Судья Сафин А.Р.                УИД 16RS0046-01-2023-002940-96

дело № 2-3207/2023

№ 33-11488/2024

Учет № 053 г

                              А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

4 июля 2024 года                                                           город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Муртазина А.И.,

судей Новосельцева С.В., Сахиповой Г.А.,

при ведении протокола помощником судьи Арутюняном Ш.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи                     Сахиповой Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного комитета РТ по архивному делу – Габдрахманова Г.З. на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 11 мая 2023 года и дополнительное решение суда от 30 октября 2023 года,    которыми частично был удовлетворен иск ФИО1 и постановлено:

признать незаконным приказ Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу от 8 февраля 2023 года №35-ОД о привлечении ФИО1 к дисциплинарному взысканию в виде выговора.

         признать незаконным приказ Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу от 1 марта 2023 года № 6-к об увольнении с государственной гражданской службы начальника финансово-экономического отдела ФИО1 по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Изменить дату 1 марта 2023 года и формулировку основания увольнения ФИО1 с основания, предусмотренного пунктом 2 части первой статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», на увольнение 11 мая 2023 года по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 36 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» расторжение служебного контракта и увольнение с гражданской службы по инициативе гражданского служащего.

Взыскать с Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу в пользу ФИО1 денежное содержание государственного гражданского служащего за время вынужденного прогула в сумме 97 014 руб. 24 коп., компенсацию морального вреда в сумме 15 000 руб.

Исковые требования в остальной части оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав истца Шангараеву А.И., ее представителя Уразаева Т.Р., представителя ответчика Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу по архивному делу – Сираеву Р.Р., судебная коллегия

                                     У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному комитету Республики Татарстан по архивному делу о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнения незаконными, изменении формулировки основания увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование требований указывается, что на основании заключенного с Государственным комитетом Республики Татарстан служебного контракта № 8 о прохождении государственной гражданской службы РТ от 22 августа 2022 года она была принята на должность начальника финансово-экономического отдела.

7 февраля 2023 года она подала представителю руководителя заявление об увольнении по собственному желанию, в принятии которого ей    было отказано. В связи с чем она направила его      Почтой России, а 8 февраля 2023 года - по электронной почте. Факт подачи заявления 7 февраля 2023 года подтверждается в том числе перепиской в мессенджере WhatsApp.

Вместе с тем, после уведомления руководства об обращении с заявлением об увольнении, в отношении нее была инициирована служебная проверка, приказ № 30-ОД о создании которой датируется от 3 февраля 2023 года. С данным приказом она была ознакомлена только после подачи заявления об увольнении - 8 февраля 2023 года.

В этот же день был издан приказ № 34-ОД от 8 февраля 2023 года о назначении новой служебной проверки,    инициированной на основании служебной записки ФИО9 по результатам инвентаризации госимущества, по итогам которой выявлены факты нарушения бухгалтерского учета.

По результатам проведенной проверки был издан приказ от 8 февраля 2023 года № 35-ОД о привлечении ее к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Такая частота проверок, возникшая после подачи ею заявления об увольнении, свидетельствует о недобросовестных попытках работодателя сформировать состав увольнения, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Приказом от 1 марта 2023 года № 6-к она была уволена с занимаемой должности на основании п. 2 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

3 марта 2023 года она попыталась ознакомиться с материалами проверки, в том числе приказами о привлечении к дисциплинарной ответственности и об увольнении. На просьбу произвести фотосъемку материалов или снять копии поступил отказ.

На основании изложенного, уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, истец просила суд признать незаконными приказы о привлечении ее к дисциплинарной ответственности от 8 февраля 2023 года № 35-ОД в виде выговора, привлечении к дисциплинарной ответственности приказом без номера и даты и об увольнении № 6-к от 01 марта 2023 года.

Изменить дату и формулировку основания увольнения с 1 марта 2023 года по пункту 2 части 1 статьи 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» на 22 февраля 2023 года по пункту 1 статьи 36 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., средний заработок за время вынужденного прогула по состоянию на 20 апреля 2023 года в размере 78 197 руб. 92 коп.

В судебном заседании истец и ее представитель требования поддержали.

Представитель ответчика Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу с иском не согласился.

Судом принято решение и дополнительное решение о частичном удовлетворении требований в приведенной формулировке.

В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с данными судебными постановлениями, просит их отменить как незаконные и необоснованные. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, связанных с грубым нарушением истцом требований по ведению бухгалтерского учета, изложенных в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, истец и ее представитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.

Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации (далее Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ) служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

Согласно подпункту "в" пункта 2 части второй статьи 32 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на период: проведения проверки соблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов.

Статьей 58 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4 названной статьи).

Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части 9 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим федеральным законом.

Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

           Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами по делу, на основании служебного контракта № 8 от 22 августа 2022 года    ФИО1 состояла на государственной гражданской службе Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу в должности начальника финансово-экономического отдела.

Приказом представителя нанимателя в лице председателя Госкомархива РТ от 08 февраля 2023 года № 35-ОД в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей, выразившегося в некачественной подготовке проекта постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О внесении изменений в Государственную программу «Развитие архивного дела в Республике Татарстан на 2016-2025 годы», утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июня 2016 года № 395 «Об утверждении Государственной программы «Развитие архивного дела в Республике Татарстан на 2016-2025 годы», ФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Основанием для дисциплинарного взыскания    явилось заключение служебной проверки от 08 февраля 2023 года, согласно которому 30 декабря 2022 года по электронному документообороту на межведомственное согласование был направлен проект постановления КМ РТ «О внесении изменений в Государственную программу «Развитие архивного дела в Республике Татарстан на 2016 - 2025 годы», утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июня 2016 года № 395 «Об утверждении Государственной программы «Развитие архивного дела в Республике Татарстан на 2016 - 2025 годы».

Министерством юстиции данный проект был согласован, а Министерством финансов согласован не был и возвращен в Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу со следующими замечаниями:

объемы расходов Госпрограммы по годам необходимо привести в соответствие: 2022 год - с росписью бюджета РТ, 2023-2025гг. - с Законом РТ от 23.11.2022 № 82-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», а также необходимо внести соответствующие изменения в паспорт госпрограммы по объемам финансирования с разбивкой по годам и источникам и III раздел;

в пунктах 1.2.2. и 2.2.2. (содержание аппарата Госкомитета и ГБУ Государственный архив РТ») необходимо скорректировать объемы расходов по годам с учетом утвержденного бюджета РТ на соответствующий финансовый год

3) отсутствует согласование с руководством РТ по источникам финансирования вновь вводимых пунктах в госпрограмму, а также по исключению (уменьшению объемов финансирования) отдельных мероприятий Госпрограммы с 2023 года.

При этом, в результате проведенной служебной проверки установлено, что замечания Министерства финансов РТ носят финансовой характер, потому ответственность за недоработку проекта КМ РТ несет начальник финансово-экономического отдела.

          По факту допущенных нарушений ФИО1 08 февраля 2023 года была представлена    пояснительная записка, согласно которой все поручения председателя исполнены в соответствии с должностной инструкцией. С данным приказом она была ознакомлена в этот же день.

Соответствующими приказами представителя нанимателя в лице председателя Госкомархива РТ от 08 февраля 2023 года № 36-ОД, от 19 февраля 2023 года № 45-ОД в соответствии с положениями статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в связи с проведением служебной проверки ФИО1 на 09 февраля 2023 года и с 13 февраля 2023 года от замещаемой должности начальника финансово-экономического отдела была временно отстранена до завершения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания.

Приказом Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу от 01 марта 2023 года № 6-к действие служебного контракта от 22 августа 2022 года № 8 прекращено, ФИО1 освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Татарстан и с государственной гражданской службы уволена. (л.д.27 том 1)

Разрешая заявленные истцом требования в части оспаривания приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности,        учитывая прежнее поведение сотрудника, который за период прохождения государственной гражданской службы взысканий не имела, суд приходит к выводу о том, что такое дисциплинарное взыскание как выговор, не соответствует тяжести совершенного проступка.

Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает.

           Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

В соответствии с должностным регламентом начальник финансово-экономического отдела, в том числе, участвует в разработке нормативных правовых актов, осуществляет организацию бухгалтерского учета деятельности аппарата Госкомитета;

руководит разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины;

организует исполнения смет доходов и расходов, результатов финансово-экономической деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу, а также расчетных и кредитных операций.

В представленной ФИО1 по факту вмененного приказом о применении дисциплинарного взыскания от 08 февраля 2023 года № 35-ОД нарушения объяснительной записке от 08 февраля 2023 года она ссылалась на    исполнение всех поручений председателя в соответствии с должностной инструкцией.

Настаивая на своей правовой позиции, в суде первой инстанции она ссылалась на то, что по условиям заключенного    служебного контракта подготовка проекта Постановления и должностными обязанностями начальника финансового-экономического отдела не предусмотрена.    Таковых данных материалы дела также не содержат.

При этом, каких-либо доказательств, что такие обязанности ей были вменены соответствующим приказом руководителя, а также данный проект не был согласован    Министерством финансов     и возвращен в Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу с замечаниями по вине ФИО1,    не представлено.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент привлечения к дисциплинарной ответственности действующих взысканий ФИО1 не имела, привлечение ее к дисциплинарному взысканию в виде выговора нельзя признать законным и обоснованным.

По указанным основаниям доводы апелляционной жалобы со ссылкой на наличие оснований для применения дисциплинарного взыскания, отклоняются как несостоятельные.

Принимая решение в части удовлетворения требований истца о признании незаконным приказа об увольнении, суд первой инстанции исходил из того, что нарушена процедура увольнения.

Материалами дела подтверждается, что поводом к увольнению послужило заключение служебной проверки от 10 февраля 2023 года, основанием для проведения которой послужила поступившая в Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу 08 февраля 2023 года служебная записка заместителя директора по АХЧ ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» о нарушениях бухгалтерского учета, выявленных в ходе инвентаризации, проведенной согласно приказу Госкомитета от 30 января 2023 года № 27-ОД.

При этом, проверкой были выявлены нарушения, связанные с тем, что на балансе ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» числятся переданные муниципальным архивам    в декабре 2021 года - стеллажи,    переданная с июля 2022 года по январь 2023 года – мебель,    переданные Национальному музею объекты основных средств, а также подлежащая списанию учебно-методическая литература. С декабря 2021 года по настоящее время в отдел материально-технического обеспечения ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» финансово-экономическим отделом Госкомитета не направлялись приходные документы по всем вновь принятым и оплаченным товарам в рамках заключенных государственных контрактах, а также инвентарные карточки с указанием инвентарных номеров.

Ежемесячно отделом материально-технического обеспечения ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» проводится работа по предоставлению в финансово-экономический отдел Госкомитета позиций материальных запасов, необходимых к списанию.

За декабрь 2022 года и январь 2023 года списание материальных запасов с баланса ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» не производилось.

           В соответствии с должностным регламентом начальник финансово-экономического отдела, в том числе, осуществляет организацию бухгалтерского учета деятельности аппарата Госкомитета и Государственного бюджетного учреждения «Государственный архив Республики Татарстан», контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности Госкомитета и Государственного бюджетного учреждения «Государственный архив Республики Татарстан»;

обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности в Госкомитете и Государственном бюджетном учреждении «Государственный архив Республики Татарстан» на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля;

руководит разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины;

осуществляет руководство деятельностью отдела и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач и функций.

           08 февраля 2023 года при ознакомлении начальника финансово-экономического отдела ФИО1 с приказом от 08 февраля 2023 года № 34-ОД о проведении служебной проверки, ей было предложено написать объяснительную записку по фактам, выявленным в ходе инвентаризации.

          Объяснительная в этот день ФИО1 не представила, а с 09 февраля 2023 года находилась на листке нетрудоспособности.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н - бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.

ФИО10 ФИО1 к дисциплинарному взысканию в виде увольнения, ответчик вменяет ей в вину неисполнение должностных обязанностей по ведению бухгалтерского учета, что привело к нарушению бухгалтерского учета государственного имущества. Имеется расхождение между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета, то есть фактическая недостача имущества.

При этом, каких-либо доказательств, что ФИО1 принимала участие в ходе инвентаризации, проведенной согласно приказу Госкомитета от 30 января 2023 года № 27-ОД, ответчиком суду также не представлено.

          В соответствии с п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

В соответствии со статьей 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

В соответствии со статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Из буквального толкования части первой статьи 193 названного Кодекса следует, что на работодателя до применения дисциплинарного взыскания императивно возложена обязанность по истребованию от работника письменного объяснения по факту совершения дисциплинарного проступка. В связи с чем дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику только после получения от него объяснения в письменной форме либо после непредставления работником такого объяснения (отказа предоставить объяснение) по истечении двух рабочих дней со дня затребования объяснений. Указанной нормой предусмотрено два дня для предоставления работником объяснений, что согласуется с правовой позицией отраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 года № 778-О.

Данное положение направлено на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, и на предотвращение необоснованного применения дисциплинарного взыскания.

Таким образом, часть 1 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации носит гарантийный характер в связи с чем, соблюдение установленной законом процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности является обязательным и не зависит от конкретных обстоятельств, возникших при реализации работодателем права на привлечение работника к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, оспариваемый приказ нанимателя от 01 марта 2023 года № 6-к о расторжении служебного контракта и увольнении ФИО1, как и материалы гражданского дела ссылок на объяснения ФИО1, либо на отказ гражданского служащего от дачи объяснений по факту совершения дисциплинарного проступка также не содержат.

Кроме того, для увольнения по оспариваемому основанию, повторное нарушение должно быть совершено после первого дисциплинарного взыскания, что согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 9 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 09 декабря 2020 года.

Вместе с тем, приказами нанимателя от 08 февраля 2023 года № 36-ОД, от 19 февраля 2023 года № 45-ОД ФИО1 от замещаемой должности начальника финансово-экономического отдела отстранена и согласно имеющимся в материалах дела сведениям в период с 09 февраля 2023 года по 13 февраля 2023 года, с 14 февраля 2023 года по 23 февраля 2023 года находилась на больничном.

Установлено, что 07 февраля 2023 года ФИО1 посредством направления почтового отправления подано заявление от 06 февраля 2023 года об увольнении по инициативе гражданского служащего.

Заявление аналогичного содержания 08 февраля 2023 года подано ФИО1 электронной почтой.

В Федеральном законе от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ отсутствует норма, позволяющая суду, рассматривающему индивидуальный служебный спор, изменить формулировку причины увольнения гражданского служащего в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону.

В Трудовом кодексе Российской Федерации в части 5 статьи 394 закреплена норма, предусматривающая, что в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса Российской Федерации или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи этого кодекса или иного федерального закона.

Положения части 5 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ могут быть применены при рассмотрении судом индивидуального служебного спора к отношениям, связанным с гражданской службой.

Гражданский служащий вправе обратится в суд за разрешением служебного спора по поводу увольнения с гражданской службы, изменения формулировки причины освобождения от замещаемой должности гражданской службы. При разрешении спора, связанного с увольнением гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя, суд должен дать оценку правомерности увольнения гражданского служащего по основанию, которое следует из фактических обстоятельств, повлекших его увольнение. В том случае, когда имелись законные основания для расторжения служебного контракта с гражданским служащим и был соблюден порядок увольнения, однако при оформлении увольнения представитель нанимателя неправильно сформулировал основание и (или) причину увольнения гражданского служащего, суд обязан привести формулировку основания увольнения в соответствие с реальной его причиной. Принятие судом такого решения возможно при условии соблюдения представителем нанимателя всех требований, предъявляемых законодателем к процедуре увольнения гражданского служащего по конкретному основанию, и не может быть произвольным.

Изменение формулировки основания и (или) причины увольнения гражданского служащего осуществляется судом при разрешении индивидуального служебного спора в соответствии с частью 5 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, которая применяется в этом случае исходя из положений статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную либо не соответствующую закону формулировку основания и (или) причины увольнения, суд в силу части 5 статьи 394 Кодекса обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Кодекса или иного федерального закона, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения.

Согласно части 7 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом.

При таком положении, с учетом положений части 4 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу      о наличии оснований для признания увольнения незаконным изменения формулировки основания прекращения служебного контракта от 22 августа 2022 года № 8 на часть 1 статьи 36 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", расторжение служебного контракта и увольнение с гражданской службы по собственной инициативе с изменением даты увольнения на 11 мая 2023 года.

Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не дано определение средней заработной платы и не урегулирован порядок выплат при восстановлении сотрудников на работе, что свидетельствует о наличии оснований для применения положений статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников указанных выплат.

Порядок исчисления средней заработной платы установлен Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства от 24 декабря 2007 года N 922.

Согласно пункту 2 данного Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ денежное содержание государственного гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Согласно пункту 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся:

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада;

- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ;

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

- ежемесячное денежное поощрение;

- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Пунктом 10 статьи 50 Закона N 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Постан░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░░ 2007 ░░░░ N 562 ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░" (░░░░░ - ░░░░░░░), ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░" - "░" ░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ 1/12 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░" - "░" ░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░. 2 ░. 8 ░░░░░░).

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░ 97 014 ░░░. 24 ░░░. (42 180, 12 ░ 2 + 12 654 ░░░. (░░░) (42 180, 12 / 20 ░░. ░ 6 ░░.), ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 16 ░░░░░░ 70 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ N 79-░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 15 000 ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 199, 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

                                                           ░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░ ░░ 11 ░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░6 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 9 ░░░░ 2024 ░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

33-11488/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шангараева Айгуль Ильгамовна
Ответчики
Государственный комитет РТ по архивному делу
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
06.06.2024Передача дела судье
04.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2024Передано в экспедицию
04.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее