Дело №2а-60/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена 15 января 2019 года.
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2019 года.
15 января 2019 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Иванова М.Г.,
при секретаре – Лихачевой К.О.,
с участием: представителя
административного истца – Филонова А.И.,
представителя административного ответчика – Николаенко Е.Н.,
представителя заинтересованного лица – Майер Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зеленского Сергея Владимировича к администрации города Судака Республики Крым, Инспекции архитектурно-строительного контроля в АР Крым, Службе государственного строительного надзора Республики Крым, заинтересованное лицо - Мержвинский Николай Витальевич, об обжаловании действий и признании решения №373 от 10 июля 2012 года незаконным, а также признании незаконной декларации о готовности объекта к эксплуатации и её отмене, -
УСТАНОВИЛ:
Зеленский С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Судака Республики Крым, Инспекции архитектурно-строительного контроля в АР Крым, Службе государственного строительного надзора Республики Крым, заинтересованное лицо - Мержвинский Николай Витальевич, в котором, уточнив требования административного искрового заявления просит суд восстановить срок на обжалование решения и декларации, признать незаконными действия Администрации г. Судака(Исполнительного комитета г. Судака), по вынесению решения от 10 июля 2012 года №373, признать решение Администрации г.Судака (Исполнительного комитета г. Судака) от 10 июля 2012 года №373. - незаконным и отменить его, признать незаконной и отменить декларацию о готовности объекта к эксплуатации зарегистрированной инспекцией ГАСК в АР Крым от 24 мая 2012 года №КР 18212082092.
Требования мотивированны тем, что административный истец является собственником земельного участка, находящейся по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 19 мая 2005 года. Рядом по адресу: <адрес>, расположен земельный участок собственником которого является Мержвинский Н.В. Указанный сосед построил на меже земельного участка еще при Украине здание и хозяйственные постройки, которые им были сданы в эксплуатацию. В настоящее время к ранее построенному зданию пристроено ещё одно трехэтажное здание которые, по мнению истца, построены самовольно и с нарушением градостроительных норм, так как Мержвинский Н.В. при строительстве жилого дома не отступил на 3 метра и хозпостроек на 1 метр от границы земельного участка Зеленского С.В. В результате чего Зеленский С.В. стал обращаться в различные органы власти, относительно нарушения своего права собственности, обращался в Администрацию г. Судака, Службу государственного строительного надзора, однако согласно ответов ему было предложено обратиться в суд. После чего он подал иск в Судакский городской суд «об устранении препятствий в пользовании собственностью, путем сноса самовольных строений». В процессе рассмотрения дела в сентябре 2018 года выяснилось, что решением Судакского исполнительного комитета от 10 июля 2012 года №373 жилой дом, возведенный Мержвинским Н.В., принят в эксплуатацию. После подачи настоящего административного иска и истребования документов из архива г. Судака выяснилось, что указанные строения введены в эксплуатацию на основании декларации о готовности объекта в эксплуатацию зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ №. Административный истец полагает, что указанная декларация не соответствует действительности и принята незаконно, так как при сдаче указанных документов должно проверяться план размещения здания и соответственно строительные нормы из приложенных документов усматривается, что здания размещены на границе земельного участка, причем какого либо права на размещения здании на границе земельного участка он не давал.
Административный истец в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, обеспечил явку своего представителя.
Представитель административного истца по доверенности Филонов А.И., исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме, при этом указал, что срок на обжалование решения и декларации административным истцом пропущен по уважительной причине, так как, только в сентябре 2018 года выяснилось, что решением Судакского исполнительного комитета от 10 июля 2012 года №373 указанный дом принят в эксплуатацию, с декларацией административный истец ознакомился в ходе судебного заседания суда в декабре 2018 года, после истребования документов судом.
Представитель административного ответчика – администрации города Судака Республики Крым Николаенко Е.Н. действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения административного иска, поскольку на момент строительства у Мержвинского Н.В. были оформлены все необходимые для этого документы. О том, что Мержвинский Н.В. возвел строения на своем участке, административный истец узнал ещё в 2012 году, таким образом при подаче настоящего административного иска им пропущен срок исковой давности.
В судебное заседание заинтересованное лицо – Мержвинский Н.В. не явился, обеспечил явку в суд своего представителя Майер Г.В., которая в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований административного иска Зеленского С.В., просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились об уважительности причин неявки суду не сообщили, о дате времени и месте судебного заседания извещались судом надлежащим образом.
Суд на основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ст.62 ч.1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административного исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела согласно государственного акта о праве собственности на земельный участок серии № Зеленскому Сергею Владимировичу, на основании договора купли-продажи земельного участка ВСС № заключенного ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Целевое назначение земельного участка: для индивидуального жилищного строительства (л.д.6).
Согласно кадастровой выписке земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 500 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для индивидуального жилищного строительства, имеет кадастровый №, принадлежит на праве собственности Зеленскому С.В. (л.д.7).
25 октября 2017 года на обращение Зеленского С.В. администрацией города Судака Республики Крым дан ответ которым разъяснено, что с 2008 года функции выдачи решения и принятия в эксплуатацию объектов капитального строительства в администрации города Судака отсутствуют, данными полномочиями наделена служба Государственного строительного надзора Республики Крым, расположенная по <адрес>. В связи с чем, принятие объекта, завершенного строительством в эксплуатацию не входит в компетенцию администрации города Судака (л.д.11).
В процессе рассмотрения судом истребовано в администрации города Судака решение Исполнительного комитета Судакского городского совета от 10 июля 2012 года №373 «О выдаче свидетельства о праве собственности на жилой дом с хозяйственным строением по адресу: <адрес>».
Согласно представленному решения Исполнительного комитета Судакского городского совета Автономной Республики Крым №373 от 10 июля 2012 года, Мержвинскому Н.В. выдано свидетельство о праве собственности на жилой дом лит «А-4», «под А-4» с террасой литер «а-4» общей площадью 862,0 кв.м., жилой площадью 339,6 кв.м., с хозяйственным строением: сарай литер «Б-2», санблок литер «В» в размере целого по адресу: <адрес>.
Согласно Государственного акта на право собственности на земельный участок серии № Мержвинскому Николаю Витальевичу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с декларацией о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной Инспекцией ГАСК в АР Крым ДД.ММ.ГГГГ за №, жилой дом с хозяйственными постройками и строениями по адресу: <адрес>, окончен строительством в 2006 году, общая площадь строения лит. «А-4» 862,0 кв.м., жилая площадь 339,6 кв.м.
Статьей 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым.
Все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории Крыма, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными Республикой Крым.
Согласно статье 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 года N 1849-6/14 "Об Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым" утверждено Временное положение об Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым, согласно которого Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым (далее - Инспекция) является органом со специальным статусом в системе органов исполнительной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Государственным Советом Республики Крым и Советом министров Республики Крым. Инспекция создается и ликвидируется Государственным советом Республики Крым по представлению Председателя Совета министров Республики Крым. Инспекция является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в органах казначейской службы и учреждениях банков, гербовую печать со своим наименованием, штампы, бланки.
Указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 года N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" установлено, что в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым ликвидируются органы исполнительной власти Республики Крым согласно перечня органов исполнительной власти Республики Крым, которым ликвидируются, в частности, Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым. Данным Указом Главы Республики Крым также утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Крым, в которую входит Служба государственного строительного надзора Республики Крым.
Согласно ч. 1 ст. 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иным публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса.
Согласно пункта 6 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу, в том числе, в случае, если ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 года N 169 утверждено Положение о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, согласно которого Служба государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Служба) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства. Правопреемником инспекции ГАСК в Автономной Республике Крым не является.
Согласно п. 4.39 указанного Положения, в случае выявления недостоверных сведений в документах, несоответствия документов требованиям законодательства, действовавшего на дату их регистрации или выдачи, подачи заказчиком заявления о прекращении действия либо об аннулировании разрешения на выполнение строительных работ либо сертификата о готовности законченного строительством объекта к эксплуатации, получения сведений о прекращении заказчиком юридического лица или субъекта предпринимательской деятельности, смерти физического лица - заказчика или признания его судом безвестно отсутствующим, препятствования заказчиком или лицами, ответственными за производство строительных работ, проведению на объекте проверки должностными лицами Службы, проводимой в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора, с соблюдением норм соответствующего регламента, утверждаемого Службой, данный исполнительный орган государственной власти Республики Крым наделен правами:
- прекращать действие на территории Республики Крым уведомлений и деклараций о начале выполнения подготовительных и строительных работ, деклараций о готовности объектов к эксплуатации, разрешений на выполнение строительных работ, сертификатов готовности объектов к эксплуатации, регистрация и выдача которых осуществлена Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины и ее территориальным органом - Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым;
- аннулировать разрешения на выполнение строительных работ и сертификаты готовности объектов к эксплуатации, выданные Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым или Службой государственного строительного надзора Республики Крым.
Согласно п. 24 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым N 2039-6/14 от 11.04.2014 года, в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым 386-1/14от 24.12.2014 г., в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации, Служба вправе отменить регистрацию такой декларации. Служба отменяет регистрацию декларации, в которой выявлены указанные заказчиком недостоверные данные, путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации. Служба отменяет регистрацию декларации также по решению суда об отмене регистрации декларации, вступившего в законную силу. Об отмене регистрации декларации заказчик письменно уведомляется в течение трех рабочих дней со дня отмены. После устранения причин, явившихся основанием для отмены регистрации декларации, заказчик вправе повторно подать исправленную декларацию в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком.
Пунктом 16 указанного выше Порядка предусмотрено, что заказчик отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации, в соответствии с законом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что Зеленский С.В. не обращался в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с заявлением об отмене регистрации и прекращении действия на территории Республики Крым декларации о готовности объекта к эксплуатации, поданной Мержвинским Н.В.
Кроме того, суд полагает возможным указать, что в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Материалы дела свидетельствуют о том, что оспариваемый нормативный акт является документом о выдаче свидетельства о праве собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке Мержвинского Н.В. на момент выдачи данного решения, то есть с 2012 года, в связи с чем, административный истец Зеленский С.В. должен был предположить о наличии правоустанавливающих документов на возведенные строения.
Не осуществление действий по реализации своего права в установленный срок при наличии фактических обстоятельств, свидетельствующих об осведомленности стороны о наличии обстоятельств, которые, по мнению административного истца, нарушают его права, не может являться основанием к восстановлению пропущенного срока.
Таким образом, судом установлено, что Зеленским С.В. пропущен срок обращения в суд с заявлением об обжаловании действий администрации.
Оснований уважительности причин пропуска этого срока и доказательств этому, являющихся основанием для восстановления процессуального срока, административным истцом не приведено и не представлено.
Доводы административного истца о том, что сроки обжалования решения и декларации пропущены им по уважительной причине, поскольку только в сентябре 2018 года ему стало известно, что решением Судакского исполнительного комитета от 10 июля 2012 года №373 указанный дом принят в эксплуатацию, суд не находит обоснованными поскольку административный истец знал о наличии объектов недвижимости, о которых идет речь в решении сессии с 2012 года.
Пропуск административным истцом срока на обращение с административным иском в суд в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования административного истца, оценив все представленные суду доказательства всесторонне, полно и объективно, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Зеленского Сергея Владимировича к администрации города Судака Республики Крым, Инспекции архитектурно-строительного контроля в АР Крым, Службе государственного строительного надзора Республики Крым, заинтересованное лицо - Мержвинский Николай Витальевич, об обжаловании действий и признании решения №373 от 10 июля 2012 года незаконным, а также признании незаконной декларации о готовности объекта к эксплуатации и её отмене - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 18 января 2019 года.
Председательствующий – судья М.Г. Иванов