Дело № 2а-1098/2020
55RS0026-01-2020-001247-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Безверхой А.В., при секретаре судебного заседания Слипак А.В., помощнике судьи Дудко Т.Г., с участием представителя административного ответчика Цисницкой Г.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 19 июня 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Тихонова Р.И. к призывной комиссии Омского муниципального района Омской области о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Тихонов Р.И. обратился в Омский районный суд Омской области с вышеназванным административным исковым заявлением. В обоснование своих требований административный истец указал, что 13.05.2020 при прохождении призывных мероприятий весеннего призыва 2020 года истец был признан годным к к прохождению военной службы по призыву с незначительными ограничениями и ему была присвоена категория годности <данные изъяты>», а также выдана повестка на 22.05.2020 для контрольной явки. С вышеуказанным решением призывной комиссии Омского района Омской области истец не согласен, поскольку до прохождения медицинского освидетельствования и призывной комиссии сотрудниками военного комиссариата Омского района Омской области не были получены результаты обязательных диагностических исследований, которые осуществляются до начала освидетельствования призывника (анализы). Ранее направление на прохождение обязательных диагностических исследований истцу выдавалось, но пройти необходимые исследования он не мог, в связи с объявлением режима «повышенной готовности» на территории Омской области, который по настоящее время действует, а также введенными ограничениями по передвижению в городе, а также посещению медицинских учреждением и ограничением приема граждан. 13.05.2020 при прохождении медицинского освидетельствования истец заявлял жалобы на состояние здоровья врачам-специалистам, а также предоставил медицинские документы в подтверждение своих жалоб, которые были полностью проигнорированы комиссией. Истец пытался приобщить к материалам личного дела заключение врача-<данные изъяты> от 02.10.2019, согласно которому истцу поставлен диагноз: <данные изъяты>. Вышеуказанное заболевание относится к категории «<данные изъяты>», которую комиссия должна была присвоить призывнику, либо направить на дополнительное обследование для уточнения данного заболевания, что не было сделано врачами-специалистами и в последующем призывной комиссией Омского района. Более того, при определении истцу категории годности был нарушен порядок проведения призывной комиссии, так как она была проведена в составе одного человека. На основании изложенного административный истец просил признать незаконным решение призывной комиссии Омского района Омской области о признании Тихонова Р.И. годным к прохождению военной службы по призыву с незначительными ограничениями; обязать призывную комиссию Омского района Омской области освободить Тихонова Р.И. от прохождения военной службы по призыву, на основании п.п. «А» п. 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; привлечь должностное лицо военного комиссариата к ответственности комиссариата к ответственности за нарушение порядка и организации медицинского освидетельствования и работы призывной комиссии Омского района Омской области, а также обязать его осуществить тщательный контроль за проведением в отношении Тихонова Р.И. последующих призывных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
Административный истец Тихонов Р.И. в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще, представил письменное ходатайство, в котором просил о рассмотрении дела без его личного участия, а также пояснил, что административные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика призывной комиссии Омского района Омской области и военного комиссариата Омского района Омской области Цисницкая Г.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что административным истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии у него на момент проведения медицинского освидетельствования заболевания, дающего право на освобождение от призыва на военную службу, как и доказательств того, что общие клинические исследования могли бы выявить у него заболевания, дающее ему право на отсрочку. Также заявитель не представил доказательств того, что отсутствие результатов клинико-инструментальных обследований при медицинском освидетельствовании повлекло принятие неправильного медицинского заключения о его годности к военной службе. Обратила внимание суда, что прием анализов у призывников, в не зависимости об объявления режима повышенной готовности приводит БУЗОО «Омская ЦРБ», расположенная на ул. Малиновского в г. Омске.
Заинтересованное лицо ФКУ «Военный комиссариат Омской области» в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежаще.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 2, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу статьи 5.1. указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 28 названного Федерального закона определены обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии; в частности, пунктом 1 установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Пунктом 7 названной статьи регламентированы вопросы обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Полномочия призывной комиссии субъекта Российской Федерации регламентированы статьей 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; к ним законодатель относит организацию медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; рассмотрение жалоб граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
В соответствии с пунктом 13 Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно пункту 17 «Положения о призыве на военную службу граждан РФ» при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В пункте 18 указанного выше Положения сказано, что контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.
В соответствии с пунктом 24 «Положения о призыве на военную службу граждан РФ» в целях обеспечения организованной отправки граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы, формирования воинских эшелонов (команд) и передачи их представителям воинских частей по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации выделяются и оборудуются территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского осмотра и контрольного медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников (далее - сборный пункт).
При необходимости по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть выделен и оборудован для совместного использования один сборный пункт, работу которого организует военный комиссариат при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот сборный пункт.
Согласно пункту 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C».
Согласно пункту 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.13 № 565, врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены статьей 5.1 Федерального закона от 28.03.98 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и указаны выше.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.13 № 565, являются требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд (пункт 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно пункту 2 Приказа Министра обороны РФ № 240, Минздрава РФ № 168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе» (далее по тексту Приказ 240/168) предусмотрены следующие мероприятия: истребование из медицинских учреждений и других организаций медико-социальных сведений на призывников; проведение призывникам клинико-инструментальных исследований.
Также согласно пункту 4 Приказа № 240/168 из медицинских учреждений истребуются медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывников.
Распоряжением Губернатора Омской области от 27 марта 2020 года № 29-р «Об организации на территории Омской области призыва граждан Российской Федерации на военную службу в апреле-июле 2020 года» создана призывная комиссия в муниципальных районах Омской области. Приложением № 21 к распоряжению Губернатора Омской области от 27 марта 2020 года № 29-р утвержден состав призывной комиссии Омского муниципального района Омской области.
В судебном заседании установлено, что Тихонов Р.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения при прохождении медицинской комиссии от 01.07.2015 был поставлен на воинский учет, что подтверждается учетной картой призывника.
02.10.2015 решением призывной комиссии Тихонову Р.И. поставлена отсрочка до 31.08.2019, в связи с обучением в <данные изъяты>. 03.10.2019 решением призывной комиссии Тихонов Р.И. направлен на медицинское обследование в ОКБ до 30.10.2018.
30.10.2019 призывной комиссией поставлена категория <данные изъяты> – временно не годен к военной службе до 01.04.2020.
13.05.2020 получено заключение врачей, что отражено в личном деле Тихонова Р.И. и решением призывной комиссии Омского района Омской области Тихонов Р.И. признан к военной службе с незначительными ограничениями с присвоением категории годности <данные изъяты>, вручена повестка на 22.05.2020 для контрольной явки в военный комиссариат Омского района Омской области.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, административный истец указал, что медицинская комиссия вынесла итоговое заключение по неполным данным состояния его здоровья без получения диагностических исследований, которые должны быть проведены до начала медицинского освидетельствования.
Анализ названного выше, позволяет суду прийти к выводу, что неполучение результатов всех диагностических исследований не свидетельствует о наличии значительных нарушений порядка проведения медицинского освидетельствования, которые могли повлечь нарушение прав и законных интересов Тихонова Р.И., последним не доказано, что отсутствие при медицинском освидетельствовании результатов некоторых исследований повлекло принятие комиссией неправильного медицинского заключения о категории годности призывника Тихонова Р.И. к военной службе и решение призывной комиссии о призыве заявителя на военную службы.
Суд отмечает, что Тихонов Р.И. имел возможность сдать анализы и представить их результаты призывной комиссии, однако от исполнения указанной обязанности уклонился – диагностические исследования не прошел и их результаты не представил ни призывной комиссии, ни в ходе рассмотрения дела.
Доводы административного истца о том, что 13.05.2020 призывной комиссией были отклонены и не приняты медицинские документы не нашли подтверждение в судебном заседание. Представленное административным истцом заключение врача-<данные изъяты> от 03.10.2019 имеется в материалах личного дела призывника, более того по результатам этого заключения призывной комиссией от 03.10.2019 было принято решение о назначении медицинского дообследование в ОКБ до 30.10.2019.
Доводы административного истца, что нарушен порядок проведения, т.к. комиссия была в составе одного человека, опровергнуты материалами личного дела призывника.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что оспариваемое Тихоновым Р.И. решение принято уполномоченным органом в пределах компетенции и не противоречит с учетом конкретных выявленных в ходе рассмотрения дела, обстоятельств требованиям закона, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований Тихонова Р.И. не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2020 ░░░░.