Судья Казакова Д.А. дело № 33-8641(№2-403/2020)
25RS0021-01-2020-00720-48
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
2 ноября 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Наконечной Е.В.,
судей Бузьской Е.В., Юдановой С.В.,
при секретаре Лукьяненко К.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Михайловского района Приморского края в защиту прав и законных интересов ФИО10 к КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт. Новошахтинский» о возложении обязанности, по апелляционной жалобе КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт. Новошахтинский» на решение Михайловского районного суда Приморского края от 14 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., объяснения прокурора Рубан А.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Михайловского района Приморского края обратился в суд с указанным иском. Требование мотивировал тем, что прокуратурой Михайловского района Приморского края проведена проверка соблюдения требований законодательства о правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что ФИО1 является воспитанницей КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт. Новошахтинский». Несовершеннолетняя ФИО6 получает социальные выплаты, которые перечисляются на ее лицевой счет, открытый в ПАО «Сбербанк России» и являются одним из источников ее дохода. Денежные средства внесены на вклад с процентной ставкой 2,60% годовых от суммы дохода. С 2020 года для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действует специальный счет с процентной ставкой 3,5% годовых. Таким образом, денежные средства ФИО6 могут быть размещены на вкладе с процентной ставкой 3,5% без ограничений и ухудшений условий, в связи с чем законным представителем должны быть приняты меры по извлечению дохода с имущества несовершеннолетней. Вместе с тем, законным представителем ФИО6 - КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт. Новошахтинский» данные меры не приняты, что ухудшает имущественное положение несовершеннолетней, нарушает ее права и законные интересы.
Просил суд обязать КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт. Новошахтинский» принять меры по открытию счета «Номинальный счет для зачисления социальных выплат» в кредитном учреждении ПАО «Сбербанк России» на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и перевести денежные средства, принадлежащие ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящиеся в кредитной организации ПАО «Сбербанк России» на счет «Номинальный счет для зачисления социальных выплат» в ПАО «Сбербанк России».
В суде первой инстанции помощник прокурора поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, директор КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт. Новошахтинский» в суде первой инстанции не участвовала, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие, направила заявление, которым исковые требования признала в полном объеме.
Решением Михайловского районного суда Приморского края от 14 августа 2020 года, исковые требования прокурора Михайловского района Приморского края удовлетворены. На КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт. Новошахтинский» возложена обязанность принять меры по открытию счета «Номинальный счет для зачисления социальных выплат» в кредитном учреждении ПАО «Сбербанк России» на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и перевести денежные средства, принадлежащие ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящиеся в кредитной организации ПАО «Сбербанк России» на счет «Номинальный счет для зачисления социальных выплат» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С постановленным по делу решением не согласился ответчик КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт. Новошахтинский», его представителем подана апелляционная жалоба, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. В числе доводов жалобы указал, что на запрос администрации учреждения по вопросу открытия счетов «Номинальный счет для зачисления социальных выплат» для воспитанников Центра от ПАО «Сбербанк России» был получен отказ. Отказ мотивирован тем, что владельцем номинального счета может быть только физическое лицо, лично являющееся законным представителем подопечного. Если клиент является директором, то законным представителем подопечного является юридическое лицо. Директору КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт. Новошахтинский» согласно предъявленной доверенности, ПАО «Сбербанк» не дает разрешения на переоформление вкладов. Полагал, что решение суда вынесено преждевременно.
В возражениях на жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Полагает решение законным и обоснованным.
В суд апелляционной инстанции представитель КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт. Новошахтинский», извещенный надлежащим образом, не явился, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в свое отсутствие. Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения помощника прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, исходя из положений пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса РФ это дети, родители которых умерли либо лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, либо признаны недееспособными, либо родители которых по причине болезни, а также в случае длительного отсутствия, уклонения от воспитания детей не осуществляют воспитание детей, не защищают их права и интересы.
В целях содержания, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты их прав и интересов над такими детьми устанавливается опека или попечительство (пункт 1 статьи 31 ГК РФ, пункт 1 статьи 145 СК РФ).
Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы (абзац первый пункта 3 статьи 36 ГК РФ).
Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является помещение их в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании распоряжения территориального отдела опеки и попечительства по Михайловскому муниципальному району департамента образования и науки Приморского края №-р от ДД.ММ.ГГГГ определена в КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в п. Новошахтинский».
В силу статьи 155.2 Семейного кодекса РФ права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 названного кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также по защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
Статьей 155.3 Семейного кодекса РФ определены права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, регулируются Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Закон об опеке и попечительстве).
Согласно части 2 статьи 1 Закона об опеке и попечительстве положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия (часть 2 статьи 15 Закона об опеке и попечительстве.
Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных федеральным законом. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществление ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (часть 3 статьи 15 Закона об опеке и попечительстве).
Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда (часть 2 статьи 26 Закона об опеке и попечительстве).
Из содержания приведенных норм права следует, что приоритетным во всех действиях, совершаемых в отношении детей, независимо от того, совершаются ли эти действия государственными или иными организациями, является наилучшее обеспечение интересов детей. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных под надзор в организации, а также по защите их прав и законных интересов и выполнение тем самым социально значимых функций в целях обеспечения интересов детей возлагается на эти организации. При этом исполняя названные обязанности и являясь законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие организации должны совершать от их имени и в их интересах все юридически значимые действия, осуществляя их исключительно в интересах детей, не способных в силу своего возраста и социального статуса самостоятельно реализовывать свои права и интересы.
В силу части 1 статьи 37 Гражданского кодекса РФ опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона об опеке и попечительстве опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ПАО Сбербанк России и ФИО1 в лице представителя ФИО7 в целях зачисления социальных выплат, назначенных несовершеннолетней ФИО1, заключен договор о вкладе «Социальный», с процентной ставкой по вкладу в размере 2,60% годовых, открыт лицевой счет №.
С 2020 года в ПАО «Сбербанк России» действует специальный счет «Номинальный счет для зачисления социальных выплат» - счет, на который зачисляются социальные выплаты на содержание подопечного. Процентная ставка по указанному счету составляет 3,5% годовых, что является более выгодным, по сравнению с условиями вклада «Социальный».
С учетом приведенных положений закона ответчик, в силу осуществляемых им функций опекуна несовершеннолетней ФИО1, должен был предпринять меры и совершить необходимые действия, направленные на защиту имущественных прав несовершеннолетнего, а именно предпринять меры к открытию номинального счета в банке.
Разрешая заявленные требования, с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, с учетом его системного толкования, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей п. Новошахтинский» об отказе ПАО «Сбербанк России» в открытии номинального счета для зачисления социальных выплат не свидетельствует о незаконности вынесенного судом решения.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 860 Гражданского кодекса РФ номинальный счет является отдельным видом банковского счета, к которому применяются общие положения о банковском счете, если правилами главы 45 Гражданского кодекса РФ не предусмотрено иное.
Номинальный счет может открываться владельцу счета для совершения операций с денежными средствами, права на которые принадлежат другому лицу - бенефициару. Права на денежные средства, поступающие на номинальный счет, в том числе в результате их внесения владельцем счета, принадлежат бенефициару (пункт 1 статьи 860.1 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 860.1 Гражданского кодекса РФ существенным условием договора номинального счета является указание бенефициара либо порядка получения информации от владельца счета о бенефициаре (бенефициарах), а также основания их участия в отношениях по договору номинального счета.
Порядок открытия и закрытия кредитными организациями банковских счетов установлен в Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» (далее - Инструкция).
В силу пункта 2.8 названной Инструкции специальные банковские счета, том в числе номинальный счет, открываются юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
При открытии номинального счета банк должен располагать сведениями о бенефициаре и об основании его участия в отношениях по договору номинального счета (пункт 4.14 Инструкции).
Поскольку использование в гражданских правоотношениях номинального счета предусмотрено статьей 37 Гражданского кодекса РФ, открытие номинального счета организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не исключается.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда, судом допущено не было.
Принимая во внимание, что при разрешении настоящего спора суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Михайловского районного суда Приморского края от 14 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт. Новошахтинский» без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи