Р Е Ш Е Н И Е
30 марта 2022 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Дяченко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника директора филиала общества с ограниченной ответственностью «Первая Экспедиционная Компания» Воробьева Валерия Николаевича Березина М.Ю. на решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 января 2022 года по делу № 12-24/2022 и постановление заместителя начальника ИФНС России по г. Симферополю Конищевой Н.В. № 91022034400336200008 от 28 сентября 2021 года,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя начальника ИФНС России по <адрес> ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ директор филиала общества с ограниченной ответственностью «Первая Экспедиционная Компания» (далее - ООО «Первая Экспедиционная Компания», Общество) ФИО9 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 00 рублей.
Решением судьи Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе и дополнении к ней защитник ФИО1 М.Ю. выражает несогласие с постановленными по делу решениями, просит об их отмене с прекращением производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что о рассмотрении дела в суде уведомлен не был; на момент рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Крым срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав ФИО9, жалобу поддержавшего по изложенным в ней основаниям; представителя по доверенности ИФНС <адрес> ФИО5, против удовлетворения жалобы возражавшую; прихожу к следующим выводам.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 настоящей статьи.
Ст. 6 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», - перечень этих случаев является исчерпывающим.
Расчету по выплате работодателем – резидентом работнику – нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный ч. 2 ст. 14 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках, либо без использования переводов электронных денежных средств.
Согласно статье 25 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения (абзац первый).
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации (абзац пятый).
Поскольку отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом отДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», к рассматриваемым правоотношениям применяются нормы специального законодательства.
Из материалов дела следует, что в ООО «Первая Экспедиционная Компания» были трудоустроены иностранные граждане: гражданин Таджикистана ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, приказ о приказ о приеме на работу № ПЭКП2784 от ДД.ММ.ГГГГ; гражданин Таджикистана ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приказ о приеме на работу № ПЭКП04950 от ДД.ММ.ГГГГ; гражданин Таджикистана ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приказ о приеме на работу № ПЭКП04598 от ДД.ММ.ГГГГ.
За выполненную работу ООО «Первая Экспедиционная Компания» ДД.ММ.ГГГГ по платежным ведомостям № и № вышеуказанным иностранным гражданам ФИО6, ФИО2, ФИО3 была выплачена заработная плата из кассы Общества наличными в общей сумме 15122,27 рублей.
Согласно ответу ООО «Первая экспедиционная компания» письмами от ДД.ММ.ГГГГ № (входящий номер в ИФНС по Симферополю ДД.ММ.ГГГГ № №) на запрос ИФНС по Симферополю о должностном лице, ответственном за выплату заработной платы работникам – нерезидентам, таким должностным лицом являлся директор филиала ООО «Первая экспедиционная компания» ФИО9, согласно приказу о переводе на работу от ДД.ММ.ГГГГ № ПЭКК104.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом в отношении директора филиала ООО «Первая экспедиционная компания» ФИО9 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника ИФНС России по <адрес> ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ директор филиала общества с ограниченной ответственностью «Первая Экспедиционная Компания» ФИО9 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением судьи Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица оставлено без изменения.
Оставляя без изменения постановление должностного лица, судья первой инстанции исходил из доказанности вины ФИО9 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Факт совершения директором филиала ООО «Первая Экспедиционная Компания» ФИО9 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, подтвержден собранными по делу доказательствами: актом проверки соблюдения валютного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, финансово-расчетными документами.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Судьей районного суда дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.
В целом, доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами должностного лица и судей районного о фактических обстоятельствах дела, сделанными по результатам исследования представленных доказательств.
Указанные доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых постановлений, поскольку установленный ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядок оценки доказательств не нарушен.
Доводы жалобы о том, что ФИО9 не был уведомлен о рассмотрении дела в суде опровергаются материалами дела и обеспечил явку в судебное заседание суда первой инстанции своего представителя ФИО7
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых решения судьи и постановления должностного лица не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19.01.2022 года по делу № 12-24/2022 и постановление заместителя начальника ИФНС России по г. Симферополю Конищевой Н.В. № 91022034400336200008 от 28.09.2021 оставить без изменения, а жалобу защитника директора филиала ООО «Первая Экспедиционная Компания» Воробьева Валерия Николаевича Березина М.Ю. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики Крым (подпись) Л.А. Дяченко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>