Дело № 2-1585/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Воркута 25 августа 2015г.
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Гюлумян А.Г.,
при секретаре судебного заседания Краснолуцкой Е.ВА,
с участием Воркутинского транспортного прокурора Абрамова А.Ю.,
представителя ответчика Бугайчука Д.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воркутинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») об обязании оборудовать остановочный пункт пассажирской платформой, павильонами или навесами,
установил:
Воркутинский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику ОАО «РЖД» об обязании оборудовать остановочный пункт Кык- шор Северной железной дороги, указанный в п. 4 Приложения ... «Перечень пассажирских остановочных пунктов на участке Печора-Воркута» к ответу Северной железной дороги от ... № 2961/Сев, пассажирской платформой, павильонами или навесами. В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что Воркутинским транспортным прокурором при осуществлении надзора в сфере соблюдения прав потребителей услуг железнодорожного транспорта выявлены нарушения в деятельности ОАО "РЖД". Проведенной проверкой установлено, что остановочный пункт Кык- шор Северной железной дороги не соответствует требованиям законодательства, направленного на защиту прав потребителей, поскольку не имеет пассажирской платформы, оборудованной навесом или павильоном. При этом, названная станция предназначена для посадки и высадки пассажиров пригородных поездов. Наличие пассажирской посадочной платформы, оборудованной навесом или павильоном призвано, в том числе, защитить ожидающих прибытие пригородного поезда граждан от природных явлений.
В письменном отзыве ответчик с заявленными требованиями не согласился, указали, что станция Кык- шор не является в силу Правил технической эксплуатации железных дорог в РФ, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 года № 286 пассажирским остановочным пунктом. Согласно таблице № 2 Тарифного руководства № 4 станция Кык- шор относится к разъезду и имеет сокращенное обозначение в таблице –«рзд» и соответственно не должна быть оборудована пассажирской платформой, павильонами или навесами, кроме того на остановочном пункте имеется здание поста электрической централизации, оборудованное комнатой отдыха, где пассажиры во время ожидания поезда имеют возможность укрыться от неблагоприятных погодных условий, в связи с чем устройство навесов или павильонов на платформе остановочного пункта не является обязательным. Согласно Распоряжению ОАО «Российские железные дороги» от 04.06.2013 № 1252р «Об утверждении типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях» оборудование остановочных пунктов платформами, павильонами либо навесами должно осуществляться в зависимости от степени интенсивности движения, размеров среднесуточного пассажиропотока, обслуживаемого остановочным пунктом. Поскольку пассажиропоток на станции Кык- шор составляет 115 человека в год, то в силу указанного Распоряжения станция не должна быть оборудована навесами.
Транспортный прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил установить ответчику срок три года для исполнения решения суда с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика требования не признал по доводам, изложенным в отзыве. В случае удовлетворения исковых требований, просил установить трехгодичный срок для исполнения решения суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 784 Гражданского кодекса РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) "О защите прав потребителей", организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.
Кроме того, ст. 210 ГК РФ предусматривается, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 19.07.2011), пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Исходя из смысла п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ N 703 от 20.11.2003 следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В соответствии со ст. 80 "Устава железнодорожного транспорта в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 19.07.2011), перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах.
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденным федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуации техногенного характера.
Основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и требования, предъявляемые к ним, содержатся в "Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации".
В соответствии с абз. 5 п. 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.
Таким образом, приведенные выше нормы обязывают владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта оборудовать остановочные пункты платформами с навесами либо павильонами. Указанные нормы обязательны для исполнения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Воркутинским транспортным прокурором при осуществлении надзора в сфере соблюдения прав потребителей услуг железнодорожного транспорта выявлены нарушения в деятельности ОАО "РЖД» по остановочным пунктам на участках Печора – Воркута, Чум – Лабытнанги СЖД.. Согласно справке о результатах проверки установлено, что на остановочному пункте Кык- шор Северной железной дороги отсутствует пассажирская платформа, оборудованная павильоном (навесом).
Указанный остановочный пункт является действующим, что подтверждается расписанием движения поезда № 0376Я назначением Москва-Воркута, №653 Лабытнанги-Воркута с указанием остановки – Кык-шор и времени стоянки поезда 1 минута. До указанной станции ответчиком осуществляется продажа железнодорожных билетов.
Указанный посадочный остановочный пункт находится в собственности ОАО "РЖД", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Доводы представителей ответчика, что станция Кык-шор не является остановочным пунктом, а является разъездом, которые не подлежат оборудованию пассажирскими платформами, павильонами или навесами являются ошибочными в силу следующего.
Согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог в РФ, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 года № 286 пассажирским остановочным пунктом является пункт на перегоне, не имеющий путевого развития, предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров (раздельным пунктом не является). В свою очередь разъездом является раздельный пункт на однопутных железнодорожных линиях, имеющий путевое развитие, предназначенное для скрещения и обгона поездов.
Из письма № 2961/от 03.07.2014, Приложения № 1 Перечня пассажирских остановочных пунктов, представленных истцом в материалы дела, следует, что станция Песец является остановочным пунктом на участке Печора-Воркута.
В соответствие со ст. 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" железнодорожной станцией является пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
Таким образом, в силу ст. 2 указанного закона пассажирские остановочные пункты и разъезды, тем более, если они используютсядля производства грузовых и пассажирских операций являются железнодорожными станциями, а, следовательно, должны быть оборудованы пассажирскими платформами, павильонами или навесами.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Из этого следует, что Тарифное руководство N 4, утвержденное Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств в котором станция Кык-шор значится как разъезд и на которое ссылается ответчик, не носит нормативного характера, а потому данные в нем сокращенные обозначения для пунктов, не являющихся станциями, после их наименования в скобках: (рзд) - разъезд; (бп) - блокпост; (пп) - путевой пост; (п) - пост; (обп) - обгонный пункт к спорным правоотношениям применяться не могут.
Доводы представителя ответчика о том, что на станции имеется здание поста электрической централизации, оборудованное комнатой отдыха и на данной станции низкий пассажиропоток, поэтому станция не должна быть оборудована пассажирской платформой, навесами либо павильонами, являются несостоятельными.
Статьей 80 "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" обязанность по оборудованию пассажирских платформ навесами и павильонами не ставится в зависимость от категории остановочного пункта и пассажиропотока.
Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса от 21.12.2010 N 286 (абзац 5 пункта 29), так же как и абзацем 5 пункта 5.1 ранее действовавших Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра путей сообщения Российской Федерации от 26.05.2000 N ЦРБ-756, предусмотрено, что пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.
Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуации техногенного характера.
Таким образом, наличие у пассажирской платформы навеса или павильона не только повышает показатель комфорта применительно к оценке качества услуги по перевозке пассажиров, но и призвано защитить лиц, ожидающих прибытие железнодорожного состава, от погодных явлений, которые могут создать опасность для жизни и здоровья человека.
Отсутствие самой пассажирской платформы с навесом или павильоном не оспаривалось ответчиком.
Таким образом, в нарушение приведенных норм ОАО "РЖД" не исполнило обязанность по обеспечению безопасности потребителей и не в полной мере выполнило требования, предъявляемые к качеству услуги по перевозке пассажиров, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объем работ, связанных с их планированием, составлением проектной документации и строительством, с учетом мнения сторон, суд приходит к выводу об установлении ответчику трех лет для исполнения решения суда.
Поскольку по настоящему делу прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга (физических) лиц - потребителей с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины с учетом положений пп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в этом случае составляет 300 руб., и в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, составит ... руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Воркутинского транспортного в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании оборудовать пассажирской платформой, павильоном или навесом пассажирский остановочный пункт Кык- шор Северной железной дороги ОАО «РЖД» - удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» оборудовать пассажирский остановочный пункт Кык- шор Северной железной дороги ОАО «РЖД» пассажирской платформой с павильонами или навесами в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в размере .... с зачислением в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме (28 августа 2015 г.).
Председательствующий