Дело № 2-2316/2024 (43RS0003-01-2024-003048-34)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 сентября 2024 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Комаровой Л.В.,
при секретаре Казаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2316/2024 по исковому заявлению прокурора г. Кирова к муниципальному образованию «город Киров» в лице администрации г. Кирова о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Кирова обратился в суд с иском к муниципальному образованию «город Киров» в лице администрации г. Кирова о возложении обязанности. В обоснование указал, что по информации ОНДПР г. Кирова ГУ МЧС РФ по Кировской области на территории {Адрес}, {Адрес} объекты защиты и находящиеся на них здания и сооружения не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения, не имеют устроенных подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а именно: к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровым номером {Номер} в {Адрес}, к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровыми номерами {Номер} в {Адрес}, к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровыми номерами {Номер} в {Адрес}. Отсутствие источников пожаротушения может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Просит возложить на муниципальное образование «город Киров» в лице администрации г. Кирова обязанность по обустройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровым номером {Номер} в {Адрес} г. Кирова, к естественному водоему на земельном участке с кадастровым номером {Номер} в {Адрес} г. Кирова, к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровым номером {Номер} в {Адрес} г. Кирова.
Исходя из характера спорных правоотношений, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ГУ МЧС России по Кировской области, территориальное управление по {Адрес} администрации г. Кирова, территориальное управление по {Адрес} администрации г. Кирова, Солодкий И.В., Пестрикова Г.А.
Истец прокурор г.Кирова в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Причины неявки не известны.
Представитель истца - помощник прокурора г. Кирова Белорыбкин М.С. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований доверителя.
Представитель ответчика – администрации г. Кирова Беспятых Е.А. в судебном заседании исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению. Поддержала доводы отзыва, что в д. Сергеево построен пожарный резервуар объемом 50 куб.м. по адресу: {Адрес}, д. Сергеево; имеется естественный водоем по адресу: {Адрес}, в связи с чем {Адрес} обеспечена объектами противопожарного водоснабжения.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Кировской области Халтурин С.А. в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно, надлежащим образом. Причины неявки не известны. Ранее исковые требования прокурора полагал подлежащими удовлетворению, пояснил, что естественные источники водоснабжения для пожаротушения достаточны, однако непригодны для пожаротушения, поскольку должны быть обеспечены подъездами размером 12 на 12 м. В {Адрес} имеется 2 водоема, пригодных для пожаротушения, в {Адрес} - 1 закрытый резервуар и 1 естественный водоисточник, к которому требуется обустроить подъезд.
Третье лицо Солодкий И.В. в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно, надлежащим образом. Причины неявки не известны. Ранее исковые требования поддержал, пояснил, что в {Адрес} имеется два водоема, в которых пожарные автомобили набирают воду, однако на сегодняшний день подъезд к данным водоемам невозможен.
Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Кирова в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Причины неявки не известны. Направил отзыв, в котором исковые требования полагал подлежащими удовлетворению.
Представитель ТУ по {Адрес} администрации г. Кирова в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Направил отзыв.
Представитель ТУ по {Адрес} администрации г. Кирова в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Направил отзыв, в котором исковые требования полагал подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Пестрикова Г.А. в судебное заседание не явилась. Уведомлена своевременно и надлежащим образом. Причины неявки не известны.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Статьей 16 Федерального закона от 06.12.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
В ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относится в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях
Согласно п. 11 ч. 6 ст. 29 решения Кировской городской Думы № 42/19 от 29.06.2005 «Об уставе муниципального образования «Город Киров» к компетенции администрации г. Кирова относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования.
Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
Согласно ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.
Требования к объектам наружного противопожарного водоснабжения и правила их содержания определяются приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 «Об утверждении свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности»
В соответствии с п. 4.1., 4.2. СП 8-13130 в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения. Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы.
Пунктом 10.4. СП 8-13130 установлено, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).
Пунктами 10.6., 10.10., 10.11 СП 8-13130 регламентировано, что пожарные резервуары должны быть оборудованы устройствами для отбора воды пожарными автомобилями (мотопомпами). Пожарные резервуары и водоемы оборудовать переливными и спускными трубопроводами не требуется. К пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Пожарные резервуары и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 на 12 метров.
Из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы противопожарной безопасности, в том числе обеспечить объекты защиты источниками наружного противопожарного водоснабжения.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что в ходе проведенной органами прокуратуры проверки установлено, что на территории д. Сергеево, {Адрес} г. Кирова объекты защиты и находящиеся на них здания и сооружения не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения соответствующими установленным требованиям, а именно: подъезды к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровыми номерами {Номер} в {Адрес}, к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровыми номерами {Номер} в {Адрес}, к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровыми номерами {Номер} в {Адрес} г. Кирова не обустроены площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
{Дата} прокуратурой г. Кирова в отношении главы администрации г. Кирова вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства (л.д. 24-29). Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
{Дата} ОНДПР г. Кирова ГУ МЧС РФ по Кировской области в адрес администрации г. Кирова вынесено предписание об устранении выявленных нарушений до {Дата} (л.д. 19-23). Нарушения в установленный срок не устранены.
По мнению суда, необеспеченность объектов защиты в д. Сергеево, {Адрес} г. Кирова наружным противопожарным водоснабжением может повлечь нарушение прав граждан на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара, которые коррелируют с правом, вытекающим из положений Конституции Российской Федерации, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав – обязанностью государства.
Установив фактические обстоятельства дела и применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, суд удовлетворяет требования прокурора и возлагает на муниципальное образование «город Киров» в лице администрации г. Кирова обязанность по обустройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровым номером {Номер} в {Адрес} г. Кирова, к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровым номером {Номер} в {Адрес} г. Кирова, к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровым номером {Номер} в {Адрес} г. Кирова в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
Установленный судом срок является разумным применительно к возложенной обязанности и более длительному сроку не подлежит, т.к. обязанность по обеспечению противопожарной безопасности на территории муниципального образования «Город Киров» является текущей обязанностью администрации г. Кирова исходя из ее полномочий, которые, как установлено при рассмотрении настоящего спора, выполняются ненадлежащим образом.
Допущенное администрацией г. Кирова бездействие нарушает права и
законные интересы неопределенного круга лиц в сфере пожарной безопасности, поскольку отсутствие источников пожаротушения может повлечь причинение вреда как жизни и здоровью, так и имуществу граждан в результате пожара.
Суд убежден, что иск заявлен прокурором в пределах предоставленных ст.45 ГПК РФ полномочий, поскольку направлен на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Являясь субъектом доказательственной деятельности, администрация г. Кирова вопреки ст.56 ГПК РФ не представила относимых и допустимых доказательств, предоставляющих суду правовые основания для отказа в иске.
Несмотря на наличие иных водных объектов, пригодных для пожаротушения, вопреки доводам администрации г. Кирова, суд не усматривает оснований для отказа в иске, поскольку надлежащее оборудование подъездов к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровым номером {Номер} в {Адрес} г. Кирова, к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровым номером {Номер} в {Адрес} г. Кирова, к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровым номером {Номер} в {Адрес} г. Кирова., будет способствовать обеспечению противопожарной безопасности на территории указанных населенных пунктов.
Кроме того, по мнению суда, с учетом доводов сторон и правового обоснования уполномоченного органа, несмотря на наличие в д. Сергеево пожарного резервуара объемом 50 куб.м. по адресу: г. Киров, {Адрес}, {Адрес}, сооружение 17а; естественного водоема по адресу: г. Киров, {Адрес} {Адрес}, обустройство естественных водных объектов в {Адрес}, {Адрес} г. Кирова подъездами для пожарного транспорта делает возможным осуществление круглогодичного пожаротушения на территории указанных населенных пунктов. При этом согласно пояснениям уполномоченного органа в целях круглогодичного обеспечения противопожарной безопасности необходимым и достаточным является оборудование естественных водоемов в районе земельных участков с кадастровыми номерами {Номер} в {Адрес} г. Кирова, {Номер} в {Адрес} г. Кирова, {Номер} в {Адрес} г. Кирова подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды.
В материалах дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства достаточности имеющихся в {Адрес}, {Адрес} г. Кирова водных объектов для целей пожаротушения. При этом обязанность обеспечения органом местного самоуправления возможности использования различных водоемов для целей пожаротушения прямо следует из Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является текущей, ежедневной обязанностью. В связи с этим, по мнению суда, в связи с отсутствием подтвержденной достаточности искусственных водоемов для целей пожаротушения администрация г. Кирова должна принять меры по обеспечению пожарной безопасности в заявленных населенных пунктах, в т.ч. путем использования естественных водоемов, эксплуатация которых в целях пожаротушения возможна после обустройства подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей размерами не менее 12 на 12 метров
На основании ст.ст.103 ГПК РФ судебные расходы на оплату государственной пошлины не распределяются судом.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Кирова удовлетворить.
Возложить на администрацию г.Кирова (ИНН {Номер}) обязанность по обустройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровым номером {Номер} в {Адрес} г. Кирова, к естественному водоему на земельном участке с кадастровым номером {Номер} в {Адрес} г. Кирова, к естественному водоему в районе земельного участка с кадастровым номером {Номер} в {Адрес} г. Кирова в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья /подпись/ Л.В. Комарова
Решение суда в окончательной форме принято 03.09.2024.