Решение по делу № 33-961/2024 от 08.02.2024

Судья Алексеева А.А.

№ 33-961-2024

УИД 51RS0007-01-2023-001633-68

Мотивированное определение изготовлено 14 марта 2024 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

6 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Булыгиной Е.В.

судей

Тихоновой Ж.В.

Старцевой С.А.

при секретаре

Кандевиц О.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1545/2023 по иску прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вторая управляющая +», муниципальному образованию в лице администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства,

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Вторая управляющая +» на решение Апатитского городского суда Мурманской области от 12 декабря 2023 года.

Заслушав доклад судьи Тихоновой Ж.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы прокурора Мурманской областной прокуратуры Мунтян Р.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Прокурор города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Вторая управляющая +» (далее - ООО «Вторая управляющая +») об устранении нарушений законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации на территории муниципального образования город Апатиты детских игровых и спортивных площадок.

В ходе проведенной проверки установлено, что под управлением ООО «Вторая управляющая +» на основании договоров управления многоквартирным домом (далее - МКД) осуществляет управление в городе Апатиты: МКД № ..., МКД № ..., МКД № ..., МКД № ....

МКД № ... расположен на земельном участке с кадастровым номером *, на указанном участке расположено игровое оборудование: два игровых комплекса, качель типа «маятник», карусель.

МКД №    ..., расположен на земельном участке с кадастровым номером *, установил: на указанном участке расположено игровое оборудование: две качели типа «маятник».

МКД № ... расположен на земельном участке с кадастровым номером *, на указанном участке расположена спортивная площадка с металлическим ограждением.

МКД № ... расположен на земельном участке с кадастровым номером *, на указанном участке расположена детская площадка.

Вышеуказанные земельные участки являются в силу закона общей долевой собственностью собственников помещений соответствующих МКД. Заключая соответствующие договоры и получая плату от жителей МКД, ООО «Вторая управляющая +» обязано осуществлять обслуживание вышеперечисленных игровых площадок в соответствии с установленными правовыми и техническими нормами.

В ходе проверки установлено, что у ООО «Вторая управляющая +» отсутствуют документы на оборудование указанных игровых площадок, журнал контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта, график ежедневного визуального осмотра, графики проведения осмотров. Обслуживание игровых площадок не осуществляется, в состав общего имущества МКД не входит. Кроме того, на информационной табличке детской площадки не указаны номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, а также на оборудовании отсутствуют таблички, содержащие наименование и адрес изготовителя или его уполномоченного представителя, год введения в эксплуатацию, обозначение оборудования по ГОСТ 2.201 и ОК 012.

Отсутствие эксплуатирующей организации и как следствие ответственных лиц, осуществляющих контроль технического состояния оборудования (форм), установленных на детской площадке, недопустимо. Бездействие управляющей компании в части ненадлежащего содержания общего имущества не отвечает интересам как собственников общего имущества МКД, так и иных лиц, пользующихся детскими площадками.

Определением суда от 2 ноября 2023 г. производство по делу в части требований прокурора к ООО «Вторая управляющая +» в отношении игровой площадки, расположенной в районе МКД № ... прекращено.

Определением суда от 23 октября 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование в лице администрации муниципального образования    город Апатиты    с подведомственной территорией Мурманской    области (далее    - администрация города Апатиты), в качестве третьего лица муниципальное казенное учреждение города Апатиты «Управление городского хозяйства» (далее - МКУ г. Апатиты «УГХ»), поскольку элемент спортивной площадки ограждение спортивного поля с двумя металлическими воротами, расположенное во дворе МКД № ..., находится на земельном участке свободном от прав третьих лиц.

В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно изменял исковые требования, с учётом последних уточнений, прокурор просил обязать ООО «Вторая управляющая +» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения требований законодательства, а именно на спортивной площадке - огражденное спортивное поле, расположенной на земельном участке с кадастровым номером * на котором расположен многоквартирный дом №..., на двух качелях металлических, расположенных на земельном участке с кадастровым номером *, на котором расположен многоквартирный дом № ...:

провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования, в соответствии с требованиями пункта 6.4 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»;

обеспечить разработку и установку информационной таблички или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, в соответствии с требованиями пункта 7.5 ГОСТ Р 52301-2013;

обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акты осмотра и проверки, графики осмотра), в соответствии с требованиями пункта 7.4 ГОСТ Р 52301-2013.

Обязать ООО «Вторая управляющая+» в срок до 1 июня 2024 г. устранить следующие нарушения требований законодательства:

на огражденном спортивном поле, расположенном на земельном участке с кадастровым номером * на котором расположен многоквартирный дом № ...: защитить от коррозии элементы оборудования из металла в соответствии с п. 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012;

на двух качелях металлических, расположенных на земельном участке с кадастровым номером *, на котором расположен многоквартирный дом № ...: защитить от коррозии элементы оборудования 2 качелей из металла в соответствии с п. 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012; устранить дефекты, имеющиеся на поверхностях оборудования, выполненных из древесины, — заусенцы, задиры, отщепы, сколы, шероховатые поверхности, способные нанести травму несовершеннолетним, и острые края на элементах, в соответствии с пунктом 4.3.5 ГОСТ Р 52169-2012, пунктами 4.3.7 и 4.3.8 ГОСТ Р 52169-2012.

Обязать администрацию города Апатиты в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства огражденного спортивного поля с

двумя металлическими воротами, расположенном в кадастровом квартале * на землях, свободных от прав третьих лиц во дворе домов по ...:

провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования, в соответствии с требованиями пункта 6.4 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»;

обеспечить разработку и установку информационной таблички или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, в соответствии с требованиями пункта 7.5 ГОСТ Р 52301-2013;

обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акты осмотра и проверки, графики осмотра), в соответствии с требованиями пункта 7.4 ГОСТ Р 52301-2013.

Обязать администрацию города Апатиты в срок до 1 июня 2024 г. устранить следующие нарушения требований законодательства на спортивном поле с ограждением, с двумя металлическими воротами, расположенном в кадастровом квартале * на землях, свободных от прав третьих лиц во дворе домов по ...:    защитить от коррозии элементы

оборудования из металла в соответствии с п. 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012; устранить шероховатости поверхности элементов оборудования, способных нанести травму несовершеннолетним, острые края и острые поверхности элементов оборудования, восстановить целостность металлической сетки ограждения игровой площадки и ворот в соответствии с пунктами 4.3.7 и 4.3.8 ГОСТ Р 52169-2012.

Производство по делу в части ряда требований прокурора определением от 12 декабря 2023 г. прекращено.

Судом принято решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены.

Суд возложил обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Вторая управляющая+» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу    устранить    следующие нарушения    требований законодательства на спортивной площадке - огражденное спортивное поле, расположенной на земельном участке с кадастровым номером * на котором расположен многоквартирный дом № ...:

-    провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования, в соответствии с требованиями пункта 6.4 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»;

-    обеспечить разработку и установку информационной таблички или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, в соответствии с требованиями пункта 7.5 ГОСТ Р 52301-2013;

-    обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акты осмотра и проверки, графики осмотра), в соответствии с требованиями пункта 7.4 ГОСТ Р 52301-2013.

На ООО «Вторая управляющая+» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу возложена обязанность устранить следующие нарушения требований законодательства на двух качелях металлических, расположенных на земельном участке с кадастровым номером *, на котором расположен многоквартирный дом № ...:

-    провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования, в соответствии с требованиями пункта 6.4 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»;

-    обеспечить разработку и установку информационной таблички или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, в соответствии с требованиями пункта 7.5 ГОСТ Р 52301-2013;

-    обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акты осмотра и проверки, графики осмотра), в соответствии с требованиями пункта 7.4 ГОСТ Р 52301-2013.

На ООО «Вторая управляющая+» в срок до 1 июня 2024 г. возложена обязанность устранить следующие нарушения требований законодательства на огражденном спортивном поле, расположенном на земельном участке с кадастровым номером * на котором расположен многоквартирный дом № ...:

-    защитить от коррозии элементы оборудования из металла в соответствии с и. 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012.

На ООО «Вторая управляющая+» в срок до 1 июня 2024 г. возложена обязанность устранить следующие нарушения требований законодательства на двух качелях металлических, расположенных на земельном участке с кадастровым номером *, на котором расположен многоквартирный дом № ...:

-    защитить от коррозии элементы оборудования 2 качелей из металла в соответствии с пунктом 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012;

-    устранить дефекты, имеющиеся на поверхностях оборудования, выполненных из древесины, - заусенцы, задиры, отщепы, сколы, шероховатые поверхности, способные нанести травму несовершеннолетним, и острые края на элементах, в соответствии с пунктом 4.3.5 ГОСТ Р 52169- 2012, пунктами 4.3.7 и 4.3.8 ГОСТ Р 52169-2012.

На администрацию муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу возложена обязанность устранить выявленные нарушения требований законодательства огражденного спортивного поля с двумя металлическими воротами, расположенном в кадастровом квартале * на землях, свободных от прав третьих лиц во дворе домов по ...:

-    провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования, в соответствии с требованиями пункта 6.4 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»;

-    обеспечить разработку и установку информационной таблички или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, в соответствии с требованиями пункта 7.5 ГОСТ Р 52301-2013;

-    обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акты осмотра и проверки, графики осмотра), в соответствии с требованиями пункта 7.4 ГОСТ Р 52301-2013.

На администрацию муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области в срок до 1 июня 2024 г. возложена обязанность устранить следующие нарушения требований законодательства на спортивном поле с ограждением, с двумя металлическими воротами, расположенном в кадастровом квартале * на землях, свободных от прав третьих лиц во дворе домов по ...:

-    защитить от коррозии элементы оборудования из металла в соответствии с п. 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012;

-    устранить шероховатости поверхности элементов оборудования, способных нанести травму несовершеннолетним, острые края и острые поверхности элементов оборудования, восстановить целостность металлической сетки ограждения игровой площадки и ворот в соответствии с пунктами 4.3.7 и 4.3.8 ГОСТ Р 52169-2012.

С ООО «Вторая управляющая +» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей.

Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе представитель ООО «Вторая управляющая+» Воскресенская В.Г. ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, в части возложения обязанности на ООО «Вторая управляющая +» принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В жалобе, приводит доводы о том, что спорная и детская площадки не могут быть отнесены к общедомовому имуществу, поскольку решение собственниками МКД не принималось, управляющая компания отвечает перед собственниками за надлежащее содержания только того имущество, которое является общим имуществом этих собственников и предназначенным для их благоприятного и безопасного проживания.

Отмечает, что решение по включению спорного имущества в состав общедомового имущества собственниками многоквартирного дома не принималось, потому управляющая компания не полномочна тратить денежные средства собственников, собираемые на ремонт и содержание общедомового имущества, на ремонт элементов детской площадки, не отнесенных к общедомовому имуществу.

Ссылаясь на судебную практику указывает, что имущество, размещенное на земельном участке МКД вопреки воле собственников помещений, имеющее иного собственника, не поступает автоматически в собственность владельца земельного участка.

Ссылается, что суд не принял во внимание доводы, что в паспортах многоквартирных домов отсутствует указание на наличие спортивного/детского оборудования.

При вынесения судом не дана правовая оценка, что детская площадка, расположенная в районе МКД ..., была предметом рассмотрения в арбитражном суде, что предмет спора является идентичным данному спору - отнесение спортивной площадки в состав общего имущества собственников и возложение на ООО «Вторая управляющая+» обязанности содержать данную площадку. В рассматриваемом случае спорная спортивная площадка не располагается в непосредственной близости к МКД.

Обращает внимание на то, что требования прокурора направлены на обеспечения безопасности несовершеннолетних, вместе с тем, ГОСТы на которые руководствовался суд в решении не могут быть применены, поскольку данные ГОСТы не могут быть применены к оборудованию изготовленному и установленному ранее 2004 г., также указывает на отсутствие технической документации, а при отсутствии технической документации - паспорта безопасности, инструкции по эксплуатации и сроков эксплуатации объектов, не является безопасным.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика ООО «Вторая управляющая +», муниципального образования в лице администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области представители третьих лиц КУИ Администрации г. Апатиты, Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации г. Апатиты, МКУ г.Апатиты «УГХ», извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Доводов о несогласии с решением суда в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства апелляционная жалоба не содержит, решение суда в установленном процессуальным законодательством порядке, в связи, с чем в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда в указанной части не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Проверив представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества в многоквартирном доме входит, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем и безопасность для жизни и здоровья граждан (пункт 10 Правил).

В соответствии с пунктом 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детскую площадку, а в перечень работ по содержанию жилых домов входят работы по ремонту детских площадок.

Эксплуатантом детских игровых и спортивных площадок признается общество, организация, корпорация, объединение или частное лицо с соответствующими полномочиями и ответственностью за эксплуатацию оборудования (пункт 3.5 ГОСТ Р 52301-2013). А по смыслу пункта 7.4 названного стандарта вся документация на оборудование детской площадки, включая паспорт, графики проведения осмотров, журналы и акты осмотров, подлежит постоянному хранению именно у эксплуатанта.

В качестве эксплуатанта выступает управляющая организация, обслуживающая многоквартирный дом, в общее имущество собственников которого    входит и    элементом    благоустройства которого    является

соответствующая площадка.

При эксплуатации детских площадок обязательному исполнению подлежат    требования    ГОСТ Р    52169-2012 «Национальный    стандарт

Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» и ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования».

Решение Совета депутатов муниципального образования город Апатиты от 23 октября 2017 г. № 548 (ред. от 27 декабря 2022 г.) утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, согласно пункту 1.3 под объектом благоустройства территории понимаются территории, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории районов города, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования; под элементами благоустройства понимаются в том числе детские площадки, спортивные площадки, малые архитектурные формы, элементы озеленения и т.д.; под придомовой территорией - земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположено здание (сооружение) и предназначенные для его обслуживания и эксплуатации объекты, сформированный в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение); под земельным участком в составе общего имущества многоквартирного дома - земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными

предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно выписке    из ЕГРЮЛ    основным    видом деятельности ООО «Вторая управляющая +» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.

ООО «Вторая управляющая +» осуществляет управление МКД № ... на основании договора управления МКД № 1/2-Б6 от 1 апреля 2015 г.

МКД № ... расположен на земельном участке с кадастровым номером *.

По сведениям филиала ППК «Роскадастр» по Мурманской области, земельный участок с кадастровым номером * кадастровый квартал *, расположенный по адресу: ..., площадью *** кв.м, поставлен на кадастровый учет 31 августа 2004 г., на указанном земельном участке расположено здание № *

Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, элемент спортивной площадки огражденное спортивное поле с двумя металлическими воротами расположено в кадастровом квартале * на землях, свободных от прав третьих лиц, во дворе МКД ... и МКД .... Результаты осмотра зафиксированы фототаблицей по осмотру детской площадки от 18 июля 2023 г.

ООО «Вторая управляющая +» также осуществляет управление МКД ... на основании договора управления МКД от 1 апреля 2015 г.

МКД №    ... расположен на земельном участке с кадастровым номером *.

Согласно сведениям филиала ППК «Роскадастр» по Мурманской области, земельный участок с кадастровым номером *, кадастровый квартал *, расположенный по адресу: ..., площадью *** кв.м, поставлен на кадастровый учёт 13 июля 2004 г., на указанном земельном участке расположено здание № *.

Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок с кадастровым номером * на котором расположен МКД ..., расположено игровое оборудование - две качели типа «маятник». Результаты осмотра зафиксированы фототаблицей по осмотру детской площадки от 18 июля 2023 г.

Кроме того, под управлением ООО «Вторая управляющая +» находится МКД № ... на основании договора управления МКД № Дз-10/2015 от 1 апреля 2015 г.

МКД ... расположен на земельном участке с кадастровым номером *.

Согласно сведениям филиала ПИК «Роскадастр» по Мурманской области, земельный участок с кадастровым номером *, кадастровый квартал *, расположенный по адресу: ..., площадью *** кв.м, поставлен на кадастровый учёт 13 декабря 2005 г., на указанном земельном участке расположено здание *.

Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок с кадастровым номером *, на котором расположен МКД ..., расположена игровая площадка с металлическим ограждением. Результаты осмотра зафиксированы фототаблицей по осмотру детской площадки от 18 июля 2023 г.

Данные игровые элементы были установлены в рамках предвыборной компании, на баланс управляющей организации не передавались, техническая документация отсутствует.

Указанные игровые площадки администрацией города Апатиты не приобретались, размещение на придомовых территориях собственниками с органами местного самоуправления не согласовывалось.

В связи с отсутствием документации вышеуказанные детские площадки в состав общего имущества многоквартирных домов не включены.

Игровые/спортивные площадки используются жителями многоквартирных домов.

Кроме того, как установлено судом и следует из материалов дела, визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования не проводятся, у управляющих компаний отсутствуют журналы контроля за техническим состоянием оборудования.

Разрешая спор, установив, что детские (спортивные) площадки относятся к элементам благоустройства, содержание в надлежащем состоянии которых относится, в том числе, к обязанности управляющей компании, ответчик не исполняет возложенные на него обязанности по содержанию элементов детской игровой и спортивных площадок на придомовой территории обслуживаемых ответчиком перечисленных многоквартирных домов, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований

Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и оснований считать их неправильными, в том числе по доводам апелляционной жалобы, у судебной коллегии не имеется.

Выраженное в апелляционной жалобе ООО «Вторая управляющая +» несогласие с оценкой судом обстоятельств дела и представленных доказательств не дает оснований судебной коллегии считать решение суда ошибочным и не ставит под сомнение законность выводов суда.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества в многоквартирном доме входит, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно пункту "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества многоквартирного дома включаются детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В силу пункта 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан.

В соответствии со статьей 16 Закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Пунктом 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.

В силу пункта 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно части 1 статьи 16, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Решением Совета депутатов МО город Апатиты от 23.10.2017 N 548 (ред. от 27.12.2022) утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, согласно пункту 1.3 которых под объектом благоустройства территории понимаются территории, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории районов города, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуальнопространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования; под элементами благоустройства понимаются в том числе детские площадки, спортивные площадки, малые архитектурные формы, элементы озеленения и т.д.; под придомовой территорией - земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположено здание (сооружение) и предназначенные для его обслуживания и эксплуатации объекты, сформированный в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение); под земельным участком в составе общего имущества многоквартирного

Из приведенных положений закона следует, что спорные детские площадки с элементами игрового оборудования расположены в границах земельных участков, на которых расположены указанные в иске многоквартирные дома, находящиеся под управлением ответчиков, в силу закона являются общим имуществом собственников помещений этих многоквартирных домов, должны эксплуатироваться на тех же условиях, что и остальное имущество дома.

Судебная коллегия соглашается с суждением суда о том, что с момента принятия дома для управления им ответчики получили не только права, но и обязанности, в том числе, по обустройству и содержанию существующих детских и спортивных площадок, в связи с этим полагает правильным вывод о том, что содержание элементов благоустройства в границах земельного участка, на которых расположены многоквартирные дома, относятся к обязанностям лица, осуществляющего управление домом, независимо от отсутствия либо наличия обстоятельств, перечисленных заявителем в апелляционной жалобе, в связи с чем суд обоснованно возложил обязанность по поддержанию надлежащего состояния элементов детских площадок и устранению указанных выше выявленных нарушений на ответчиков.

Ответчик не указывал на недействительность договоров управления указанными домами, факт неисполнения обязанности по содержанию названного общедомового имущества не опроверг.

Вопреки позиции заявителя жалобы, детские и спортивные площадки, на которых выявлены перечисленные выше нарушения, расположены в границах земельных участков, на которых находятся многоквартирные дома, управление которыми осуществляется управляющей компанией ООО «Вторая управляющая +», в связи с чем обязанность по контролю за санитарным состоянием, по поддержанию надлежащего состояния элементов детских площадок по вышеприведенным адресам, независимо от того, какая организация устанавливала данные детские и спортивные площадки, лежит на юридическом лице.

В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан.

В силу пункта 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно части 1 статьи 16, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

В связи с этим содержание элементов благоустройства в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, относится к обязанностям лица, осуществляющего управление домом, независимо от отсутствия либо наличия обстоятельств, перечисленных заявителем в жалобе как отсутствие акта приема-передачи детской площадки управляющей компанией, отсутствие паспорта безопасности объекта, строительство детской площадки без согласования с управляющей компанией. При таких обстоятельствах доводы жалобы об отсутствии необходимых документов подлежат отклонению.

Требования к содержанию и эксплуатации детских площадок регламентированы Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования", Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52299-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качалок. Общие требования".

Судом первой инстанции при разрешении спора принято во внимание, что необходимость проведение работ в отношении детских и спортивных площадок обусловлена безопасностью детей, которые пользуются детской площадкой. Устранение выявленных нарушений, в том числе соответствие ГОСТу, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный характер для управляющей компании в силу договора управления многоквартирным домом, который в данном случае выступает в качестве правового основания возникновения отношений по поводу надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, с данными выводами суда соглашается судебная коллегия.

Таким образом, доводы жалобы о том, что ГОСТы не могут быть применены к детскому оборудованию, изготовленному и установленному ранее 2004 г., не могут быть приняты во внимание, поскольку не отвечают требованиям безопасности, обязанность осуществлять контроль за техническим состоянием оборудования (его элементов), проводить регулярные визуальные, функциональные и ежегодные осмотры оборудования, расположенного на детских игровых площадках, целью которых является выявление неисправных и опасных для эксплуатации элементов оборудования, независимо от года изготовления, должна осуществляться управляющей компанией.

Доводы жалобы о том, что плата за содержание детской площадки не взымается, не освобождают управляющую организацию от обязанности обеспечивать надлежащее состояние детских и спортивных площадок на придомовых территориях. Доводы жалобы в данной части являются не обоснованными.

Доводы о том, что детская площадка, расположенная в районе МКД ..., была предметом рассмотрения в арбитражном суде, не располагается в непосредственной близости к МКД, подлежат отклонению как необоснованные.

В силу статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Причем под земельным участком в данном случае понимается не только участок земли, непосредственно занятый многоквартирным домом, но и придомовая территория.

Придомовая территория - это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к нему и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п.

Таким образом, детская площадка, расположенная в районе МКД ..., является частью придомовой территории многоквартирного дома, которой пользуются его жители. В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком ООО «Вторая управляющая +» не представлено доказательств, что данная площадка относится к придомовой территории иного дома, ни суду первой инстанции ни апелляционной инстанции.

В связи с чем, судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции о возложении обязанности по устранению нарушений на управляющую компанию правильными.

Приведенные в жалобе ссылки на судебную практику во внимание судебной коллегией не принимаются, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а судебные акты, приведенные истцом в обоснование своей позиции, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, по существу, сводятся к несогласию подателя жалобы с принятым судом решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иное толкование норм материального права, иную оценку доказательств, исследованных судом первой инстанции по правилам статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

При таком положении, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Апатитского городского суда Мурманской области от 12 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вторая управляющая +» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-961/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ПРОКУРОР Г.АПАТИТЫ В ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ
Ответчики
ООО "ВТОРАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ+"
Администрация города Апатиты Мурманской области
Другие
МКУ г. Апатиты «Управление городского хозяйства»
УПРАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.АПАТИТЫ
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Тихонова Жанна Васильевна
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
08.02.2024Передача дела судье
06.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Передано в экспедицию
06.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее