2а-625/2019
26RS0№-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2019г. <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Старовойтовой Н.Г.,
при секретаре: Факовой Р.А.,
с участием:
представителя прокуратуры <адрес> по доверенности Курилова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО Управляющая компания «26 регион» к заместителю прокурора <адрес> г. Ставрополя Докуто Е. Е.чу и прокуратуре <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении возможности ознакомиться с материалами проводимой проверки и обязании заместителя прокурора <адрес> Докуто Е. Е.ча принять решение о предоставлении для ознакомления материалов проверки,
УСТАНОВИЛ:
ООО Управляющая компания «26 регион» обратилось в суд с административным иском к заместителю прокурора <адрес> Докуто Е.Е. и прокуратуре <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении возможности ознакомиться с материалами проводимой проверки и обязании заместителя прокурора <адрес> Докуто Е.Е. принять решение о предоставлении для ознакомления материалов проверки, ссылаясь на то, что <адрес> инициировано проведение проверок в отношении ООО УК «26 регион». В качестве повода использовалось анонимное заявление, якобы составленное от собственников жилых помещений многоквартирных домов, обслуживаемых ООО УК «ЮгСервис» и ООО УК «26 регион». В связи с тем, что проводилась проверка в отношении юридического лица, то в прокуратуру района представителем ООО УК «26 регион» направлено заявление о необходимости ознакомления с материалами проверки, проводимой в отношении юридического лица. 10.08.2018г. заместитель прокурора <адрес> Докуто Е.Е. в адрес управляющей компании направил ответ, согласно которому, управляющей компании в прокуратуре <адрес> не будет предоставлена возможность ознакомления с материалами проверки, поскольку ООО УК «26регион» не является заявителем, т.к. согласно п. 4.15. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом ГП РФ № от дата, заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. И далее указал, что в соответствии со ст. 5 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор при проведении проверок не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления. Административный истец считает, что отказ заместителя прокурора <адрес> в части предоставления юридическому лицу возможности ознакомления с материалами проверки, проводимой в отношении юридического лица, является незаконным, нарушающим конституционные права юридического лица, поскольку те права, которые непосредственно представляются гражданину, распространяются и на права юридического лица, если имеют одинаковый механизм правового регулирования.
В судебное заседание представитель административного лица по доверенности Забусов А.А., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Иных представителей административный истец ООО УК «26 регион» в судебное заседание не направил. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного истца.
Заместитель прокурора <адрес> Докуто Е.Е., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
При этом заместителем <адрес> Докуто Е.Е. представлены письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым административный ответчик считает требования не подлежащими удовлетворению, поскольку решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки вынесено в соответствии с действующим федеральным законодательством. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации определяются Федеральным законом, каковым является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников (пункт 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Реализуя свои полномочия, Генеральный прокурор Российской Федерации приказом от дата № утвердил Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации. Инструкция издана Генеральным прокурором Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона о прокуратуре Российской Федерации, Закона о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в целях установления в системе прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений. Согласно п. 4.15 Инструкции Заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от дата № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления. В этой связи заместителем прокурора района подготовлен ответ, в котором управляющей компании отказано в ознакомлении с материалами производства. Кроме того, ссылка представителя по доверенности ООО УК «26 РЕГИОН» Забусова А.А. на ст. 18 Федерального закона от дата №- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является необоснованной, т.к. соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, в том числе, при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Представитель прокуратуры <адрес> по доверенности Курилов С.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований ООО УК «26 регион» и дал пояснения, аналогичные указанным в письменном возражении, о том, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение собственников жилых помещений многоквартирных домов, обслуживаемых ООО УК «ЮгСервис» и ООО УК «26регион» о неисполнении управляющими компаниями требований законодательства в части содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов. Обращение содержит подпись заявителя и адрес для направления ответа. дата на интернет-сайт прокуратуры района поступил дубликат данного обращения, в котором указаны фамилия, имя, отчество заявителя и адрес для направления ответа. Разрешение обращений в прокуратуре, проведение проверок по их доводам, права граждан при рассмотрении обращений регулируется федеральным законом дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». При этом строго соблюдаются гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением, предусмотренные ч. 2 ст. 6 Закона № 59-ФЗ, согласно которому при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина без его согласия. Довод об «анонимности» обращения и недопустимости рассмотрения в прокуратуре «анонимного» обращения противоречит ст.ст. 9,10,11 Закона о прокуратуре района. На указанные обращения Ионовой С.Н. своевременно даны мотивированные ответы полномочными должностными лицами: дата - заместителем прокурора района, дата - и.о. прокурора района в установленные Законом № 59-ФЗ и Инструкцией порядке и срок. По доводам обращения представителя ООО УК «ЮгСервис» и ООО УК «26регион» Шаптала Ю.Е. от дата о незаконности действий сотрудников прокуратуры <адрес> по организации и проведению проверки в отношении них на основании «анонимного» обращения и без надлежащего уведомления, датированное дата (а не дата, как указано в обращении), поступившее дата и зарегистрированное за№ ВЖГ- 17209, рассмотрено в прокуратуре края. О результатах рассмотрения обращения 26.07.2018г. начальником отдела прокуратуры края Ивашутой А.П. дан мотивированный ответ №, направленный по указанному в нем почтовому адресу заказным письмом. Таким образом, нарушений прав и установленного Законом № 59-ФЗ и Инструкцией порядка рассмотрения обращений ООО УК «ЮгСервис» и ООО УК «26регион» не имеется. <адрес> при разрешении жалобы и дачи ответа соблюдены требования ст. 5 закона № 59-ФЗ, сроки и порядок рассмотрения обращений. Несогласие Забусова А.А. с указанными ответами не влечет его незаконность. В связи с этим просил отказать в удовлетворении заявленных ООО УК «26 регион» требований.
Суд, выслушав представителя административного ответчика - прокуратуры <адрес>, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет среди прочего надзор за исполнением законов судебными приставами; при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (статьи 1, 2, 4, 21, 23 Федерального закона N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
На основании статьи 10 Федерального закона от дата N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Статья 5 указанного Закона, относящаяся к разделу, закрепляющему общие положения, по своему смыслу и исходя из места в системе норм данного Федерального закона, направлена на обеспечение недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора, т.е. предусматривает гарантии его независимости. Она содержит запрет какого-либо вмешательства в деятельность прокуратуры под угрозой установленной законом ответственности (пункт 1) и запрет разглашения без разрешения прокурора материалов проводимых прокуратурой проверок и следствия (пункт 3), а также предписания, освобождающие прокурора и следователя от обязанности не только давать какие-либо объяснения, но и предоставлять кому-либо для ознакомления материалы, относящиеся к этим производимым прокуратурой действиям (пункт 2).
Вместе с тем, в соответствии с указанным Законом органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (абзац третий пункта 2 статьи 4), что отражает предписания статей 23, 24, 29 и 55 (часть 3) Конституции РФ. В силу указанных норм не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права, свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из этого, на органы прокуратуры, как и на все другие органы государственной власти, распространяется требование Конституции РФ о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, в частности, в сфере получения информации.
В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от дата N 45, (далее - Инструкция) устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.
В силу пункта 4.1 Инструкции порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур.
В соответствии с пунктом 6.4 Инструкции ответ на обращение (запрос) дается с учетом требований федерального законодательства и права заявителя на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В силу пункта 4.15 Инструкции заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.
Приказом Генерального прокурора РФ от дата N 450 "О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации" утверждена Инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1.10 которой каждому гражданину либо его представителю по письменному заявлению должна быть предоставлена возможность знакомиться с документами и материалами, надзорными и наблюдательными производствами, имеющимися в органах прокуратуры и затрагивающими его права и свободы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 3-П).
Решение (письменное) о предоставлении гражданину для ознакомления документов принимает руководитель органа прокуратуры, структурного подразделения. В случае отказа в удовлетворении просьбы гражданину руководителем органа прокуратуры, структурного подразделения дается мотивированное (письменное) разъяснение со ссылкой на статьи действующего законодательства, ограничивающего его право на ознакомление с указанными документами, материалами, надзорными и наблюдательными производствами.
Исходя из приведенных выше норм права, не допускается ограничение права гражданина знакомиться с собираемыми органами прокуратуры и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Права, которые непосредственно представляются гражданину, распространяются и на права юридического лица, поскольку имеют одинаковый механизм правового регулирования.
Как установлено по делу, прокуратурой <адрес> проводилась проверка в отношении юридического лица ООО УК «26 регион».
Представителем ООО УК «26 регион» направлено заявление о необходимости ознакомления с материалами проверки, проводимой в отношении юридического лица ООО УК «26 регион». 10.08.2018г. за номером 698ж-2018 директору ООО УК «26 регион» Ионовой С.Н. за подписью заместителя прокурора <адрес> Докуто Е.Е. дан ответ, согласно которому управляющей компании отказано в возможности ознакомления с материалами проверки, проводимой в отношении ООО УК «26 регион» по обращениям жильцов. При этом отказ мотивирован тем, что ООО УК «26регион» не является заявителем по данной проверке, а также тем, что согласно п. 4.15. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом ГП РФ № от дата, заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Однако, принимая во внимание то, что проводившаяся в прокуратуре района проверка непосредственно касалась деятельности ООО УК «26 регион», оснований согласиться с доводами административных ответчиков не имеется. Решение заместителя прокурора <адрес> Докуто Е.Е. каких-либо ссылок на статьи действующего законодательства, ограничивающего право лица, в отношении которого ведется проверка, на ознакомление с ходом и результатами указанной проверки, не содержит; сама по себе проверка к сведениям ограниченного доступа не относится и непосредственно затрагивает права и интересы проверяемого – ООО УК «26 регион».
Таким образом, оспариваемое решение от 10.08.2018г. №ж-2018 не соответствует требованиям закона, отказ в ознакомлении с материалами проверки, который непосредственно затрагивает интересы проверяемого лица ООО УК «26 регион», нарушает права административного истца, в связи с чем требования в части признания незаконным решения об отказе в предоставлении возможности ознакомиться с материалами проводимой проверки подлежат удовлетворению.
Вместе с тем суд считает не подлежащими удовлетворению требования о возложении обязанности именно на заместителя прокурора <адрес> Докуто Е.Е. принять решение о предоставлении административному истцу для ознакомления материалов проверки, поскольку порядок разрешения обращений и запросов определяется руководителями соответствующих прокуратур (п.4.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ). Возложение обязанности на конкретное должностное лицо рассмотреть обращение административного истца может сделать невозможным исполнение решения суда при отсутствии указанного должностного лица (отпуск, болезнь, увольнение). Кроме того, суд, признав незаконным принятое решение об отказе в предоставлении материалов проверки на ознакомление административному истцу, вместе с тем не может предрешить существо решения, которое подлежит принятию органом прокуратуры, поскольку не подменяет собой органы прокуратуры при рассмотрении обращений и заявлений. При этом, исходя из требований пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, в соответствии с которым суд в случае принятия решения об удовлетворении требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца возлагает на административного ответчика обязанность устранить такие нарушения, суд считает необходимым возложить на соответствующее должностное лицо прокуратуры <адрес> обязанность повторно рассмотреть обращение ООО УК «26 регион» об ознакомлении с материалами проверки, проводимой в отношении ООО УК «26 регион» по обращению жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющей компанией.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ООО Управляющая компания «26 регион» к заместителю прокурора <адрес> г. Ставрополя Докуто Е. Е.чу и прокуратуре <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении возможности ознакомиться с материалами проводимой проверки и обязании заместителя прокурора <адрес> Докуто Е. Е.ча принять решение о предоставлении для ознакомления материалов проверки - удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ заместителя прокурора <адрес> Докуто Е. Е.ча в ознакомлении ООО УК «26 регион» с материалами проверки, проводимой в отношении ООО УК «26 регион» по обращению жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющей компанией.
Обязать соответствующее должностное лицо прокуратуры <адрес> повторно рассмотреть обращение ООО УК «26 регион» об ознакомлении с материалами проверки, проводимой в отношении ООО УК «26 регион» по обращению жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющей компанией.
Отказать административному истцу ООО УК «26 регион» в удовлетворении требований в части обязания заместителя прокурора <адрес> Докуто Е. Е.ча принять решение о предоставлении для ознакомления материалов проверки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 08.02.2019г.
Судья Старовойтова Н.Г.