Решение по делу № 2-156/2018 от 05.07.2018

Дело 2-156/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Тарногский Городок 11 октября 2018 года

Тарногский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Игошкиной О.В.,

с участием:

представителя истца Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в лице территориального отдела в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах Сергачевой Е.О.,

представителя ответчика администрации Заборского сельского поселения главы поселения Токаревой М.А.,

при секретаре Гусевой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах к администрации Заборского сельского поселения о признании бездействия незаконным и устранении нарушений санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Вологодской области обратилось в суд с исковым заявлением к администрации Заборского сельского поселения о признании бездействия администрации, выразившееся в не исполнении требований санитарного законодательства незаконными и обязании ответчика совершить действия по устранению нарушений санитарного законодательства.

В обоснование заявленных требований указали, что на территории Заборского сельского поселения имеются три кладбища: возле д. …….(земельный участок с кадастровым номером ……), возле д. ….. (земельный участок с кадастровым номером …….), возле д. …….). Проекты в отношении указанных кладбищ, предусмотренные п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11, отсутствуют.

По данным нарушениям в отношении администрации Заборского сельского поселения были возбуждено производство по делу об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого производство по делу об административном правонарушении прекращено по малозначительности.

Решением судьи Тарногского районного суда постановление изменено, из мотивировочной части постановления исключено указание на нарушение п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 по кладбищу недалеко от …….. Тарногского района Вологодской области, в остальной части постановление оставлено без изменения.

Со ссылкой на ст. 4 Устава и ст. 4 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает, что администрация Заборского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом по решению вопросов местного значения сельского поселения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к полномочиям ответчика.

В результате бездействия ответчика имеет место быть нарушение санитарно-эпидемиологических требований.

Просят признать бездействие администрации Заборского сельского поселения, выраженное в неисполнении требований санитарного законодательства незаконным и обязать ответчика в срок до 1 декабря 2018 года обеспечить наличие утвержденных в установленном порядке проектов устройства кладбищ возле д. …… (земельный участок с кадастровым номером …..), возле д. ….. (земельный участок с кадастровым номером …….) в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ, п.п. 4.2 и п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11.

В судебном заседании представитель истца территориального отдела Рспотребнадзора Сергачева Е.О. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, также пояснила, что к их полномочиям не относится дача заключения по представленному проекту устройства кладбищ, поэтому разрешение вопроса в этой части оставляют на усмтрение суда.

Представитель ответчика администрации Заборского сельского поселения Токарева М.А. исковые требования признала частично, пояснив, что действительно на момент проверки проекты устройства кладбищ отсутствовали. В настоящее время проект устройства общественных кладбищ утвержден постановлением администрации Заборского сельского поселения.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения в том числе юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (п. 1 ст. 2, ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ).

В силу ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г. № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).

В соответствии с пунктом 2.7. СанПиН 2.1.2882-11, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

В соответствии с ч.3 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения области относится к вопросам местного значения городских поселений - п.22 ч.1 вышеуказанного закона.

В соответствии со ст.1 Законом Вологодской области «О внесении изменений в закон области «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» закреплено за сельскими поселениями области вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные пунктами 15,18,22,37,39 ч.1 с.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в российской Федерации».

Согласно Уставу Заборского сельского поселения п.13 ст.4 к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, поэтому соблюдение санитарных правил является составной частью осуществляемой деятельности поселения.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой Тарногского района проверки по обращению гражданина было установлено, что на территории Заборского сельского поселения имеются три кладбища: возле д. …… (земельный участок с кадастровым номером …….), возле д. …… (земельный участок с кадастровым номером …..), возле д. ……). Проекты в отношении указанных кладбищ, предусмотренные п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11, отсутствуют.

Материалы проверки были переданы в территориальный отдел Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах.

По результатам проверки постановлением главного государственного санитарного врача в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах Вологодской области Ярославцевой С.С. от 6 марта 2018 г. № ……… в действиях администрации Заборского сельского поселения установлен состав административного правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по указанным выше объектам, производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Заборского сельского поселения прекращено за малозначительностью на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Также в адрес администрации было внесено предписание № ……. от 6 марта 2018 года об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Решением судьи Тарногского районного суда от 7 мая 2018 года указанное постановление изменено, исключено из мотивировочной части постановления указание на нарушение п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 по кладбищу недалеко от д. ……. Тарногского района Вологодской области, в остальной части постановление оставлено без изменения. Жалоба в части оспаривания представления главного государственного санитарного врача в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах Вологодской области Ярославцевой С.С. № 33/02-24 от 6 марта 2018 г. об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения оставлена без рассмотрения по существу.

Учитывая, что данные кладбища расположены на территории Заборского сельского поселения принятие необходимых мер к разработке проекта указанных выше кладбищ относится к полномочиям администрации Заборского сельского поселения. При организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, администрация должна руководствоваться указанными выше СанПиН 2.1.2882-11 и обязана принять меры по разработке проекта кладбищ, находящихся на ее территории.

Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории сельского поселения, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.

Кладбища возле д. ….. и возле д. ……….. являются действующими, земельные участки по данными кладбищами сформированы и поставлены на кадастровый учет. На кладбищах проводятся захоронения, поэтому на них распространяются положения п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11.

Таким образом, бездействие администрации Заборского сельского поселения выразившееся в неисполнении требований санитарного законодательства - непринятию Администрацией Заборского сельского поселения необходимых мер по разработке проекта кладбищ нашло своё подтверждение в ходе судебного заседания.

Поэтому исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящего дела установлено, что Постановлением Администрации Заборского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области № 75 от 1 октября 2018 г. утвержден проект устройства общественных кладбищ, расположенных на территории Заборского сельского поселения, в число которых входят кладбища, указанных в иске. Данный нормативный акт является действующим на момент рассмотрения дела.

Таким образом, ответчиком добровольно выполнены требования истца, указанные в исковом заявлении.

При таких основаниях суд приходит к выводу, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в лице территориального отдела в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Заборского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области выразившееся в неисполнении требований санитарного законодательства п.2.7 СанПин 2.1.2882-11.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 16 октября 2018 г.

Судья Игошкина О.В.

2-156/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Роспотребнадзор
Ответчики
Администрация Заборского сельского поселения
Суд
Тарногский районный суд Вологодской области
Дело на странице суда
tarnogsky.vld.sudrf.ru
15.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2020Передача материалов судье
15.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.04.2020Предварительное судебное заседание
15.04.2020Судебное заседание
15.04.2020Судебное заседание
15.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее