Дело №а-2494/2021
УИД 91RS0№-62
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
25 ноября 2021 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Гордиенко О.А., при секретаре ФИО4,
с участием представителя административного истца – ФИО5,
при ведении аудиопротоколирования, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО2 о взыскании платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> обратилась в Центральный районный суд <адрес> Республики с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с ФИО2 в доход бюджета задолженность по транспортному налогу и земельному налогу с физических лиц за период 2015-2020 годы на общую сумму 48906,81 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что на налоговом учете в ИФНС России по <адрес> в качестве налогоплательщика состоит ФИО2 (ИНН 910216206213). В связи с выявленной неуплатой транспортного налога и земельного налога с физических лиц за налоговый период 2015-2020 годы, налоговым органом в отношении ФИО2 выставлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, которые были направлены ФИО2 путем телекоммуникационных каналов связи через личный кабинет. В установленный срок требование в добровольном порядке исполнено не было. Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № Центрального судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> отказано в принятии заявления, в связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока на его подачу.
Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила административный иск удовлетворить по доводам в нем изложенным.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства перед судом не заявлял.
В соответствии с частью 2 статьи 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь указанными положениями статьи 289 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О и от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закрепленная статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом; налогоплательщик не вправе распоряжаться по собственному усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Система налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации определены Налоговым кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №146-ФЗ (далее – НК РФ).
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе, в том числе, взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Так, согласно положениям статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса.
Объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (часть 1 статьи 388 НК РФ).
Согласно части 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (часть 4 статьи 391 НК РФ).
В силу статьи 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы земельного налога, транспортного налога с физических лиц возложена на налоговый орган, который не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
На основании пункта 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с предписаниями статьи 69 НК РФ налогоплательщику при наличии у него недоимки направляется требование об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (часть 1 статьи 69 НК РФ).
На основании пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Пунктом 2 статьи 11.2 НК РФ установлено, что порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 8 Приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием, в частности, логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии с пунктом 23 приказа датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абзац 5 части 2 статьи 11.2 НК Российской Федерации).
По результатам изучения материалов дела судом установлено, что на налоговом учете в ИФНС России по <адрес> в качестве налогоплательщика состоит ФИО2 (ИНН 910216206213).
В связи с выявленной неуплатой земельного налога с физических лиц и транспортного налога с физических лиц налоговым органом в отношении ФИО2 были выставлены требования:
№ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности по транспортному налогу в сумме 3656,96 рублей (срок исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ),
№ от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 45 530,77 рублей, из них: сумма транспортного налога в размере 43510,00 рублей, а также пеня в сумме 388,33 рублей; сумма земельного налога в размере 1618,00 рублей, а также пеня в сумме 14,44 рублей (срок исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ).
Вышеуказанные требования в адрес административного ответчика налоговым органом направлены путем телекоммуникационных каналов связи через личный кабинет налогоплательщика.
Сведений о том, что ФИО2 обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат, в связи с чем, требование, направленное в адрес налогоплательщика посредством телекоммуникационных каналов связи через личный кабинет, следует считать врученным.
Однако в установленный срок требования в добровольном порядке исполнено не было.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как было установлено судом выше, срок исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ истекал ДД.ММ.ГГГГ, исходя из чего срок обращения в суд по данному требованию – до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Срок исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ истекал ДД.ММ.ГГГГ, исходя из чего срок обращения в суд по данному требованию – до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Определением мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> отказано в принятии заявления.
В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> обратилась в Центральный районный суд <адрес> с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу и земельному налогу с физических лиц в общем размере 48906,81 рублей.
Учитывая изложенное выше правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом не пропущен срок исковой давности в части взыскания задолженности по налоговому требованию № от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 45 530,77 рублей.
Доказательств неправильности расчета суммы земельного налога с физических лиц, транспортного налога с физических лиц и пени материалы дела не содержат, не представлены такие доказательства и административным ответчиком, как и не представлены доказательства их оплаты.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ФИО2 (ИНН 910216206213) в доход бюджета задолженности по транспортному налогу и земельному налогу с физических лиц в общем размере 45 530,77 рублей.
В части взыскания задолженности по налоговому требованию № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности по транспортному налогу в сумме 3656,96 рублей, административный иск удовлетворению не подлежит, учитывая нижеследующее.
Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя порядок принудительного взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, устанавливает шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом. При этом срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, выносимого по бесспорным требованиям, также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный срок может быть восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, которые регламентированы пунктами 1 - 3 статьи 48 НК РФ).
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Как было установлено судом выше, срок обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ.
С заявлением в суд о взыскании обязательных платежей и санкций налоговый орган обратился по истечении установленного законом шестимесячного срока, при этом административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
Согласно части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Суд при рассмотрении административного дела о взыскании обязательных платежей и санкций обязан проверить в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли установленный законом срок обращения в суд, в соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд расцениваются обстоятельства, препятствовавшие административному истцу своевременно обратиться с административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Проанализировав сложившиеся обстоятельства, суд считает, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины в силу положений названных норм является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Симферополю является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Проблемы в работе технологических процессов, отвечающих за своевременную подготовку материалов в мировой суд для взыскания задолженности, не являются уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд в порядке искового производства.
Поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с требованиями о взыскании задолженности в размере 3656,96 рублей по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, налоговым органом представлено не было, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления в указанной части.
В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Административный истец в силу предписаний статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Оснований для освобождения административного ответчика от уплаты государственной пошлины в ходе рассмотрения административного дела не установлено.
Исходя из указанного выше, в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально сумме удовлетворенных требований в размере 1566,00 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 290, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> Республики Крым к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 (ИНН 910216206213) в доход бюджета задолженность по обязательным платежам и санкциям на общую сумму 45 530,77 рублей, из них:
по транспортному налогу в размере 43510,00 рублей, пеня в сумме 388,33 рублей;
по земельному налогу в размере 1618,00 рублей, пеня в сумме 14,44 рублей.
Взыскать с ФИО2 (ИНН 910216206213) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1566,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ О.А. Гордиенко
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.