Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2018 года
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Анисимовой В.С.,
при секретаре судебного заседания Тетеновой Е.Н.,
с участием прокурора Тетеновой И.В.,
административного истца Тюриной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Нижнегалинское сельское поселение» Верещагинского муниципального района к Отделу судебных приставов по Верещагинскому и Очерскому районам УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Нижнегалинское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделу судебных приставов по Верещагинскому и Очерскому районам УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, в рамках исполнительного производства №№.
В судебном заседании представитель административного истца Тюрина Н.Г. показала, что решением Верещагинского районного суда от 14.02.2017 года, на администрацию муниципального образования «Нижнегалинское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края возложена обязанность разработать и утвердить программу комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения в срок до 01.12.2017 года. 06.07.2018 возбуждено исполнительно производство в отношении Администрации Нижнегалинского сельского поселения. Администрацией разработан проект программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижнегалинского сельского поселения, который до настоящего времени не утвержден, так как по мнению прокуратуры Верещагинского района, проект должен быть утвержден органом местного самоуправления района. Орган местного самоуправления района, в утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижнегалинского сельского поселения отказал, считая, что вопрос отнесен к вопросам органов местного самоуправления поселения. Просит уменьшить исполнительный сбор по исполнительному производству, взысканный с Администрацию Нижнегалинского сельского поселения, денежные средства необходимы поселению для исполнения других решений судов. На удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель Отдела судебных приставов по Верещагинскому и Очерскому районам УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, обозрев гражданское дело №2-106/2017 и материал №13/4-59/2017, выслушав заключение прокурора, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.7 ст.112 Федерального закона 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7).
В п.74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Решением Верещагинского районного суда от 14.02.2017 (дело №2-106/2017) на администрацию муниципального образования «Нижнегалинское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края возложена обязанность осуществить паспортизацию искусственных сооружений и автомобильных дорог в границах населенных пунктов поселения: в д.Алешата по ул.Заречная, д.Беляева по ул.Новая, Парковая, Трудовая, в д.Елохи по ул.Полевая, ул.Трудовая, в д.Ефимовка, в д.Карагайцы, в д.Комары по ул.Комсомольская, в д.Кукешки, в д.Левино, в д.Мосино по ул.Береговая, ул.Луговая, в д.Мальги, в д.Никитята, в д.Потаповка, в д.Усть-Сепыч, в д.Черномясово по ул.Восточная, ул.Дачная, ул.Лесная, ул.Центральная, ул.Южная, в д.Н.Галино по ул.Заречная, ул.Молодежная, ул.Трудовая, пер.Звездный, пер.Луговой, пер.Солнечный, в д.Баранники, в д.Веденичи, в д.Верхние Шабуры, в д.Веслеково, в д.Карагайцы, в д.Коротаево, в д.Купцы, в д.Лучники, в д.Нижние Шабуры, в д.Пальмино, в д.Углево, в д.Комары по ул.65 лет Победы до 01.12.2017. Возложена обязанность на администрацию Муниципального образования «Нижнегалинское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселения: в д.Алешата по ул.Заречная, д.Беляева по ул.Новая, Парковая, Трудовая, в д.Елохи по ул.Полевая, ул.Трудовая, в д.Ефимовка, в д.Карагайцы, в д.Комары по ул.Комсомольская, в д.Кукешки, в д.Левино, в д.Мосино по ул.Береговая, ул.Луговая, в д.Мальги, в д.Никитята, в д.Потаповка, в д.Усть-Сепыч, в д.Черномясово по ул.Восточная, ул.Дачная, ул.Лесная, ул.Центральная, ул.Южная, в д.Н.Галино по ул.Заречная, ул.Молодежная, ул.Трудовая, пер.Звездный, пер.Луговой, пер.Солнечный, в д.Баранники, в д.Веденичи, в д.Верхние Шабуры, в д.Веслеково, в д.Карагайцы, в д.Коротаево, в д.Купцы, в д.Лучники, в д.Нижние Шабуры, в д.Пальмино, в д.Углево, в д.Комары по ул.65 лет Победы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии до 01.12.2017. Возложена обязанность на администрацию Муниципального образования «Нижнегалинское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края разработать и утвердить программу комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения в срок до 01.12.2017. Возложена обязанность на администрацию Муниципального образования «Нижнегалинское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края разработать схему дислокации дорожных знаков и разметок до 01.06.2018. Возложена обязанность на администрацию Муниципального образования «Нижнегалинское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края разработать проект содержания автомобильных дорог и организации дорожного движения до 01.12.2018. Решение Верещагинского районного суда вступило в законную силу 21.03.2017 года (Л.Д.8-12).
Исполнительный лист ФС №024305008 прокуратуре Верещагинского района был выдан - 26.06.2018 и был предъявлен в ОСП по Очерскому и Верещагинскому районам УФССП России по Пермскому краю.
06.07.2018 судебным приставом исполнителем ОСП по Очерскому и Верещагинскому районам УФССП России по Пермскому краю было возбуждено исполнительное производство №№ с требованием возложить обязанность на администрацию Муниципального образования «Нижнегалинское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края разработать и утвердить программу комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения в срок до 01.12.2017, должнику был установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе. Должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и предоставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Постановление получено административным истцом.
15.10.2018 судебным приставом исполнителем ОСП по Очерскому и Верещагинскому районам УФССП России по Пермскому краю Филимоновой Ю.В. вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 рублей, которое утверждено начальником отдела и получено представителем административного истца.
Частями 1-3 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Проект постановления «Об утверждении муниципальной программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижнегалинского сельского поселения на период 2018-2030 гг.» был разработан только в сентябре 2018 и до настоящего времени не утвержден, при этом для выполнения решения Верещагинского районного суда от 14.02.2017 по делу №2-106/2017, в этой части, не требуется финансовых средств.
Доказательств, что в установленный судебным приставом исполнителем 06.07.2018 срок невозможно было исполнить решение суда, административным истцом не представлено.
Анализ совокупности доказательств, позволяет сделать вывод, что исполнение решения суда в части разработки и утверждения программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, в срок определенный решением Верещагинского районного суда от 14.02.2017, было возможно. Доказательств наличия обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе, не представлено.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть
Доказательств, что административный истец принял исчерпывающие меры к исполнению требований исполнительного документа должником не представлено. В связи с чем, требование административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворению не подлежит.
В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, установленный размер взыскания исполнительского сбора (представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу) и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции РФ недопустимо.
В связи с чем, перечисленные доводы административного истца о причинах неисполнения решения суда суд не признает уважительными, но принимая во внимание статус Муниципального образования, а также что в настоящее время возникли правовые затруднения, связанные с утверждением программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, считает возможным уменьшить размер, исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава исполнителя от 15 октября 2018 года до 37500 рублей. Указанный размер исполнительского сбора, по мнению суда, является разумным, не нарушает прав и обязанностей сторон исполнительного производства и может быть исполнен административным истцом с учетом его имущественного положения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-176,178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления администрации муниципального образования «Нижнегалинское сельское поселение» Верещагинского муниципального района к Отделу судебных приставов по Верещагинскому и Очерскому районам УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора - отказать.
Уменьшить исполнительский сбор по постановлению судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Очерскому и Верещагинскому района УФССП России по Пермскому краю от 15.10.2018 по исполнительному производству №№ до 37500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Судья В.С.Анисимова