Дело №2а-2110/2019
33RS0011-01-2019-002979-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковров 21 августа 2019 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе судьи Королева А.Н.
при секретаре Алфимовой Виктории Андреевне
с участием прокурора Халатова Александра Владимировича,
представителя МО МВД России «Ковровский» Сидоровой Юлии Владимировны,
представителя управления Министерства внутренних дел по Владимирской области Артамоновой Анны Евгеньевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ковровского городского прокурора к МО МВД России «Ковровский» об обязании устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности в изоляторе временного содержания,
установил:
23.07.2019 г. в Ковровский городской суд поступило административное исковое заявление Ковровского городского прокурора об обязании МО МВД России «Ковровский» устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности в изоляторе временного содержания.
В обоснование административного искового заявления указано, что городской прокуратурой в июле 2018 года совместно со специалистом ОНДиПР ГУ МЧС России по Владимирской области в г. Коврове проведена проверка изолятора временного содержания МО МВД России «Ковровский», в ходе которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. Для устранения нарушений 01.07.2018 заместителем городского прокурору начальнику МО МВД России «Ковровский» вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности в изоляторе временного содержания. До настоящего времени нарушения не устранены. В связи с этим прокурор просит обязать МО МВД России «Ковровский» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства, а именно: организовать эвакуационный выход из помещений изолятора временного содержания в соответствии с требованиями ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», оборудовать в изоляторе временного содержания второй эвакуационный выход, помещения изолятора временного содержания оборудовать системой вытяжной противодымной вентиляции, работу автоматической пожарной сигнализации, установленной в изоляторе временного содержания, согласовать с работой системы вентиляции, в подвальном помещении изолятора временного содержания установить два окна размерами не менее 0,9х1,2 метра с приямками.
В судебном заседании прокурор Халатов Александр Владимирович поддержал доводы административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Сидорова Юлия Владимировна пояснила, что главным распорядителем средств федерального бюджета является МВД России, МО МВД России «Ковровский» получатель бюджетных ассигнований. Лимиты бюджетных ассигнований для строительства изолятора временного содержания МО МВД России «Ковровский» не доведены. В целях устранения нарушений требований пожарной безопасности в УМВД России по Владимирской области неоднократно направлялись заявки на финансирование. УМВД России по Владимирской области было сообщено об ограниченном финансировании и рассмотрении заявок МО МВД России «Ковровский». МО МВД России «Ковровский» не имеет возможности устранить нарушения требований пожарной безопасности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку дополнительное выделение бюджетных ассигнований на указанные цели до 2020 года не предусмотрено.
Представитель заинтересованного лица Артамонова Анны Евгеньевна просила предоставить один год для исполнения судебного решения или больший срок.
Суд, выслушав прокурора, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 23 Федерального закона №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 №123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 4 Закона №123-Ф3 техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Согласно ст. 6 Закона №123-Ф3 пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Ст. 52 Закона №123-Ф3 определено, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов: применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара; применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации; применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций; устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры; устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты; применение первичных средств пожаротушения; применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения; организация деятельности подразделений пожарной охраны.
В силу ст. 53 Закона №123-Ф3 каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применен������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�¬�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????????????????????????�??????????�??????????�??????????�??????�??????�??????�????????�????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�L�?�?�����?������?�����?������?�����?�����
Ст. 56 Закона №123-Ф3 определено, что система противодымной защиты должна предусматривать использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах и на лестничных клетках.
В соответствии со ст. 85 Закона №123-Ф3 независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. При включении систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений при пожаре должно осуществляться обязательное отключение систем общеобменной и технологической вентиляции и кондиционирования воздуха (за исключением систем, обеспечивающих технологическую безопасность объектов).
Согласно ст. 89 Закона №123-Ф3 эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 138 Закона №123-Ф3 конструкции воздуховодов и каналов систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции и транзитных каналов (в том числе воздуховодов, коллекторов, шахт) вентиляционных систем различного назначения должны быть огнестойкими и выполняться из негорючих материалов. Узлы пересечения ограждающих строительных конструкций с огнестойкими каналами вентиляционных систем и конструкциями опор (подвесок) должны иметь предел огнестойкости не ниже пределов, требуемых для таких каналов. Для уплотнения разъемных соединений (в том числе фланцевых) конструкций огнестойких воздуховодов допускается применение только негорючих материалов. Вытяжные вентиляторы системы противодымной защиты зданий и помещений должны сохранять работоспособность при распространении высокотемпературных продуктов горения в течение времени, необходимого для эвакуации людей (при защите людей на путях эвакуации), или в течение всего времени развития и тушения пожара (при защите людей в пожаробезопасных зонах).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования: сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара; ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара; нераспространение пожара на соседние здания и сооружения; эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения; возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Согласно п. 49 Правил руководитель организации обеспечивает проверку огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре.
В соответствии с п. 61 Правил руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
Из материалов административного дела следует, что в ходе проверки в ИВС МО МВД России «Ковровский» выявлены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:
Существующий эвакуационный выход из помещений не отвечает требованиям пожарной безопасности, т.к. не является обособленным от общей лестничной клетки;
Помещения изолятора временного содержания не имеют второго эвакуационного выхода;
Не оборудованы помещения системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридоров;
Не сблокирована автоматическая пожарная сигнализация с системой вентиляции для ее отключения при пожаре;
Подвальный этаж, в котором размещаются помещения ИВС не имеет двух окон, размерами не менее 0,9x1,2 метра с приямками.
Вышеуказанные нарушения законодательства устранить до настоящего времени не представилось возможным ввиду отсутствия необходимого финансирования данного вида работ. Требования федерального законодательства о пожарной безопасности МО МВД России «Ковровский» обязано соблюдать. Указанные факты нарушают права лиц, содержащихся под стражей на необходимые бытовые условия, отвечающие требованиям пожарной безопасности, и могут привести к несвоевременному принятию противопожарных мер в случае возгорания в ИВС МО МВД России «Ковровский».
В связи с этим суд считает возможным возложить обязанность на административного ответчика в течение года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 89 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22.07.2008 №123-░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 0,9░1,2 ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░