                         И.В. Виноградова

Мотивированное решение изготовлено 05 мая 2022 года.

Судья                                         И.В. Виноградова

Дело № 2а-735/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2022 года                                                       г. Тверь

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи    Виноградовой И.В.,

при секретаре Михайловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Автономной некоммерческой организации профессионального образования «Автошкола «69 миля», Захарову Сергею Константиновичу о ликвидации юридического лица, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Управление Минюста РФ по Тверской области обратилось в суд с административными исковыми требованиями к Автономной некоммерческой организации профессионального образования «Автошкола «69 миля», Захарову С.К. о возложении обязанности по ликвидации юридического лица в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, установив срок ликвидации не более шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявления указано, что на общем собрании учредителей 11.06.2010 принято решение о создании Автономной некоммерческой организации негосударственного дополнительного профессионального образования «Светофор», утверждении Устава, избрании органов управления. Учредителями организации выступили два физических лица: Захаров С.К., Кузнецов Н.Н., который вышел из состава учредителей организации, о чем 03.07.2015 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. Распоряжением Управления от 23.06.2010 № 406-р принято решение о государственной регистрации создания организации. Решением единственного учредителя 28.05.2015 Автономная некоммерческая организация негосударственного дополнительного профессионального образования «Светофор» переименовано в Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Автошкола «69 миля», о чем 03.07.2015 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. Решением Правления 04.08.2015 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Автошкола «69 миля» переименовано в Автономную некоммерческую организацию профессионального образования «Автошкола «69 миля» о чем 01.09.2015 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 11.04.2010, с изменениями от 28.05.2015, 04.08.2015. Запись о создании организации внесена в ЕГРЮЛ 25.06.2010 за основным государственным регистрационным номером 1106900001207. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации, является директор Захаров С.К., сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ. В связи с не представлением отчетности за 2020 год в установленный срок (15.07.2021), постановлением мирового судьи от 15.10.2021 организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения. В связи с чем, Управлением 01.12.2021 в адрес организации вынесено письменное предупреждение № 04-29/135 за нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» - организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2018, 2019, 2020 годы. Предупреждение, направленное по адресу места нахождения организации, вернулось в Управление. К установленному в предупреждении сроку (13.01.2022) нарушения организацией не устранены. В предупреждении от 01.12.2021 Управление информировало организацию о том, что в случае неустранения выявленных нарушений в установленный срок в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Управление вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации организации. Таким образом, организация на протяжении нескольких лет неоднократно нарушала требования действующего законодательства Российской Федерации. Бездействие руководящих органов организации, неприятие мер, направленных на соблюдение законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что организация не осуществляет мероприятия, направленные на достижение уставных целей.

Определением суда от 14.04.2022 к производству суда приняты уточненные исковые требования. Истец просит ликвидировать Автономную некоммерческую организацию профессионального образования «Автошкола «69 миля» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административные ответчики Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Автошкола «69 миля», Захаров С.К., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Захаров С.К. посредством телефонограммы сообщил, что согласен с заявленными требованиями, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное своего представителя не направило.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

С учетом вышеприведенных положений закона суд не находит оснований к отложению судебного разбирательства и полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Так, в соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 года № 252 3О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Автошкола «69 миля» является автономной некоммерческой организацией профессионального образования, создано на основании решения управления от 23.06.2010 № 406-р. Учредителями являются физические лица: Кузнецов Н.Н., Захаров С.Е.

Запись о создании юридического лица внесена 25.06.2010 в ЕГРЮЛ. Организация действует на основании устава, утвержденного 11.04.2010, с изменениями от 28.05.2015, 04.08.2015 (л.д. 17-23).

03.07.2015 Кузнецов Н.Н. вышел из состава учредителей, о чем 03.07.2015 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.

Как следует из материалов дела, административный ответчик за 2020 год не представил документы, содержащие отчет о деятельности за 2020 год, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержание сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников по форме отчетов о деятельности некоммерческой организации, утвержденных Приказом Минюста России от 16 августа 2018 года № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Постановлением мирового судьи судебного участка № 76 Тверской области от 15.10.2021 Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Автошкола «69 миля» признана виновной совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения (л.д. 34-34).

Уполномоченным органом - Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в адрес Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Автошкола «69 миля» вынесено письменное предупреждение от 01.12.2021 об устранении указанных нарушений статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», с указанием срока устранения нарушений, которые до настоящего времени не исполнены.

Доказательств обратного, как того требует часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суду не представлено.

На основании пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решение суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или органа, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Исходя из статей 1 и 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» достаточным и допустимым доказательством включения лица в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

Как установлено судом и следует из выписки из ЕГРЮЛ учредителем Автономной некоммерческой организации профессионального образования «Автошкола «69 миля» является Захаров С.К.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями, предусмотренных статьями 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, включающей следующие этапы: назначение ликвидационной комиссию (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации в соответствии с законом; помещение в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикации о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменное уведомление кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторам составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостойности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществление ликвидационной комиссией продажи имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; осуществление ликвидационной комиссией выплаты денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ, в соответствии с промежуточными ликвидационным балансом, начиная со дня его учреждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами составление и утверждение ликвидационного баланса; представление в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности кредитного кооператива.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 24 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае, если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица; при решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК (аналогия закона).

Учитывая, что при возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица, а также учитывая, что обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования и места нахождения, а в отношении граждан - фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства, суд полагает необходимым возложить обязанность по ликвидации Автономной некоммерческой организации профессионального образования «Автошкола «69 миля» на его учредителя Захарова С.К.

Также суд полагает необходимым установить срок для совершения действий по ликвидации Автономной некоммерческой организации профессионального образования «Автошкола «69 миля» в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Автономной некоммерческой организации профессионального образования «Автошкола «69 миля», Захарову Сергею Константиновичу о ликвидации юридического лица, возложении обязанности совершить определенные действия, - удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию профессионального образования «Автошкола «69 миля», (ИНН 6950027890, ОГРН 1106900001207), исключив из Единого государственного реестра юридических лиц запись о регистрации.

Возложить обязанность совершить действия по ликвидации Автономную некоммерческую организацию профессионального образования «Автошкола «69 миля» на его учредителя – Захарова Сергея Константиновича, в срок не более шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Пролетарский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                         И.В. Виноградова

Мотивированное решение изготовлено 05 мая 2022 года.

Судья                                         И.В. Виноградова

1версия для печати

2а-735/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области
Ответчики
Захаров Сергей Константинович
Автономная некоммерческая организация профессионального образования "Автошкола "69 миля"
Другие
МЕЖРАЙОННАЯ ИФНС РОССИИ № 12 ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Суд
Пролетарский районный суд г. Тверь
Дело на странице суда
proletarsky.twr.sudrf.ru
23.03.2022Регистрация административного искового заявления
23.03.2022Передача материалов судье
24.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
24.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Судебное заседание
05.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее