Решение по делу № 2-941/2024 от 08.02.2024

УИД № 57RS0022-01-2024-000437-11          Производство № 2-941/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 апреля 2024 г.      г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Агибалова В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пунько Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой Натальи Валерьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

установил:

Борисова Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (далее – ОСФР по Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование требований указала, что (дата обезличена) обратилась в ОСФР по Орловской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Однако решением ответчика (номер обезличен) в установлении указанной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием документального подтверждения проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

По мнению истца, отказ в досрочном назначении пенсии является незаконным, поскольку с 1991 по 2023 гг. истец постоянно проживала в д. Медведево Орловского района Орловской области.

В связи с изложенным Борисова Н.В. просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года на основании ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и возложить на ответчика обязанность назначить ей пенсию с момента возникновения права.

В судебном заседании представитель истца Борисовой Н.В. – Далинская Ю.Н. заявленные требования уточнила, указав, что представленными доказательствами подтверждается период постоянного проживания истца на загрязненной территории на протяжении не менее 8 лет, ввиду чего просила признать за истцом право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года.

Представитель ответчика ОСФР по Орловской области – Ковалева Н.Л. в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих проживание истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в спорные периоды.

Истец Борисова Н.В. в судебное заседание не явилась, реализовав право на участие в судебном разбирательстве через представителя.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.

Вышеприведёнными Перечнями населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, предусмотрен с 26.04.1986 по настоящее время населенный пункт (адрес обезличен).

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, (дата обезличена) Борисова Н.В. обратилась в ОСФР по Орловской области с заявлением о назначении ей пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением ОСФР по Орловской области (номер обезличен) в установлении Борисовой Н.В. пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отказано в связи с отсутствием права.

Обращаясь в суд с настоящим иском и поддерживания требования в судебном заседании, стороной истца указывалось на то, что Борисова Н.В. в период с (дата обезличена) гг. на протяжении не менее 8 лет постоянно проживала в (адрес обезличен)

Проверяя доводы истца, судом установлено, что согласно паспорту гражданина Российской Федерации Борисова Н.В. с (дата обезличена) по (дата обезличена) была зарегистрирована по месту жительства по адресу: (адрес обезличен), с (дата обезличена) по настоящее время зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен).

Вместе с тем, Борисова Н.В. в порядке наследования по завещанию после смерти ФИО4, умершей (дата обезличена), является собственником жилого дома, находящегося по адресу: (адрес обезличен), расположенного на земельном участке площадью 4331,3 кв.м, 1961 года постройки, общей площадью 45,2 кв.м, жилой – 34,4 кв.м.

На основании постановления администрации Орловского района Орловской области от (дата обезличена) (номер обезличен) в собственность Борисовой Н.В. предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: (адрес обезличен), для эксплуатации и обслуживания жилого дома, принадлежащего Борисовой Н.В. на праве собственности.

(дата обезличена) между Борисовой Н.В. и ООО «Газпром межрегионгаз Орел» заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд (номер обезличен) в отношении домовладения, расположенного по адресу: (адрес обезличен)

Также (дата обезличена) и (дата обезличена) между Борисовой Н.В. и ООО «Газпром межрегионгаз Орел» заключались договоры на оказание работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, расположенного по вышеуказанному адресу: (адрес обезличен).

Из представленных ООО «Газпром межрегионгаз Орел» и ООО «Орловский энергосбыт» выписок о начисленных и оплаченных суммах за поставленный природный газ и электроэнергию, соответственно, за период с (дата обезличена) г. по настоящее время усматривается реальное потребление коммунальных ресурсов.

Кроме того, (дата обезличена) администрацией Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области в адрес Борисовой Н.В. – (адрес обезличен) был направлен ответ на обращение по вопросу замены электрических опор.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5 и ФИО6 подтвердили обстоятельства фактического проживания Борисовой Н.В. в жилом доме в (адрес обезличен) в спорный период.

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.

С учетом изложенного, оценивая в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ вышеуказанные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцом Борисовой Н.В. представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт ее проживания в период с 2014 по 2023 гг. на протяжении не менее 8 лет в д. Медведево Орловского района Орловской области, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о признании за Борисовой Н.В. права на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на снижение общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что Борисова Н.В. в указанный период проживала на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно носящей льготный социально-экономический статус.

В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку у Борисовой Н.В., (дата обезличена) года рождения право на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года возникнет по достижении возраста 53 лет с (дата обезличена), то оснований для назначения пенсии на момент разрешения настоящего спора у суда не имеется.

С учетом положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Борисовой Натальи Валерьевны ((дата обезличена) года рождения, паспорт (номер обезличен)) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (ОГРН 1025700826744, ИНН 5753002380) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.

Признать за Борисовой Натальей Валерьевной право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 2 (два) года.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области в пользу Борисовой Натальи Валерьевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 5 апреля 2024 г.

Судья      В.С. Агибалов

2-941/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Борисова Наталья Валерьевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области
Другие
Далинская Юлия Николаевна
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Агибалов Владимир Сергеевич
Дело на сайте суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
08.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2024Передача материалов судье
12.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.03.2024Предварительное судебное заседание
20.03.2024Предварительное судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
05.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2024Дело оформлено
04.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее