Решение по делу № 33а-7970/2020 от 03.09.2020

Судья Пакула М.Р. Дело № 33а-7970/2020

(№ 2а-1214/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 21 сентября 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Кураповой З.И., Тимофеевой А.А.,

при секретаре Прокошкиной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению Иванова Александра Ивановича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным письма от 13 января 2020 г. об отказе в рассмотрении заявления о представлении земельного участка в собственность, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка

по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 19 мая 2020 г., которым административное исковое заявление удовлетворено

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения представителей административного истца Шарапы А.В., Проценко Е.А., судебная коллегия

установила:

Иванов А.И. обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя тем, что отказ в рассмотрении заявления о представлении земельного участка согласно схеме расположения на кадастровом плане территории, является незаконным и необоснованным, нарушающем права заявителя на получение указанного земельного в собственность на заявленном виде прав, поскольку в поданном Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым заявлении указан вид разрешённого использования «для ведения индивидуального садоводства», согласно распоряжения Симферопольской районной государственной администрации от 4 июля 2012 г. № 1296-р.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Симферопольского района Республики Крым, администрация Перовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 19 мая 2020 г. административное исковое заявление Иванова А.И. удовлетворено.

Признано незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, изложенное в письме от 13 января 2020 г. об отказе в предоставлении Иванову А.И. в собственность земельного участка, площадью 500 кв.м. для ведения садоводства в <адрес>.

На Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Иванова А.И. о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 500 кв.м. для ведения садоводства в районе <адрес>.

В апелляционной жалобе, поданной представителем Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, ставится вопрос об отмене судебного акта, ввиду нарушения норм материального права.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что поскольку в распоряжении Симферопольской районной государственной администрации от 4 июля 2012 г. № 1296-р не указана площадь индивидуального земельного участка, на который Иванову А.И. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым не имелось достаточных правовых оснований для принятия решения по вопросу предоставления земельного участка, поскольку административный ответчик не вправе определять площадь земельного участка, подлежащего предоставлению.

В судебном заседании представители Иванова А.И. – адвокаты по ордерам от 21 сентября 2020 г. Шарапа А.В., Проценко Е.А. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителей административного истца, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.

Из материалов административного дела следует, что распоряжением Симферопольской районной государственной администрации от 4 июля 2012 г. № 1296-р 30 гражданам (в т.ч. Иванову А.И.) дано разрешение (согласно приложению) на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка, площадью до 1,6378 га пастбищ для ведения индивидуального садоводства из земель запаса сельскохозяйственного назначения в районе <адрес> (пункт 1). На граждан возложена обязанность предоставить проект землеустройства на утверждение Симферопольской райгосадминистрации (пункт 2).

Во исполнение вышеуказанного распоряжения по заказу административного истца изготовлен проект землеустройства по отводу и передаче в собственность Иванову А.И. земельного участка для ведения индивидуального садоводства в <адрес>, площадью 500 кв.м.

28 ноября 2019 г. в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым поступило заявление Иванова А.И. от 21 ноября 2019 г. о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 500 кв.м., расположенного в <адрес>, для ведения садоводства, в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённом Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313.

К названному заявлению были приложены: копия паспорта гражданина Российской Федерации, копия распоряжения Симферопольской районной государственной администрации от 4 июля 2012 г. № 1296-р и графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка.

Письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 13 января 2020 г. административному истцу сообщено, что поскольку в распоряжении Симферопольской районной государственной администрации от 4 июля 2012 г. № 1296-р не указана площадь индивидуального земельного участка, на который Иванову А.И. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым не имеется достаточных правовых оснований для принятия решения по вопросу предоставления земельного участка, поскольку административный ответчик не вправе определять площадь земельного участка, подлежащего предоставлению. Административному рекомендовано устранить указанное замечание и повторно обратиться в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением по вопросу предоставления земельного участка в собственность в Порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённом Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313.

Полагая, что вышеуказанное письмо административного ответчика является незаконным, Иванов А.И. обратился в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из отсутствия оснований для отказа Иванову А.И. в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённом Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313.

К названному заявлению были приложены: копия паспорта гражданина Российской Федерации, копия распоряжения Симферопольской районной государственной администрации от 4 июля 2012 г. № 1296-р и графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка.

Согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. N6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка) было установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон) (пункт 1 Порядка).

В силу пункта 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

В соответствии с пунктом 5 Порядка, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган:

в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым;

в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Требования к такому заявлению и перечень прилагаемых к нему документов установлены пунктами 6, 7 Порядка.

Согласно пункту 8 Порядка в течение трёх рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 6 настоящего Порядка, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

В соответствии с пунктом 12 Порядка, основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Частью 6 статьи 13 указанного Закона установлено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:

1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;

2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;

3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вынося оспариваемое письмо от 13 января 2020 г. , которым административному истцу сообщалось об отсутствии у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым достаточных правовых оснований для принятия решения по вопросу предоставления земельного участка, административный ответчик указал, что в распоряжении Симферопольской районной государственной администрации от 4 июля 2012 г. № 1296-р не указана площадь индивидуального земельного участка, на который Иванову А.И. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.

Из содержания названного письма следует, что заявление Иванова А.И. о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления права 21 ноября 2019 г., поступившее в Министерств имущественных и земельных отношений Республики Крым 28 ноября 2019 г., административным ответчиком по сути не рассмотрено и возвращено заявителю.

Вместе с тем, требований о необходимости указания в распоряжении органа местного самоуправления, которым дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка, площади индивидуального земельного участка, при обращении в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с соответствующим заявлением, положения пунктов 6, 7 Порядка не содержит.

Более того, не указание в распоряжении Симферопольской районной государственной администрации от 4 июля 2012 г. № 1296-р таких сведений осуществлено не по вине административного истца, подготовившего в 2012 году во исполнение данного распоряжения проект землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка.

При таких обстоятельствах, у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым отсутствовали правовые основания для возвращения без рассмотрения заявления Иванова А.И. о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления права от 21 ноября 2019 г., поступившего в адрес административного ответчика 28 ноября 2019 г. по причинам, указанным в письме от 13 января 2020 г. .

Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что восстановительной мерой, соответствующей допущенному нарушению прав и законных интересов заявителя и направленной на его устранение, будет повторное рассмотрение Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым заявления Иванова А.И. о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 500 кв.м. для ведения садоводства в <адрес>.

Доводы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.

При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 19 мая 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи З.И. Курапова

А.А. Тимофеева

33а-7970/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванов Алекскндр Иванович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений
Другие
Администрация Перовского сельского Поселения Симферопольского района рК
Кравец Андрей Владимирович
Администрация Симферопольского района РК
Госкомрегистр РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Мостовенко Наталья Рудольфовна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
03.09.2020Передача дела судье
21.09.2020Судебное заседание
24.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2020Передано в экспедицию
21.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее