Решение по делу № 33-2554/2023 от 23.01.2023

УИД 52RS0028-01-2021-001898-43 Дело №33-2554/2023

Дело №2-47/2022

Судья Моисеев С.Ю.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород                      14 марта 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Елагиной А.А.,

судей: Леваневской Е.А., Святкиной Е.Э.,

при секретаре судебного заседания Кошминовой К.П.,

с участием: представителя истца помощника военного прокурора Мулинского гарнизона Западного военного округа – Г.З.А., представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации - Н.И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Святкиной Е.Э. гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Мулинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, обязании организовать сбор и вывоз отходов

по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» П.Э.В.

на решение Володарского районного суда Нижегородской области от 20 июня 2022 года,

У С Т А Н О В И Л А:

Заместитель военного Прокурора Мулинского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, обязании организовать сбор и вывоз отходов.

В обоснование заявленных требований указано, что военной прокуратурой Мулинского гарнизона проведена проверка исполнения органами военного управления воинскими должностными лицами и организациями требований законодательства об охране окружающей среды. ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит находящийся в федеральной собственности земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в пределах [адрес]

Земельный участок зарегистрирован за ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России [дата], границы земельного участка не определены. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. На названном земельном участке расположено и осуществляет свою деятельность Гороховецкое лесничество Минобороны России - филиал ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.

08.10.2019 военной прокуратурой Мулинского гарнизона с привлечением должностных лиц Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу проведен осмотр территории 12 выдела 176 квартала Центрального участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России (расположенного на территории вышеуказанного земельного участка), по результатам которого выявлена несанкционированная свалка отходов различного типа (пластиковые и стеклянные бутылки, обертки, полиэтиленовые пакеты, деревянные короба, резинотехнические изделия и прочее) площадью 18,5 га.

Истец указал, что в связи с бездействием начальника Гороховецкого лесничества по очистке вверенного лесного участка 10.10.2019 начальнику учреждения (ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России) внесено представление об устранении нарушений закона.

28.11.2019 в военную прокуратуру Мулинского гарнизона поступил ответ временно исполняющего обязанности начальника ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России на внесенное ранее представление об устранении нарушений закона. Из содержания ответа следует, что уставом ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России не предусмотрена деятельность по реализации мероприятий по освобождению лесов обороны от загрязнений, учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные уставом.

30.09.2021 военной прокуратурой Мулинского гарнизона в рамках проверки поступившей информации проведен повторный осмотр территории 12 выдела 176 квартала Центрального участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России, по результатам которого установлено, что ранее выявленная несанкционированная свалка не ликвидирована, нарушения не устранены.

Истец указал, что именно на ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России и Министерство обороны Российской Федерации возлагается обязанность по проведению работ по рекультивации нарушенных земель в установленном законом порядке.

Бездействие ответчиков по обеспечению экологической безопасности на территории вверенных лесных участков ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц (жителей Володарского района Нижегородской области), чем нарушаются их конституционные права, в том числе право на охрану жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду.

В связи с изложенным, с последующим уточнением исковых требований, истец просил признать незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц бездействие Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, выразившееся в непринятии надлежащих мер по обеспечению экологической безопасности земель и лесов обороны. Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации осуществить сбор и вывоз отходов с территории 12 выдела 176 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России с географическими координатами: [номер] и провести рекультивацию почвы указанного лесного участка. Установить срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу.

07 декабря 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».

12 января 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Гороховецкое лесничество Министерства Обороны РФ и администрация Володарского муниципального района Нижегородской области.

Представитель истца помощник военного прокурора Мулинского гарнизона С.Р.А. в судебном заседании иск поддержал, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации Радаева Е.В. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что Министерство обороны РФ не выделяет денежные средства на цели ликвидации несанкционированных свалок, ФГКУ ««Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации самостоятельных денежных средств также не имеет.

Представитель ответчика ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации Тимофеева О.В., одновременно являющаяся представителем третьего лица Гороховецкого лесничества Министерства Обороны РФ - Филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ в судебном заседании иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.

Представитель третьего лица ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ Саков А.Н. с исковыми требованиями согласился.

Третьи лица ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», Администрация Володарского муниципального района Нижегородской области, Департамент военного имущества Министерства обороны РФ, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Решением Володарского районного суда Нижегородской области от 20 июня 2022 года постановлено:

исковые требования заместителя Военного Прокурора Мулинского гарнизона удовлетворить.

Признать незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц бездействие Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии надлежащих мер по обеспечению экологической безопасности земель и лесов обороны.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать с одновременным выделением денежных средств проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов с территории 12 выдела 176 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России с географическими координатами: [номер], площадью 18,5 га и рекультивации указанного лесного участка.

Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации осуществить по мере выделения денежных средств сбор и вывоз отходов с территории 12 выдела 176 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России с географическими координатами: [номер], площадью 18,5 га и провести рекультивацию почвы вышеуказанного земельного участка, с целью недопущения причинения вреда окружающей среде.

Установлен срок для исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления в законную силу.

В апелляционной жалобе Министерства обороны РФ и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» поставлен вопрос об отмене решения суда (л.д. 202-205 том 2)

В обоснование жалобы ответчик указал, что суд первой инстанции разрешил конкретные вопросы финансово-хозяйственной деятельности Министерства в отношении содержания и использования, принадлежащих ему земель, что является недопустимым. Вместе с тем, правомочий на заявление указанных требований у военного прокурора не имелось. Возлагая на Министерства обороны Российской Феераци обязанность организации проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки и рекультивации указанного лесного участка, суд не указал, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнил собственник, либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределенного круга лиц должно быть произведено именно организацией с одновременным выделением денежных средств проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки и рекультивации указанного лесного участка. Суд также не обсудил и не выяснил хотя бы примерные объемы работ и затрат, которые должен произвести собственник для исполнения решения суда. Судом не дана оценка тому, что на основании пункта 1 стати 56 ГПК РФ военному прокурору необходимо было доказать в чем именно выразилось бездействие Министерства обороны Российской Федерации.

В возражениях на апелляционные жалобы помощник военного прокурора Мулинского гарнизона просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения и принять новое решение об отказе в иске (л.д. 42-43 том 3).

Представитель ответчика ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации Тимофеева О.В., одновременно являющаяся представителем третьего лица Гороховецкого лесничества Министерства Обороны РФ - Филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ Тимофеева О.В. представила отзыв на апелляционную жалобу, в которой просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение отказав в удовлетворении иска.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, помощник прокурора Мулинского гарнизона просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом и заблаговременно, о чём в материалах дела имеются уведомления о вручении судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www. nnoblsud.ru.

При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Судебная коллегия, изучив материалы гражданского дела, проверив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения участвующих в деле лиц, приходит к следующему.

Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на Министерство обороны Российской Федерации обязанность организовать с одновременным выделением денежных средств проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов с территории 12 выдела 176 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России с географическими координатами: [номер], [номер], площадью 18,5 га и рекультивации указанного лесного участка и обязанность ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации осуществить по мере выделения денежных средств сбор и вывоз отходов с территории 12 выдела 176 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России с географическими координатами: [номер], [номер], площадью 18,5 га и провести рекультивацию почвы вышеуказанного земельного участка, с целью недопущения причинения вреда окружающей среде, суд первой инстанции исходил из того, что установлен факт несанкционированного размещения отходов различного типа (пластиковые и стеклянные бутылки, обертки, полиэтиленовые пакеты, деревянные короба, резинотехнические изделия и прочее) на указанном земельном участке, отнесенном к ведению ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России, то есть правообладателя земельного участка.

Установив факт образования в результате бездействия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации образование данной свалки, суд применил к спорным правоотношениям положения статей 209, 210, 296 ГК РФ, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», пришел к выводу, что ответственность за непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки несут оба ответчика в заявленной иске прокурора.

Апелляционная инстанция в этой связи указывает следующее.

Из материалов дела следует, что Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью <данные изъяты> кв.м. (единое землепользование), расположенного в пределах Володарского района Нижегородской области.

Местоположение и характеристика земельного участка подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д.71-74 том 1).

Как следует из выписки Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости правообладателем данного земельного участка является Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, постоянное (бессрочное) пользование от 15.08.2018г.

Учитывая, что границы данного земельного участка, на котором образовалась несанкционированная свалка, не определены в установленном законом порядке, однако достоверно установлено, что данный участок находится в пользовании ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации для нужд обороны, что не отрицалось сторонами в судебном заседании.

А также фактически на названном земельном участке расположено и осуществляет свою деятельность Гороховецкое лесничество Минобороны России - филиал ФГКУ ««Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России.

Военной прокуратурой Мулинского гарнизона проведена проверка исполнения органами военного управления и воинскими организациями требований законодательства об охране окружающей среды.

В соответствии с актом № 2 от 04 октября 2019 года обследования территории Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, на территории лесного массива квартала 176, выдела 12 выявлен факт постоянного увеличения свалки коммунально-бытовыми отходами, площадью 18,5 га.

30.09.2021 военной прокуратурой Мулинского гарнизона в рамках проверки поступившей информации проведен повторный осмотр территории 12 выдела 176 квартала Центрального участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России, по результатам которого установлено, что ранее выявленная несанкционированная свалка не ликвидирована, нарушения не устранены.

В результате данной свалки с отходами происходит загрязнение земли, неблагоприятное изменение окружающей среды, поступающие в почву химические соединения накапливаются и приводят к постепенному изменению химических и физических свойств почвы.

В соответствии с Уставом ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, распложенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 Устава ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации одной из основных целей деятельности Учреждения является управление и контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводство лесов.

Согласно пункта 15 Устава ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России, все доходы, полученные от приносящей доход деятельности Учреждения, поступают в федеральный бюджет.

В соответствии с пунктом 22 Устава, Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статьи 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Благоприятной окружающей средой согласно статьи 1 этого же Закона, является окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а под негативным воздействием на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с частью 2 статьи 51 указанного Закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьей 77 названного Закона определено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно статьям 8, 18 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, а также землепользователи обязаны, в том числе: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Законе N 89-ФЗ.

При установлении лица, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, на которого возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, следует учитывать правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, который, в частности, в постановлении от 13.10.2015 N 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» помимо общего вывода о том, что положение пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда без их наделения соответствующими государственными полномочиями, указал на то, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти; мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).

По делу установлено, что собственником спорного земельного участка является Российская Федерация, а правообладателем данного земельного участка является Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 9 ЗК РФ предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (абзац 8 статьи 42 ЗК РФ, часть 3 статьи 60.12 ЛК РФ).

Леса согласно части 1 статьи 60.12 ЛК РФ подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (часть 2 статьи 60.12 ЛК РФ).

Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Законом N 7-ФЗ (часть 3 статьи 60.12 ЛК РФ).

Согласно части 4 статьи 19 ЛК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по сохранению лесов (в том числе по охране лесов) в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса. Закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесного кодекса Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, является Рослесхоз.

Применительно к полномочиям в области лесных отношений частью 1 статьи 83 ЛК РФ установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Таким образом, толкование приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия представляют собой часть мероприятий по охране лесов, относятся к полномочиям Рослесхоза как органа по управлению государственным имуществом в области лесных отношений и переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании статьи 83 ЛК РФ.

Данный орган также является главным распорядителем соответствующих бюджетных средств на содержание и реализацию возложенных на него функций согласно частям 3 и 5 статьи 83 ЛК РФ, пункту 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837.

При решении вопроса о порядке возмещения собственником лесного участка расходов по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО следует исходить из следующего.

Законом №44-ФЗ установлено, что государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта, заключаемого посредством конкурентных процедур.

Вместе с тем в силу пункта 8 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ заключение контракта на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может осуществляться посредством закупки у единственного исполнителя.

В соответствии с пунктом 16 Правил №1156 в случае обнаружения места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на не предназначенном для этих целей земельном участке региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО и о необходимости его ликвидации в течение 30 дней после получения уведомления, а также направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного.

Согласно статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона № 61 «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Учитывая особенности осуществления правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, исходя из спорных правоотношений, правообладатель, землепользователь спорного земельного участка - ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, распложенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с положениями Устава ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации одной из основных целей деятельности Учреждения является управление и контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводство лесов.

Учреждение приобретает права юридического лица с момента внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, имеет печать установленного образца, иные необходимые для уставной деятельности печати, штампы, бланки с наименованием Учреждения.

Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, территории 12 выдела 176 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России с кадастровым номером [номер], площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в пределах [адрес] находится в федеральной собственности и принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 02.06.2015 N 12-П, в Постановлении от 09.01.1998 года N 1-П, лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.

Судебная коллегия полагает, что в составе полномочий ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации входят функции по организации мероприятий в области охраны и использования земельных участков, почвы, на землях обороны и безопасности, отнесенных к ведению.

В связи с чем, судебная коллегия указывает, что факт наличия несанкционированного размещения свалки на указанном земельном участке, отнесенном к ведению ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России, то есть правообладателя земельного участка, подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.

В связи с чем, надлежащим ответчиком по иску прокурора и ответственность за непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки несет ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, поскольку данный ответчик является правообладателем данного земельного участка и обязан содержать земельный участок в надлежащем состоянии.

В связи с чем, в удовлетворении исковых требований военного прокурора Мулинского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации следует отказать.

Разрешая вопрос о рекультивации поврежденного земельного участка, и возлагая ее проведение на ФГКУ Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, судебная коллегия исходит из следующего.

В силу пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляющего, что на основании решения суда, лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Правила устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

Таким образом, судебная коллегия приходить к выводу, что требования о рекультивации спорного лесного участка должны быть проведены в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, установленные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с чем, требование об установлении срока для исполнения решения суда подлежит удовлетворению, судебная коллегия считает с разумным и достаточным установить срок для исполнения решения суда двенадцать месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Довод жалобы о том, что полномочий на обращение с указанными требованиями у военного прокурора не имеется, отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Как следует из статьи 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Изучен судебной коллегии довод заявителя жалобы о том, что неясно, почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно организацией с одновременным выделением денежных средств проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки и рекультивации указанного лесного участка ввиду следующего.

При установлении лица, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, на которого возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, следует учитывать правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, который, в частности в постановлении от 13.10.2015 N 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» помимо общего вывода о том, что положение пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда без их наделения соответствующими государственными полномочиями, указал на то, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти; мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей землелесопользователя, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 24.6 Закона №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами №1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона №89-ФЗ региональный оператор по обращению с ТКО - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Законодательство в сфере обращения с отходами регулирует также вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.

Пунктом 18 Правил №1156 обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).

Заявленное прокурором требование о понуждении федерального органа исполнительной власти к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Такое понуждение федерального органа исполнительной власти к выделению финансирования не тождественно субсидиарной ответственности главного распорядителя при недостаточности лимитов бюджетных обязательств в случае обращения взыскания на бюджетные средства (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 №13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).

Исходя из изложенного, с учетом правовой позиции, выраженной в определениях судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ №81-КГ20-1 от 29 мая 2020 года и от 23.08.2022 N 72-КГ22-5-К8, не основаны на нормах действующего законодательства и не подлежат удовлетворению требования прокурора к Министерству обороны Российской Федерации в части оспаривания незаконного бездействия и возложения обязанности организовать с одновременным выделением денежных средств проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки, а также указание на порядок исполнения решения в части возложения обязанности на ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» совершить действия по сбору и вывозу отходов именно по мере выделения денежных средств Министерством обороны.

21 февраля 2023 года судом апелляционной инстанции выносился вопрос о предоставлении сторонами новых доказательств, подтверждающих площадь загрязнения на лесном участке с кадастровым номером [номер], ориентировочные объёмы работ и затрат на ликвидацию несанкционированной свалки и необходимую рекультивацию лесного участка, а также доказательства, обосновывающие сроки выполнения работ по исполнению решения суда.

Согласно, имеющемуся в материалах дела, акту обследования от 04.10.2019 установлено, что несанкционированная свалка коммунально-бытовыми отходами имеет площадь свалки 18,5 га (л.д.23-29 т.1).

Иных данных о площади загрязнения, ориентировочном объеме работ и затрат на ликвидацию несанкционированной свалки и необходимую рекультивацию лесного участка, а также доказательства, обосновывающие сроки выполнения работ по исполнению решения суда, не имеется.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса РФ, статья 51 Лесного кодекса РФ).

А поэтому суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производств, потребления», статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, пришел к выводу, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, ответственность по ликвидации несанкционированной свалки отходов следует возложить на данное учреждение.

Довод апелляционной жалобы о недоказанности образования свалки в результате деятельности ответчика, об отсутствии его вины в ее происхождении, которая образовалась в результате неправомерных действий неустановленных лиц, жителей близлежащих населенных пунктов, не освобождает ответчика от бремени содержания данного имущества, в том числе по ликвидации свалки, с принятием мер рекультивации.

Учитывая, что суд первой инстанции при разрешении дела допустил нарушение норм материального права, решение подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении иска прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Володарского районного суда Нижегородской области от 20 июня 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Военного прокурора Мулинского гарнизона удовлетворить частично.

Признать бездействие ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по обеспечению экологической безопасности земель и лесов обороны, незаконным.

Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации ликвидировать несанкционированную свалку путем сбора и вывоза отходов с территории 12 выдела 176 квартала Володарского участкового Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны Российской Федерации, с географическими координатами: [номер], [номер]

Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации провести рекультивацию земельного участка территории 12 выдела 176 квартала Володарского участкового Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны Российской Федерации, с географическими координатами: [номер], [номер] в соответствии с Правилами рекультивации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года №800, пунктом 3 статьи 13 ЗК РФ.

Установить срок для исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении иска Военному прокурору Мулинского гарнизона о признании бездействий Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии надлежащих мер по обеспечению экологической безопасности земель и лесов обороны, возложении обязанности организовать с одновременным выделением денежных средств на проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки с территории 12 выдела 176 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России с географическими координатами: [номер], [номер], и проведение рекультивации указанного земельного участка, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 17 марта 2023 г.

33-2554/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Мулинского гарнизона
Ответчики
ФГКУ Управление лесного хозяйства и природопользования
Другие
ФКУ Объединенное стратегическое командование Западного военного округа
Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области
Гороховецкое лесничество Министерства Обороны РФ - Филиал ФГКУ Управление лесного хозяйства и природопользования МО РФ
ФГАУ Управление лесного хозяйства Министерства Обороны РФ
Министерство Обороны РФ
Администрация Володарского муниципального района Нижегородской области
Департамент военного имущества Министерства обороны РФ
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Святкина Елена Эдуардовна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
30.01.2023Передача дела судье
21.02.2023Судебное заседание
14.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2023Передано в экспедицию
14.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее