24RS0049-01-2020-000051-14
Гр.дело №2-208/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2020 года. г.Сосновоборск.
Сосновоборский городской суд Красноярского края.
В составе: председательствующего судьи Альбрант М.О.
при секретаре Кузнецовой Н.И.,
с участием представителя истца Рябцевой Т.Б. по доверенности от 24.05.2014,
представителя ответчика ТСЖ «Новосел» в лице председателя Цвинтарной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рзаевой Зинаиды Владимировны к администрации г. Сосновоборска, ТСЖ «Новосел» о возложении обязанностей создать условия для ее беспрепятственного доступа в жилое помещение и из него, в виде обустройства пандуса, поручнями и подъездом к входной группе,
У С Т А Н О В И Л:
Рзаева З.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Сосновоборска о возложении обязанностей создать условия для ее беспрепятственного доступа в жилое помещение и из него, ссылаясь на то, что она признана инвалидом 2 группы и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов, выданной ФГУ МСЭ ее передвижение возможно только при помощи инвалидной коляски. С 2018 года она использует электрическую инвалидную коляску KY112А. Она является собственником квартиры № 3 в первом подъезде жилого дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Сосновоборска. Однако, уже на протяжении четырех лет она не имеет возможности выйти из дома и лишена возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры, так как расположенная у крыльца подъезда лестница не приспособлена под инвалидные коляски. Договор на управление указанным многоквартирным домом заключен с ТСЖ «Новосел». В связи с чем, 13.11.2015 она написала заявление в ТСЖ «Новосел» об установке пандуса на лестнице, ведущей в первый подъезд. 09.02.2018 председатель ТСЖ «Новосел» Цвинтарная Н.А. сообщила ей, что администрацией г. Сосновоборска отказано в выделении денежных средств на установку пандуса, в связи с чем, вопрос по его установке будет решен на собрании собственников ТСЖ. 16.02.2018 она написала заявление главе администрации г. Сосновоборска Пономареву С.А. с просьбой установить пандус при входе в подъезд. 01.03.2018 от главы администрации г. Сосновоборска Пономарева С.А поступило сообщение, что ее обращение рассмотрено и отделом капитального строительства и ЖКХ администрации г. Сосновоборска совместно с ТСЖ «Новосел» ведется работа по определению объема работ, составлению сметы и подбору подрядчиков для обустройства пандуса. 20.03.2018 руководителем ТСЖ «Новосел» Цвинтарной Н.А. ей было сообщено, что принято решение об установке на крыльце подъезда не пандуса, а электрического подъемника, как более дешевого варианта, и ей был представлен для голосования перечень вопросов, где в п.8 был указан вопрос о необходимости принятия решения по установлению наклонного подъемника НПУ-001. При этом заранее с ней вопрос о замене пандуса на подъемник не обсуждался, сама она присутствовать на собрании собственников не могла по причине невозможности выйти из квартиры. Протокол собрания, где было принято решение об установке именно подъемника, вместо пандуса с обоснованием причин замены, Цвинтарная Н.А. ей представить отказалась. Она фактически была поставлена перед фактом, либо соглашаться с установкой этого подъемника, либо вообще ничего установлено не будет. При таких обстоятельствах она вынуждена была согласиться с этим решением. Однако при установлении подъемника не был учтен вопрос о необходимости его установки и обслуживания в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем, Ростехнадзором отказано во введении его в эксплуатацию и постановке на учет (письмо от 11.04.2019 г. Р-15287/4.8). Кроме того, в ходе проверки прокуратуры г. Сосновоборска (письмо от 07.05.2019 г. № 378ж-2019) установлены нарушения, допущенные при его установке, исключающие возможность его использования по назначению. Т.к. устранить нарушения указанные Ростехнадзором и прокуратурой г. Сосновоборска ТСЖ «Новосел» не смогло, эксплуатировать установленный подъемник в соответствии с действующим законодательством недопустимо, на собрании собственников жилых помещений было принято решение о его консервации (протокол общего собрания № 3 от 01.07.2019 г.), т.е. она так и не получила, предусмотренной законодательством, возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры, так как расположенная у крыльца лестница не приспособлена под инвалидные коляски. 10.09.2019 она через официальный сайт администрации г. Сосновоборска вновь обратилась к главе города Пономареву С.А. с просьбой установить пандус при входе в подъезд, однако 13.09.2019 получила отказ со ссылкой на отсутствие денежных средств. Таким образом, администрация г. Сосновоборска, отказывается создать даже минимальные условия, обеспечивающие удовлетворение естественных жизненных потребностей инвалида. Считает, что это является прямым нарушением ее прав и законных интересов, предусмотренных ст. 39 Конституции РФ и ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который обязывает органы власти помогать инвалидам, в том числе «обеспечить условия для беспрепятственного доступа к жилым зданиям». Считает, что отсутствие денежных средств у администрации г. Сосновоборска не может быть основанием для несоблюдения прав инвалидов. В результате указанных неправомерных действий, ответчиком ей причинен моральный вред, который она с учетом требований разумности и справедливости оценивает в 50 000 рублей. В связи с тем, что она не обладает достаточными знаниями в области защиты прав инвалидов, ей пришлось обратиться к юристу за консультацией и составлением искового заявления, в результате чего ею были произведены затраты в сумме 5000 руб.
Просит суд обязать администрацию города Сосновоборска, так как считает ее надлежащим ответчиком по делу, создать условия для беспрепятственного доступа инвалида Рзаевой З.В. в жилое помещение расположенное на первом этаже жилого дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Сосновоборска и из него, в виде обустройства входной группы на крыльце подъезда номер один данного жилого дома оборудованной соответствующим техническим требованиям пандусом, поручнями и подъездом к входной группе для самостоятельного передвижения инвалида, использующего кресло-коляску с электроприводом. Взыскать с администрации г.Сосновоборска в пользу Рзаевой Зинаиды Владимировны компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей и расходы на представителя в сумме 5000 руб.
Определением Сосновоборского городского суда Красноярского края от 19 марта 2020 года по ходатайству ответчика администрации г. Сосновоборска, ТСЖ «Новосел» привлечен по делу в качестве соответчика.
Истец Рзаева З.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежаще. В пояснениях к отзыву ответчика, полагала, что надлежащим ответчиком по делу является администрация г. Сосновоборск.
В судебном заседании от 01.12.2020 представитель истца Рябцева Т.Б. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация г. Сосновоборска, к ТСЖ «Новосел» требований не заявляла.
Представитель ответчика ТСЖ «Новосел» в лице председателя Цвинтарной Н.А., в судебном заседании от 01.12.2020 исковые требования не признала, суду пояснила, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Сосновоборск, ул. <данные изъяты>, рассмотрено заявление Рзаевой З.В. и принято решение установить наклонный подъемник НПУ-001 на 1 подъезде для инвалида-колясочника, в протоколе от 28.03.2018 допущена описка в части установления пандуса. Подъемник за счет средств собственников многоквартирного дома был закуплен для Рзаевой З.В., которая принимать его в собственность отказалась. Считает ТСЖ «Новосел» ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика администрации г. Сосновоборска Грабовская Т.В., по доверенности от 28.05.2019 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежаще, дело просила рассмотреть в ее отсутствие, в письменном отзыве на иск требования не признала, считая, что администрация г. Сосновоборска является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Жилой дом № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> в г. Сосновоборске введен в эксплуатацию в 2009 года. Соответственно положения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на спорные правоотношения не распространяются, так как отсутствуют условия их применения. Считает, что в силу п.2 ст. 138 ЖК РФ, комплекс работ по благоустройству входной группы на крыльце подъезда № 1, дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Сосновоборска, должен быть произведен ТСЖ «Новосел», в рамках осуществления деятельности ТСЖ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений. Акт проверки технической возможности установления пандуса от 22.08.2019 не составлялся, сотрудниками администрации г. Сосновоборска, был произведен только визуальный осмотр крыльца подъезда № 1, дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Сосновоборска.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (пп. "в" п. 10).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4 ст. 15 названного Федерального закона).
Вместе с тем, пунктом 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" установлено, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
При этом пп. 1 п. 4 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Названными Правилами закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2).
Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (п. 23 Правил).
Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (п. 12 - 22 Правил).
Таким образом, из совокупности вышеприведенных правовых норм следует, что придомовая территория многоквартирного жилого дома должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечивать инвалиду возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения его жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного жилого дома под потребности инвалида.
То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе и придомовой территории, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (ст. 12 ЖК РФ).
Как установлено в судебном заседании Рзаева З.В. является собственником квартиры № <данные изъяты> в первом подъезде жилого дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Сосновоборска, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2011. Рзаева З.В. является инвалидом 2 группы бессрочно, ее передвижение возможно только при помощи инвалидной коляски, что подтверждается справкой МСЭ-2017 № 1306577 и индивидуальной программой реабилитации инвалидов, выданной ФГУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю»
Договор на управление указанным многоквартирным домом заключен с ТСЖ «Новосел».
13.11.2015 в связи с тем, что первый подъезд жилого дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Сосновоборска не оборудован пандусом, Рзаева З.В., что бы иметь возможность выйти из дома на улицу, обратилась к председателю ТСЖ «Новосел» об установке пандуса в первом подъезде.
09.02.2018 председатель ТСЖ «Новосел» Цвинтарная Н.А. уведомила Рзаеву З.В. о том, что 28.01.2018 членами правления принято решение не заливать бетоном рельсы в первом подъезде, в связи с тем, что данные работы не соответствуют требованиями СНиП 35-014-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Принято решение об обращении в администрацию г. Сосновоборска о выделении денежных средств для установки пандуса. Вопрос по установке пандуса будет вынесен на ближайшее собрание собственников ТСЖ.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Сосновоборск, ул. Весенняя, дом 30, рассмотрено заявление Рзаевой З.В. и принято решение установить наклонный подъемник НПУ-001 на 1 подъезде для инвалида-колясочника (л.д. 26). (в протоколе от 28.03.2018 описка).
На основании данного решения ТСЖ «Новосел» закупило для Рзаевой З.В.подъемник наклонный электрический для маломобильных групп населения. Однако, 10.08.2018 Рзаева З.В. отказалась от принятия в собственность указанного подъемника по причине его не безопасности (л.д. 61).
Товарищество собственников жилья «Новосел» осуществляет управление и техническое обслуживание многоквартирного жилого дома по адресу: г. Сосновоборск, ул. <данные изъяты>, дом <данные изъяты>, и является управляющей организацией, созданной для управления многоквартирным домом. Товарищество собственников жилья «Новосел» не является собственником данного многоквартирного дома или его частей, в силу закона осуществляет функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома.
Пандус - это сооружение, имеющее сплошную наклонную поверхность по направлению движения, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске, для маломобильных групп населения.
Суд считает, что поскольку дом введен в эксплуатацию застройщиком в 2009 году, то оснований для применения положений части 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части возложения обязанности на ТСЖ, как на собственника жилого здания, создания условий входа в такие объекты и выхода из них, в том числе пандусом, не имеется. Кроме того, исковых требований к нему не заявлено.
16.02.2018 Рзаева З.В. обратилась к главе администрации г. Сосновоборска Пономареву С.А. с просьбой установить пандус при входе в первый подъезд дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Сосновоборска.
01.03.2018 от главы администрации г. Сосновоборска Пономарева С.А поступило сообщение, что ее обращение рассмотрено и отделом капитального строительства и ЖКХ администрации г. Сосновоборска совместно с ТСЖ «Новосел» ведется работа по определению объема работ, составлению сметы и подбору подрядчиков для обустройства пандуса.
Как следует из письма администрации г. Сосновоборска от 16.08.2019 на обращение Рзаевой З.В. по вопросу устройства пандуса, в соответствии с постановлением администрации г. Сосновоборска от 13.05.2019 № 668 «О создании муниципальной межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены указанные жилые помещения, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, расположенных на территории города Сосновоборска», 21.08.2019 в 10.30 по адресу: ул. <данные изъяты> будет проведено обследование общего имущества в многоквартирном доме о возможности его приспособления с учетом Ваших интересов для обеспечения условий их доступности.
В соответствии с письмом администрации г. Сосновоборска от 13.09.2019 по предварительной оценке, стоимость работ по строительству пандуса составляет около 500 000 рублей. В виду того, что г. Сосновоборск является дотационной территорией, выделить указанную сумму из средств городского бюджета не представляется возможным.
Каких либо Актов по результатам обследования суду не представлено, и как следует из пояснений представителя администрации г. Сосновоборска, не составлялось.
Установка пандусов является реконструкцией общего имущества собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме. Действующим законодательством РФ, нормами жилищного законодательства не установлена обязанность Товарищества по реконструкции общего имущества в многоквартирном доме в целях обеспечения беспрепятственного доступа в подъезд дома и к квартирам жильцов с ограниченными физическими возможностями (маломобильной группы населения) без соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ, под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно п. "в" ч. 2 разд. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции), земельный участок.
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и п. 6 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).
Таким образом, оборудовать пандус у первого подъезда многоквартирного дома без получения на это согласия собственников помещений многоквартирного дома, не представляется возможным.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Сосновоборск, ул. <данные изъяты>, дом <данные изъяты>, рассмотрено заявление Рзаевой З.В. и принято решение установить наклонный подъемник НПУ-001 на 1 подъезде для инвалида-колясочника.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно п. 1.6 Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденного приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года и введенного в действие с 1 января 2013 года, проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).
Многоквартирный жилой дом, где проживает истец сдан в эксплуатацию в 2009 году, то есть, еще до введения в действие названных СНиП и СП.
Из требований ст. ст. 1, 47, 48 Градостроительного кодекса РФ следует, что обязанность предусмотреть приспособления для доступа инвалидов в ранее построенные и эксплуатируемые здания возникает при их реконструкции или капитальном ремонте с учетом оценки технических решений и определения технической возможности установки указанных приспособлений.
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены "Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме".
В соответствии с п. 3 Правил координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений (далее - уполномоченный федеральный орган); в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Правил, обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда субъекта Российской Федерации, осуществляется региональной межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемой уполномоченным органом (далее - региональная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Правил, по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, содержащий описание характеристик общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, составленное на основании результатов обследования; выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;
перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - мероприятия), определяемый на основании настоящих Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).
В соответствии с п. 14 Правил перечень мероприятий может включать в себя:
а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил;
б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил;
в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, статья 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает конкретный порядок доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В свою очередь, "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям, определяя параметры их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам СНиП предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральными органами исполнительной власти в соответствии со сферами ведения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках ведомственных и целевых программ, а также организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется реализация основных мероприятий подпрограммы "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы. Эти мероприятия предусматривают приведение состояния зданий и сооружений в соответствии с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения; приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий.
Таким образом, согласно нормам действующего законодательства, целевое финансирование на проведение работ по установке пандусами подъездов жилых домов предусматривается в рамках бюджета субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений Постановления Правительства РФ от 01.12.2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта. Согласно пункту 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которому СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" обязателен для исполнения.
В соответствии с п. 4.1.14 СП 59.13330.2012 наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
В соответствии с п. 4.1.15 СП 59.13330.2012 пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м). Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. В соответствии с п. 5.1.4 СП 13330.2012 входные двери должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. Высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.
В соответствии с п. 5.2.15 СП 13330.2012 вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м.
Обязанность доказать техническую возможность оборудования стационарным пандусом площадку крыльца первого подъезда, возлагается на истца в силу ст. 56 ГПК РФ.
Такие доказательства истцом не представлены.
Устройство стационарного пандуса должно соответствовать законодательству Российской Федерации, строительным и техническим нормативам, осуществляться по проектной документации.
Устройство пандусов является реконструкцией общего имущества собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме. Вместе с тем, действующим жилищным законодательством Российской Федерации не установлена обязанность Управляющей организации (ТСЖ) проводить реконструкцию общего имущества в многоквартирном доме в целях обеспечения беспрепятственного доступа в подъезд дома и к квартирам жильцов с ограниченными физическими возможностями (маломобильные группы населения).
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и п. 6 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).
Кроме того, реконструкцией существующих входов и лестничных маршей без решения собственников помещений, и соответствующего проекта, будут нарушены действующие нормативно-технические документы по технической эксплуатации жилищного фонда, повлечет нарушение прав собственников помещений в виде необоснованных целевых взносов, а также иные ограничения условий жизнедеятельности других групп населения, проживающих в данном жилом доме.
Таким образом, оборудование входа первого подъезда стационарным пандусом с поручнями, отвечающими техническим параметрам, без получения на это согласия собственников помещений многоквартирного дома, не представляется возможным.
В этой связи у суда отсутствуют правовые основания, для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Рзаевой Зинаиды Владимировны к администрации г. Сосновоборска о возложении обязанностей создать условия для ее беспрепятственного доступа в жилое помещение и из него, в виде обустройства пандуса, поручнями и подъездом к входной группе, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Сосновоборский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: - М.О. Альбрант